Слайд 1Методология построения диагноза
Кафедра пропедевтики внутренних болезней РостГМУ
Богатырёв В.Г.
2016г.
Слайд 2Диагностика (часть пропедевтики) – методическая основа клинической медицины
Раздел медицинской науки,
изучающей методы распознавания болезней в процессе исследования, наблюдения больного и
мышления врача с целью установления диагноза
Процедура или действия врача, приводящие к выявлению заболевания и установлению диагноза
Слайд 3Составные части (разделы) диагностики
Врачебная диагностическая техника –методы исследования больного
Семиология –
изучение диагностического значения симптомов (признаков) болезней
Врачебная диагностическая логика – изучение
особенностей клинического мышления, с помощью которого строится диагноз
Слайд 4Методы исследования больного
Субъективный – расспрос: общие сведения, жалобы (главные), история
настоящего заболевания, история жизни больного
Объективные – физикальные: осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация
Дополнительные (специальные) – лабораторно-инструментальные
Слайд 5Симптомы( греч. simptoma - совпадение, признак)
Субъективные
Объективные
Ранние и поздние
Неспецифические
Специфические
Патогномоничные
Достоверные и
недостоверные
Слайд 6Критерии главных жалоб
Болезненные ощущения, которые заставляют обратиться к врачу и
концентрируют его внимание на диагностически важных проявлениях болезни
Болезненные ощущения больного,
которые свойственны патологии конкретной системе организма и характеризуют нарушения ее функций
Болезненные ощущения отражают причинно-следственную связь этиопатогенеза, обусловленную действием патологической детерминанты
Слайд 7Этапы диагностического процесса
Слайд 8Первичная диагностическая гипотеза
Умозаключение, построенное на основании фактов расспроса по аналогии
при помощи сравнения, на основании схожести отдельных симптомов у данного
больного и известного сопоставляемого заболевания
Слайд 10Требования к диагностической гипотезе
Критическое отношение
Поиск противоречащих симптомов
Активизация поиска подтверждающих симптомов
Учет
степени вероятности
Избегать оригинальности
Стремление к диагностическому монизму
Учитывать роль интуиции
Слайд 11Клиническое мышление
Способность врача объяснить причины возникновения симптомов, вывести умозаключение о
диагнозе сформированное на основании знаний законов формальной логики, специальных профессиональных
знаний, накопленного опыта и врачебной интуиции
Слайд 12Основные положения законов формальной логики
Мышление должно быть точным, конструктивным -
закон тождества
Мышление должно быть последовательным, лишенным противоречивости - законы
противоречия и исключенного третьего
Мышление должно быть доказательным, обоснованным – закон достаточного основания
Слайд 13Индуктивно – дедуктивное умозаключение (Ф. Бэкон 1561-1626)
Слайд 14Интуиция (лат.- Intuitio - созерцание, способность постижения истины без доказательства)
Связь
с образным мышлением
Мыслительные образы основаны на теоретическом познании (данных специальной
литературы, лекций и т.д.)
Визуальные образы основаны на воспоминании аналогичной ситуации из своего личного опыта или из других источников
Слайд 15Диагноз (греч. Diagnosis – распознавание)
Краткое, сжатое врачебное заключение о сущности
заболевания, отражающее его нозологию, этиологию, патогенез и морфофункциональные проявления, сформулированное
в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней
В диагнозе три составляющих:
причина – болезнь - симптомы
Слайд 16Требования, предъявляемые к диагнозу
Должен быть правильным, точным (достоверным)
Своевременным (ранним)
Полным (завершенным)
Слайд 17Виды диагноза
По оформлению:
Основной
Осложнения основного заболевания – следствия его
Сопутствующий
По времени установления:
Ранний
Поздний
Ретроспективный
Слайд 18Виды диагноза
По степени обоснованности:
диагноз предварительный
диагноз клинический развернутый
диагноз окончательный
диагноз под
вопросом
По профессиональному применению:
диагноз клинический (прижизненный)
диагноз патолого-анатомический
диагноз судебно-медицинский
диагноз эпидемиологический
Слайд 19Виды диагноза
По методу построения:
диагноз по аналогии
диагноз синтетический (патогенетический)
диагноз дифференциальный
диагноз путем
наблюдения
диагноз по лечебному эффекту
Слайд 20Синдромы (греч. Syndrome-скопление, сочетание)
Анатомические
Функциональные
Простые
Сложные (большие)
Специфические
Неспецифические
Слайд 22Этапы дифференциального диагноза
Выявление симптомов заболевания
Определение ведущего клинического признака
Исключение заболеваний, отличающихся
по ведущему признаку
Исключение заболеваний схожих по ведущему признаку, но отличающихся
по другим
Установление максимального сходства с известным заболеванием и применение высокоинформативного метода исследования, выявляющего высоко специфический признак
Слайд 23Условия удовлетворения требований диагноза
Знание
Логическое мышление
Учитывать опыт и интуицию
Хорошая врачебная диагностическая
техника
Строгая система обследования больного
Проверка диагностической гипотезы
Определение диагностического консонанса или диссонанса
Формулирование
синтетического и дифференциального диагноза
Использовать консультации других специалистов, но сохранять самостоятельность суждения
Слайд 25Причины неправильного диагноза
Незнание
Недостаточное обследование больного
Нелогичность умозаключений
Переоценка специальных методов исследований или
неосведомленность их возможностей
Характерологические ошибки