Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
ЛЕКЦИЯ 3
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Экономические методы управления
3.2. Организационно–распорядительные
методы управления
3.3. Социально–психологические методы управления
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
3.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1) экономические;
2) организационно-
распорядительные;
3) социально-психологические.
Метод управления –
это способ воздействия на объект управления для достижения поставленных перед
ним целей.
Обычно выделяют три группы методов управления:
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Экономические методы управления предпола-гают не прямое, а косвенное воздействие
на объект управления.
Основу экономических методов управления составляет товарно–денежные отношения, материальная
заинтересованность каждого работника в результатах своего труда.
Экономические методы управления – это совокупность средств и инструментов, целенаправ-ленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития объекта управления.
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
2) уровень
предприятия
(организации);
1) макроуровень
(уровень страны);
3) отдельные
работники.
На каждом
из указанных уровней используются присущие им методы управления.
Следует различать три
уровня
объекта управления:
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
2. Методы наказания (штрафы, начеты и др.).
5. Ценообразо- вание
4. Самофинан- сирование
3. Хозяйствен-ный расчет
2. Бюджетный метод управления
7. Инвестиционная
политика
2. Национальные
программы
1. Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.п)
1. Планирование
1. Прогнозы
4. Налоговая политика
6. Финансово – кредитная
политика
5. Ценовая политика
3. Государственные
заказы
Отдельный работник
Предприятие
Макроуровень
Методы управления, применяемые на разных уровнях объекта управления
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Экономические методы на макроуровне выступают
в форме государственного регулирования.
Использование экономических методов управления
на уровне предприятия предполагает составление
плана
и контроль за его выполнением.
Планирование может охватывать
различные периоды и поэтому
подразделяется на перспективное
и текущее.
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
С помощью плана определяется на предстоящий период цели коллектива,
пути
и средства их достижения.
Долгосрочное (перспективное) планирование должно опираться на прогнозирование.
Прогнозирование
– это предвидение состояния объекта управления в будущем.
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Бюджетный метод управления означает
расчет доходов и расходов и контроль
за их
выполнением.
На предприятии может разрабатываться
несколько бюджетов. Это зависит
от характера
предприятия, от его размеров, от уровня
децентрализации управления.
Хозяйственный расчет – это один из важнейших экономических методов руководства коллективом.
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Сущность хозяйственного расчета
заключается в следующем:
1) за коллективом
подразделения закрепляются
необходимые средства производства;
3) устанавливаются внутренние расчетные цены;
2) каждому
коллективу подразделения
предоставляется определенная самостоятельность
в осуществлении своей деятельности;
5) устанавливается материальное поощрение и
материальная ответственность подразделений
за результаты своей деятельности.
4) систематически подводятся итоги хозяйственной
деятельности каждого подразделения;
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Внутрифирменный
расчет – это
метод хозяйствования в
фирмах, имеющих децентра-
лизованную
структуру
управления и развитые
хозяйственные отношения
между отдельными
подразделениями.
Хозрасчет подразделений называется внутрипроизводственным или
внутрифирменным расчетом.
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Самофинансирование – это способ хозяйст-вования, при котором предприятие покрывает
за счет своих доходов все текущие затраты и расходы на
техническое обновление и расширение производства.
Основным источником развития предприятия в условиях самофинансирования является получаемый им доход (прибыль).
Самофинансирование как экономический метод
управления способствует повышению эффективности
производства и ответственности коллектива за резуль-
таты своей деятельности.
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Ценообразование – это
процесс установления цен
с учетом действия
экономических законов
и интересов
предпринимательства.
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
1)
затратный;
При затратном подходе
основу цены составляет
себестоимость продукта.
2)
рыночный.
При рыночном подходе –
определяющими фактора-
ми цены являются спрос и
предложение товара.
Подходы к установлению
цен:
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Различают
оптовые
и
розничные
По степени свободы установления цен
они подразделяются на:
цены
2) регулируемые
цены;
1) твердые
цены;
3) рыночные цены
(договорные, свободные).
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
1) повременная;
Существует две основные формы
оплаты труда:
2) сдельная.
Использование экономических
методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется
при
оплате труда.
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую
зависимость от выполненной работы.
Повременная оплата труда зависит от отработанного времени
и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а в коммер-ческих организациях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Повременная заработная плата
применяется в отношении руководителей,
специалистов и служащих,
а также тех
рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному
расчету и измерению.
Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы,
а их рост необходимо стимулировать.
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
3.2. ОРГАНИЗАЦИОННО–РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационно-распорядительные методы базируются на обязательном подчинении
нижестоящих руководителей (менеджеров) вышестоящим, на дисциплинар-ной ответственности, на принципе единоначалия.
Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена управления.
Организационно-распорядительные методы - это способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти.
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Организационно-распорядительные
методы делятся на две группы методов:
1) организационные;
2) распорядительные.
С помощью
организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации.
При посредстве этих
методов организация проектируется, учреждается; её деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями.
Эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Организационные методы
можно классифицировать на:
1) регламен-
тирующие;
3) инструкти-
рующие.
2) нормиру-
ющие;
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Регламентирующие методы включают:
1) общеорганизационные методы управления,
определяющие общее устройство организации;
2)
структурные методы управления, определяю-
щие структуру органов власти, то есть набор
звеньев и уровней управления;
3) должностные методы управления, определяю-
щие должностной статус каждого лица,
обладающего властью.
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Нормирующие методы управления
основаны на использовании норм и нормативов.
В
их состав входят:
1) нормативы
времени;
3) нормы
выработки;
2) нормативы
численности;
4) предельные
величины;
5) нормативы
соотносительности.
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Использование норм и нормативов является исключительно важным,
их недооценка может привести к тяжелым последствиям (
например, авария на Чернобыльской АЭС произошла из-за несоблюдения установленных норм при её эксплуатации).
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Инструктирование включает в себя
различные виды информирования:
б)
ознаком-
ление;
г)
советы.
в)
разъяс-
нение;
а)
предосте-
режение;
Инструктирующие методы управления преследуют
цель ознакомить лицо с последствиями необдуманных,
неоправданных
или непрофессиональных действий,
могущих повлечь за собой тяжкие последствия или
судебную ответственность.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
На практике распорядительные методы
реализуются в виде:
1) приказов;
3) указа-
ний;
2) распоря-
жений;
4)
конкретных
безвариантных заданий
исполнителю.
В противоположность организационным – распорядительные методы активны, ибо на
их основе происходит вмешательство в саму деятельность.
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Самый главный недостаток
распорядительных методов
состоит в том,
что они ориентируются на:
1)
достижение
заданной
результативности,
а не на её
безграничный
рост;
2)
поощряют
исполнительность
а не
инициативу.
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
3.3. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Любая организация
выступает не только как производственно–экономическая единица, но и как социальная
среда, как трудовой коллектив.
Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления.
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Социально-психологические методы – это способы воздействия руководителя на трудовой
коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нём, индивидуальных возможностей
каждого работника и использования их для достижения поставленных перед коллективом общих целей.
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Психологический климат – это:
1) преобладающее в коллективе настроение,
характер
взаимоотношений между людьми,
их удовлетворенность работой;
3) взаимоотношения между членами
коллектива.
2) система
морально – этических связей между
членами коллектива, возникающих по поводу
производственной деятельности, а также
внепроизводственных отношений;
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Содержание социально–психологических методов:
1) выявление индивидуально - психологических
особенностей членов
коллектива и их учет
в процессе управления;
3) развитие
активности
и
инициативы членов
коллектива;
2) установление
в коллективе
благоприятного
социально–психологи-
ческого климата;
4) формирование, сохранение и развитие
традиций и обычаев организации;
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
5) применение различных
форм морального поощрения;
6) формирование
правильного стиля
руководства
коллективом;
С помощью социально-психологических методов
воздействуют преимущественно на сознание
работников, на
социальные, этические, религиозные
и другие интересы людей, стимулируя их трудовую
деятельность.
7) планирование
социального
развития коллектива.
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
Социально – психологические методы
управления используются для
решения следующих
задач:
1) наиболее рационального
подбора, расстановки и
формирования персонала;
3) укрепления
дисциплины;
2) регулирования
межличностных отно-
шений
в коллективе;
4) рационализации
трудовых процессов;
5) повышения эффек-
тивности деятельно-
сти работников.
Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
1) исследование
коллективов и отдельных
групп – проведение
наблюдений,
опросы и
анализ полученных
данных;
Основные направления деятельности
социально – психологических служб.
Для
практического решения этих задач
в крупных организациях создаются социально–психологические службы.
Слайд 34Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
2) социальное проектирование –
разработка рекомендаций в части
социального
развития коллектива.
3) консультативная деятельность –
оказание помощи руководителям
производства, обучение
персонала.
Слайд 35Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
1. Метод управления – это способ воздействия на объект
управления для достижения поставленных перед ним целей .
Обычно выделяют
три группы методов управления:
1) экономические;
2) организационно–распорядительные;
3) социально–психологические .
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Слайд 36Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
2. Экономические методы управления – это совокупность средств и
инструментов, целенап-равленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования
и
развития объекта управления.
Экономические методы управления предполагают
не прямое, а косвенное воздействие на объект управления.
Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда.
Слайд 37Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
3. Организационно–распорядительные методы – это способы воздействия субъекта управления
на объект управления на основе силы и авторитета власти.
Они делятся на две группы методов:
1) организационные;
2) распорядительные.
4. С помощью организационных методов создаются необходимые условия для функционирования организации: учреждение организации; нормирование; составление необходимых положений и должностных инструкций.
Слайд 38Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
5. Распорядительные методы ориентированы на принуждение людей к определенным
действиям в интересах организации.
На практике эти методы реализуются в
виде: призывов, распоряжений, заданий, указаний и т.п.
6. Социально–психологические методы управления – это способы воздействия руководителя на трудовой коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуаль-ных особенностей работников и использования их для достижения поставленных перед коллективов целей.
Слайд 39Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 3
1. Иванов А.П. Менеджмент: конспект лекций. – СПб.: Издательство
Михайлова В.А.,
2000 – 64 с.
2. Переверзев М.П., Шайденко Н.А.,
Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П.Переверзева. – М.: ИНФРА–М,
2002. – 288 с.
ЛИТЕРАТУРА