Слайд 1Лекция 3.
Основные модули рекламной технологии
Слайд 2
Реклама – социальная технология (технология получения нужного результата от социума)
Слайд 3Технология (техно. греч. – мастерство, умение) - это
способ соединения
материальных,
личностных,
информационных
компонентов какого-то процесса в единую систему, производящую с
высокой степенью надежности заранее заданный полезный результат.
Слайд 4Социальная технология – система типовых взаимосвязанных процедур и операций, позволяющих
с высокой степенью вероятности достичь заранее заданного социального результата (изменения
в сознании, состоянии, деятельности, поведении социума).
Слайд 5Внешне социальная технология – алгоритм действий (операций, процедур), приводящих к
полезному результату.
Слайд 7Алгоритм рекламного воздействия
Сегментирование аудитории
Позиционирование товара
Имиджирование товара
Производство рекламного продукта (продакшн).
Коммуникация с аудиторией (укоренение имиджа товара в сознании целевой аудитории
с помощью различных способов и методов продвижения).
Слайд 8Сегментирование
Разделение всей возможной аудитории товара на отдельные части (сегменты)
Слайд 9Сегментирование даёт ответ на вопрос
КТО?
Кто целевая аудитория нашей рекламной
кампании?
Слайд 10Позиционирование
Определение места товара в системе социально детерминированных представлений целевой аудитории.
Слайд 11Позиционирование даёт ответ на вопрос ЧТО?
Определение содержания рекламы,
тех аргументов, которые будут введены в рекламное сообщение.
Слайд 12На «стыке» сегментирования и позиционирования
формулируется потребительский инсайт.
Слайд 13Инсайт- (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание,
озарение, внезапная догадка)
— это знание, которое позволяет вам по-новому взглянуть
на ситуацию, причём такое, чтобы на его основе можно было сделать что-то полезное для бренда. Выглядит это примерно так: ага, теперь я понимаю, в чем проблема и что делать.
Ангус Портер,
глава международной маркетинговой компании AddedValue
Слайд 14« Мы продаём не губную помаду. Мы продаём надежду!»
Слайд 15Маркетинговый инсайт фирмы Vodafone
Потребителям старше 50 лет трудно использовать многофункциональные
трубки.
Простые трубки вызывают у них чувство неполноценности. Люди стеснялись её
показать.
Инсайт – снабдить простую трубку стильным дизайном. Простота стала бенефитом.
Слайд 16Рекламный инсайт – идея рекламирования , исходящая из знания продукта
и потребителя.
Стиральный порошок ОМО, бренд компании Unilever.
Грязный ребёнок воспринимается негативно:
«Опять пришел весь чумазый, стирать нужно». ОМО первым сообщил своим потребителям, что грязь — это хорошо. Потому что человек растет и развивается, он неизбежно будет сталкиваться с разными препятствиями и пачкаться. А ОМО — бренд, который помогает в развитии вашего ребенка.
Слайд 17Имиджирование
Оформление позиции товара через знаки и символы, адекватные сознанию аудитории
Слайд 18Имиджирование даёт ответ на вопрос КАК?
Как, с помощью каких
образов, цветовых решений, слов, музыкального сопровождения и пр. мы донесём
информацию о позиции нашего товара на рынке до нашей целевой аудитории?
Слайд 19… знаки и символы, адекватные сознанию аудитории…
Слайд 20Ориентация рекламы на культуру аудитории
Слайд 22Именно в процессе имиджирования формируется, в основном, социокультурный дискурс рекламы
– те аспекты рекламного сообщения, которые отражают специфику социальности и
культуры целевой аудитории
Слайд 23Продакшн
Воплощение разработки в материале. Съемка видеоролика, запись аудиоролика, печатание тиража
рекламного плаката и т.д.
Слайд 24Коммуникация с аудиторией
Цель -укоренение имиджа в сознании целевой аудитории за
счёт использования
различных
каналов
коммуникации
с
аудиторией.
Слайд 25Коммуникация обеспечивает брендинг – создание долгосрочного социального предпочтения данного товара,
формирование «лояльной аудитории», «приверженцев бренда»
Слайд 26Социально-технологические модули рекламного воздействия
1. Сегментирование
2. Позиционирование
3. Имиджирование
4. Продакшн
5. Коммуникация с
аудиторией. Брендинг
Слайд 27А из зала мне кричат:
«Давай подробности!»…
Александр Галич,
«Красный треугольник»,
1963.
Слайд 28Сегментирование -
Аналитическая процедура, подразумевающая
Идентификацию всего рынка (аудитории)
Деление рынка на
группы, однородные по тем или иным критериям (сегменты рынка).
Слайд 29Что может считаться однородной группой?
Слайд 30Члены сегмента должны отличаться одинаковыми реакциями на :
Содержание рекламного сообщения
(систему аргументов).
Форму рекламного сообщения (знако-символический ряд, в котором представлены эти
аргументы в рекламном сообщении)
Слайд 34Как на практике выделяется сегмент?
Сходное отношение членов сегмента к рекламе
обусловлено, как правило, их сходством по социальным, поведенческим, психологическим критериям.
Внешне
сегментирование часто выглядит как выделение частей рынка на основе этих критериев.
Слайд 35Виды сегментирования:
Социально-демографическое (пол, возраст, доход, социальная группа, место проживания, семейное
состояние и пр.)
Поведенческое (по отношению к товару и покупке товара
– ожидаемые выгоды от покупки, посещаемые магазины, характер покупок, объемы партий и пр.).
Психографическое ( по стилю жизни)
Слайд 36Социально-демографическое сегментирование
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПО ПОЛУ
Слайд 45Сегментирование по семейному состоянию
Слайд 46Стадии жизненного цикла семьи
1. Молодые одиночки
2. Молодожены без детей
3. Семья
с младшим ребенком младше 6 лет
4. Семья с младшим ребенком
старше 6 лет
5. Родители, живущие вместе с совершенолетними детьми
6. Работающие родители, дети которых живут отдельно
7. Супружеская пара пенсионеров
8. Вдовец, вдова
Слайд 49Сегментирование по социальным группам
Слайд 50Социальная группа (страта) выделяется на основе:
Дохода
Образования
Профессии (социального уважения к
источнику дохода)
Объема власти в рамках профессии (должности)
Слайд 51
Люди, входящие в одну страту, обладают одинаковыми
ЖИЗНЕННЫМИ ШАНСАМИ.
Жизненные шансы определяются степенью доступа
к ресурсам, которые может предоставить данное общество.
Слайд 52Сегментирование по социальным группам
ВЫСШИЙ КЛАСС – максимальный доступ к ресурсам
СРЕДНИЙ
КЛАСС – средний доступ к ресурсам. Люди, в принципе, довольны
своим экономическим положением и статусом
НИЗШИЙ КЛАСС – наименьший доступ к ресурсам.
Слайд 56Горизонтальные социокультурные группы
(группы по интересам).
Пример критериев:
1. Владение собственным домом.
2. Вегетарианство.
3.
Поддержка прав ЛГБТ-сообщества.
4.Участие в экологическом движении.
5. Политические взгляды.
И т.д.
Слайд 57Сегментирование по
стилям жизни
Стиль жизни (образ жизни) – устоявшиеся, типические
формы жизнедеятельности личности и общностей. Это ценности, привычки, традиции, стереотипы
поведения, находящие свое выражение в повседневной жизни. Подкрепляется определенной моделью расходования денег.
«Образцы того, как люди живут, тратят свое время и деньги».
«Соотношение социальных ценностей и особенностей характера».
Слайд 64Поведенческое сегментирование:
1. Абсолютные непотребители.
2.Реальные потребители: приверженцы; потребляющие конкурирующие марки.
3. Потенциальные
потребители: не знающие; пользующиеся замещающими группами.
4. Влияющие: предписанты; советчики; институциональные
субъекты влияния.
Слайд 67ПОЗИЦИЯ -
Система аргументов (стимулов, продающих моментов) заявленных в рекламе.
Разработать
позицию – разработать аргументы (содержание рекламы).
Слайд 691944. США
Сигареты, которые помогают выиграть войну.
Помоги нашим парням покончить
с Гитлером.
Покупай военные облигации!
Слайд 70Правильно позиционированный товар тот, относительно которого понятны
1. Целевая аудитория
2. Проблемы,
которые он решает.
«Формула» позиционирования:
Продукт Х предлагает людям Y благо Z.
Слайд 71Виды позиционирования
Центровое.
Товар заявляется как самый лучший, самый известный среди данной
группы товаров.
Применяется, когда есть
Товар-лидер («Жилетт – лучше для мужчины нет»).
Товар-пионер
(Ксерокс)
Слайд 73Виды позиционирования-2
Дифференцированное
В центр рекламы ставятся одно-два свойства товара, выделяющие его
в конкурентном ряду.
Применяется, когда есть товары-аналоги
Слайд 75Позиция товара часто заявляется в слогане:
1.Иногда соперников просто нет.
AUDI
Q7 quattro, автомобиль. Реклама в РФ, 2014
2. Всё сметено
могучим Huracan.
LAMBORGHINI Huracan, кабриолет. Слоган для РФ, 2014
3. Приоритет семейных ценностей.
VOLKSWAGEN Caddy Holiday, вместительная машина для семьи. РФ, 2007
4. С виду неказист, но доставит куда надо.
Voklswagen Beetle. 1960.
Слайд 76УТП-уникальное торговое предложение
(unique selling point; USP)
Это тот аргумент, который
ваш конкурент не может, или не додумался включить в рекламу.
Слайд 81ИМЭДЖ – из советской книги 1974 г. по американской рекламе
IMAGO
– облагороженный визуальный образ покойного, снабженный агиографией.
IMAGE (англ.) – образ
IMAGE
(фр.) – изображение, представление, выдумка
ИМАЖИЗМ – школа в английской поэзии начала ХХ в., отдающая предпочтение образности, а не содержанию
ИМАЖИНИЗМ - течение в русской поэзии ХХ века. Цель творчества состоит в создании образа (в основном, с помощью метафор).
Слайд 82В современном значении стал впервые использовать З.Фрейд в 30-е годы
В
широкое употребление вошло в 40-е годы ХХ века в связи
с развитием PR и массовой культуры.
ИМИДЖ – целенаправленно сформированное субъектом воздействия представление о каком-то объекте или процессе, основанное на приписанных объекту ценностных характеристиках.
Слайд 84Имидж и Образ.
Имидж – то, что пытаются сформировать.
Эта индуцирующая информация
накладывается на представления, уже имеющиеся у аудитории.
Формируется ОБРАЗ объекта
в глазах аудитории.
Задача имиджмейкера – ОБРАЗ должен сформироваться максимально близким к ИМИДЖУ
Слайд 85Стихийный образ
Он формируется при отсутствии индуцирующей информации от субъекта воздействия.
Не факт, что он репрезентирует реальность.
Слайд 86Имиджирование - дифференциация объекта в ряду аналогов
Слайд 87Задача имиджмейкера -
направить воображение человека в нужную сторону.
Суть
имиджирования как социальной технологии: предложить аудитории такую индуцирующую информацию об
объекте, чтобы она сама сформировала представление об этом объекте в заданном имиджмейкером контуре.
Слайд 89На основе каких принципов формируется индуцирующая информация?
Состав индуцирующей информации диктуется
социальными ожиданиями аудитории.
Подача индуцирующей информации должна осуществляться посредством знако-символического ряда,
декодируемого аудиторией максимально близко к замыслу имиджмейкера.
Слайд 903. Индуцирующая информация должна быть рассчитана на чувственное восприятие, а
не на рациональное мышление аудитории.
Слайд 93Алгоритм работы имиджмейкера
Выявляются социальные ожидания аудитории относительно объекта имиджирования.
Выявляются реальные
свойства имиджируемого объекта.
Определяются те характеристики, которые желательны для аудитории, но
отсутствуют у имиджируемого объекта
Слайд 944. Определяются те из них, которые будут вводиться в имидж.
5.
Находятся стереотипы, знаки, символы, схемы поведения и т.п., которые ассоциируются
у аудитории с этими характеристиками.
6. Формируется знако-символический ряд, способный породить у аудитории системное, эмоционально окрашенное представление об объекте (имидж).
Слайд 957.Находится креативная идея, способная «подать» эту информацию аудитории.
8. На
основе креативной идеи знако-символический ряд преобразуется в рекламную продукцию (ролик,
плакат и пр.).
9. Рекламная продукция доводится до аудитории в необходимых объемах.
Слайд 96Стереотипы – устойчивые представления,
характеризующие классы объектов
Стерео – отпечаток
Типос - твёрдый
Слайд 98На стадии имиджирования формируется социокультурный дискурс рекламы.
«Свежее дыхание облегчает понимание»
Слайд 99Социокультурный дискурс рекламы-
рассказ о той социальной и культурной среде, в
которой будет функционировать рекламируемое благо.
Слайд 100Разработка и создание имиджа – «лабораторная работа».
Имидж начинает работать только
тогда, когда рекламная продукция (ролик, плакат и пр.) доведена до
аудитории, интернирована в ее сознание. Только тогда имидж начинает оказывать реальное воздействие на аудиторию.
«Раскрутка» имиджа осуществляется в процессе коммуникации с аудиторией.
Слайд 101Продакшн
Продакшн (жарг. продакшн от англ. production) — англицизм, который используется для обозначения процесса
создания проекта или творческого продукта. Наиболее часто употребим в сферах
кино-, теле- и радиопроизводства, в рекламе.
Постпродакшн - период обработки материала, который следует сразу после съёмочного процесса, может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучание, обработка и так далее.
Слайд 102Продакшн-студия - организация, занимающаяся производством корпоративных и презентационных фильмов, рекламных
роликов, озвучанием, созданием компьютерной графики, анимацией и пр.
Слайд 103Фотостудия. Рекламная предметная съемка
Слайд 104Фудстилитизм (от англ. foodstyle) – это направление в рекламной фотографии,
где главным объектом съемки является еда.
Работа Карла Уорнера для
бренда Negroni (Италия)
Слайд 105Рекламный снимок для шведского бренда Findus (торговля мороженной рыбой и
морепродуктами). Автор - Карл Уорнер.
Слайд 106Карл Уорнер «Китайская Джонка», «Лес из сельдерея».
Слайд 107Ричард Аведон – фотограф моды, знаменитостей и рекламы.
Richard Avedon.
1923-2004.
Слайд 110«Они идут». Париж (Обнаженные и одетые). 1981. Разворот «VOGUE». Фотограф
Хельмут Ньютон.
Слайд 111Кампания против анорексии.
Фотограф Оливьеро Тоскани.
Слайд 113Брендинг – социально-технологический модуль рекламирования
«Вокруг марки организуется сообщество тех, кто
включает отношения с ней в свою жизнедеятельность, подобно тому, как
вокруг римского патриция концентрировалась «клиентелла», соотносящая с патроном свою сознание и жизнедеятельность».
А.Дейксель.
Слайд 114Бренды – марки с сильной «социальной энергетикой»
Прингл Х. Томпсон
М. Энергия торговой марки. – СПб.: 2003
«Энергию марке придают
ценности аудитории, с которыми удается эту марку ассоциировать.Известная марка – это, прежде всего, мощная система ценностей ее приверженцев.»
«Бренд – не сам продукт, а его обещания»
Слайд 115Основа социальной энергетики бренда -
потребность человека в групповой
идентификации, в принадлежности к группе, в солидарности.
Ж.Бодрийяр: Отношения с вещами
берут психологическую нагрузку, которую должны были взять на себя отношения с людьми.
Слайд 116Д. Огилви
«Бренд – это сумма свойств продукта: его имени,
упаковки, цены, истории, репутации и способа рекламирования.
Бренд также является сочетанием
впечатления, которое он производит на потребителя и результатом его опыта в использовании бренда».
Слайд 117Люди согласны расплачиваться за устраивающие их представления.
Стоимость бренда – это
стоимость представлений аудитории о преимуществах товара, маркированного данным брендом по
сравнению с аналогами.
Слайд 118Рейтинг 2012 г.
Millward Brown Optimor
Apple.
183, 0 . Рост за год на 19%.
IBM.
116,0. Рост за год на 15%.
Google. 107,9. Рост на 3%.
McDonald’s. 95,2. Рост на 17%.
Microsoft. 76,7 Сокращение на 2%.
Coca-Cola. 74,3.
Marlboro. 73,6.
AT&T. 68,9.
Verizon. 49,2.
China Mobile. 48,0
Слайд 120Совокупная стоимость 100 ведущих мировых брендов увеличилась в 2015 году
на 4,7% по сравнению с прошлым годом, до $1 трлн
796 млрд. США стали абсолютными лидерами - 52 компании в первой сотне, Германия заняла 10 мест, Франция - 8.
Из российских компаний в сотню самых дорогих брендов не вошла ни одна. Interbrand учитывает в своих расчетах финансовые результаты компаний, влияние брендов на решения потребителей о покупках и способность компаний обеспечить доходы.
Слайд 121Антибрендовые движения.
Развиваются в постмодернистских странах. Близки по своим воззрениям к
антиглобалистам.
Выступают против атрибутирования товара как бренда, считая это оболваниванием потребителей,
превращением мира в «глобальный супермаркет», поделенный между корпорациями. Мировые СМИ низводятся до уровня рекламоносителей. Их содержание обусловлено необходимостью «производить рейтинг».
Слайд 122Наоми Кляйн ( Naomi Klein; 1970) — канадская журналистка, писательница и социолог,
одна из лидеров альтерглобализма.
Входит в список «100 значимых интеллектуалов
мира» ( 11 место).
В 2000 году вышла знаменитая книга Кляйн «No Logo» («Нет логотипу»), которая стала манифестом альтерглобализма. В ней автор критикует современный экономический порядок, в котором человек, подавленный глобальными брендами, лишен свободы выбора и не может реализовать себя, а страны третьего мира не могут полноценно развиваться и обречены на отсталость.
Слайд 123Издания в России:
NO LOGO: Люди против брендов. — М.: Добрая книга,
2003. — 624 с.
Заборы и окна. — М.: Добрая книга, 2005. —
304 с.
Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. — М.: Добрая книга, 2009, 656 с.
Слайд 12416 октября с середины 80-х годов стало общепризнанным днем борьбы
с корпорацией McDonald s.
Слайд 125
По данным журнала Business Week, в 1971 году средний американский
потребитель имел 500 визуальных контактов с брендами в течение дня
(в СМИ, рекламе, на самих товарах).
Сейчас — более 5000.