Разделы презентаций


Лекция 3. Территориальный аспект ГУ и ГП

Содержание

Тренды государственного управления:Устойчивое развитиеВовлечение граждан в управлениеПроблемы территориального размещения этнических, лингвистических, культурных, религиозных групп (новые национализмы)(Erk, Swenden 2009)4) Глобализация («внутригосударственные регионы»)+ метаконцепт политической властиПочему мы это изучаем?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3. Территориальный аспект ГУ и ГП
Васильева Варвара Михайловна
Основы государственной

политики

Лекция 3. Территориальный аспект ГУ и ГПВасильева Варвара МихайловнаОсновы государственной политики

Слайд 2Тренды государственного управления:

Устойчивое развитие
Вовлечение граждан в управление
Проблемы территориального размещения этнических,

лингвистических, культурных, религиозных групп (новые национализмы)
(Erk, Swenden 2009)
4)

Глобализация («внутригосударственные регионы»)

+ метаконцепт политической власти

Почему мы это изучаем?

Тренды государственного управления:Устойчивое развитиеВовлечение граждан в управлениеПроблемы территориального размещения этнических, лингвистических, культурных, религиозных групп (новые национализмы)(Erk, Swenden

Слайд 3

Принципы территориальной организации ГУ: децентрализации и субсидиарности

Типы территориальных связей

Маятниковое развитие

территориальных связей
Общетеоретические вопросы

Принципы территориальной организации ГУ: децентрализации и субсидиарностиТипы территориальных связейМаятниковое развитие территориальных связейОбщетеоретические вопросы

Слайд 4Европейская хартия местного самоуправления, 1985, ст.4 (ратифицирована РФ, 1998, №55ФЗ)
«Осуществление

публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти,

наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии»
-> гибкость разделения полномочий

Принцип субсидиарности

Европейская хартия местного самоуправления, 1985, ст.4 (ратифицирована РФ, 1998, №55ФЗ)«Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться

Слайд 5Децентрализация – набор практик, а не концепт. Разный для развитых,

развивающихся, посткоммунистических.
«Передача ответственности за планирование, управление, добычу и распределение ресурсов

от центрального правительства и его ОГВ на низшие уровни управления» (R. Work, UNDP 2002)
3 типа, 4 формы
Децентрализация = последствие выбора государственной политики  федерализм

Принцип децентрализации

Децентрализация – набор практик, а не концепт. Разный для развитых, развивающихся, посткоммунистических.«Передача ответственности за планирование, управление, добычу

Слайд 6Централизация vs. Децентрализация
Унитарные государства, Федерации, Конфедерации
Унитарные государства (простые/ сложные (с

автономиями); централизованные / децентрализованные)
Федерации (простые / сложные; централизованные / децентрализованные)
Конфедерации

и ассоциированные государства (1994 – Common Pact of Free Association (Палау+Микронезия+Маршалловы острова и США)

Типы территориальных связей

Централизация vs. ДецентрализацияУнитарные государства, Федерации, КонфедерацииУнитарные государства (простые/ сложные (с автономиями); централизованные / децентрализованные)Федерации (простые / сложные;

Слайд 7+
Местные знания
бОльшая подотчетность
?
Конкуренция между юрисдикциями (голосование рублем vs общие правила)
Сдержки

и противовесы ( избыточность гос-ва vs. Сохранение status quo (Тзебелис)

+ коррупция (Wilson)
Вертикальная конкуренция (эффективность vs. Экстерналии)
-
Дороговизна дублирования полномочий
Больше коррупции, меньше компентентости (Tanzi, Prud’homme – неформальные связи; Bardhan, Mookherjee – захват государства)

Децентрализация как тип территориальной связи. Особенности

+Местные знаниябОльшая подотчетность?Конкуренция между юрисдикциями (голосование рублем vs общие правила)Сдержки и противовесы ( избыточность гос-ва vs. Сохранение

Слайд 8

Территориальная Организация Потребностей →
Структура Расходов→
Структура Ответственности→
Структура Доходов→
Бюджеты

Логика децентрализации

Территориальная Организация Потребностей →Структура Расходов→ Структура Ответственности→Структура Доходов→ БюджетыЛогика децентрализации

Слайд 9
Политическая (демократическая) децентрализация – форма: деволюция

Административная децентрализация – формы: деконцентрация

и делегирование

Финансовая (фискальная) децентрализация – форма: дивестирование
Типы и формы

децентрализации
Политическая (демократическая) децентрализация – форма: деволюцияАдминистративная децентрализация – формы: деконцентрация и делегирование Финансовая (фискальная) децентрализация – форма:

Слайд 10Передача полит. власти и ответственности за ее реализации на субнациональный

уровень
e.g. Избираемые органы МСУ
Требует: конституционно-нормативного обеспечения; Гр.Об. + Бизнес

-> новые институты; подходы к универсальному полит. участию и социальному капиталу
Деволюция – конституционно-правовая практика передачи полномочий от центра к МСУ. Может носить временный характер.

Политическая децентрализация

Передача полит. власти и ответственности за ее реализации на субнациональный уровеньe.g. Избираемые органы МСУ Требует: конституционно-нормативного обеспечения;

Слайд 11Передача центром ПГР, ресурсов и ответственности за оказание определенных гос.услуг

другим уровням и ОГВ.
Вместе с реформой гос.гражд.службы
Деконцентрация – рамочное законодательство

+ тестовый режим (waiver, долевое финансирование, блок-гранты)
Делегирование – перераспределение полномочий и ответственности «по диагонали» с сохранением вертикальной подотчетности.

Административная децентрализация

Передача центром ПГР, ресурсов и ответственности за оказание определенных гос.услуг другим уровням и ОГВ.Вместе с реформой гос.гражд.службыДеконцентрация

Слайд 12Перераспределение ресурсов от центрального правительства на субнациональные уровни власти
Принципы:
межрегиональное

выравнивание
Доступность ресурсов для всех уровней
Местные фискальные возможности
Дивестирование – передача планирования,

администрирования и иных гос.функций НКО, НПО и бизнесу (аутсорсинг, гос.заказ, дерегулирование или полная приватизация)

Финансовая (фискальная) децентрализация

Перераспределение ресурсов от центрального правительства на субнациональные уровни властиПринципы: межрегиональное выравниваниеДоступность ресурсов для всех уровнейМестные фискальные возможностиДивестирование

Слайд 13Роберт Неф
Децентрализация – рафинированная форма централизации -> нонцентрализм для обучаемых

систем
Много мелких ошибок лучше, чем одна большая
Принципы:
Обновление компетенций снизу
Конструктивная

соревновательность
Полноправный налогоплательщик= гражданин

Нонцентрализм

Роберт НефДецентрализация – рафинированная форма централизации -> нонцентрализм для обучаемых системМного мелких ошибок лучше, чем одна большаяПринципы:

Слайд 14Принципы: 1 конституция, 1 система высших ОГВ, 1 система законодательства,

1 гражданство, 1 валюта, 1 гос.язык, автономия определяется гос-вом 

суверенитет
Сложные унитарные государства – с автономиями (законодательные, админ., финансовые, культурные)
Не автономные: основы фин.системы, правосудие, внеш.пол., оборона, миграционная политика, трудовое зак-во, торг.режим, СМИ, основы гос.службы, эконом.режим, здравоохранение

Унитарные государства

Принципы: 1 конституция, 1 система высших ОГВ, 1 система законодательства, 1 гражданство, 1 валюта, 1 гос.язык, автономия

Слайд 15
Международно-правовой договор
НЕТ единых: валюты, гражданства, правовой и налоговой систем
М.б.: парламент

и правительство, но решения д.б. ратифицированы
Кондоминиумы, унии, ассоциированные государства
Конфедерации

Международно-правовой договорНЕТ единых: валюты, гражданства, правовой и налоговой системМ.б.: парламент и правительство, но решения д.б. ратифицированыКондоминиумы, унии,

Слайд 16Децентрализация vs. Федерализм
Федерализм > федерации
Рикер: «политическая организация, в которой управленческая

деятельность разделена между центром и регионами таким образом, что у

каждого есть области вопросов, по которым он принимает окончательные решения»
Общие принципы: (Рикер, Даль) по крайней мере 1) 2 уровня управления 2) 1 область, автономная для каждого. 2) д.б. формально гарантированно (конституционное распределение полномочий)
+ бонусы: общефед.гражданство и валюта, без права сецессии, внешняя политика – общефед.

Федерации и федерализм

Децентрализация vs. ФедерализмФедерализм > федерацииРикер: «политическая организация, в которой управленческая деятельность разделена между центром и регионами таким

Слайд 17Корпоративный федерализм (Австро-Венгрия)
Дуалистический федерализм (четкое разграничение полномочий, 19 век США)
Кооперативный

федерализм (США 1930-1970; Канада, Германия)
Креативный федерализм (США, 1963-69)
Конкурентный федерализм (Никсон

– н.в.; субсидиарность, rule of origin, распределение задач, финансовое равенство)

Типы федерализма

Корпоративный федерализм (Австро-Венгрия)Дуалистический федерализм (четкое разграничение полномочий, 19 век США)Кооперативный федерализм (США 1930-1970; Канада, Германия)Креативный федерализм (США,

Слайд 18Суверенитет субъектов федерации: территория, конституция, гражданство, столица, герб, законодательство, высшие

ОГВ
Федерация: внеш.пол., оборона, валюта, таможня, связь, миграция, фед.налоги, фед. Транспорт,

соц. Гарантии, суд
Виды федераций: договорные /конституционные; симметричные / асимметричные; централизованые /децентрализованные; по территориальному, национальному, нац.-территориальному признаку
Разграничение полномочий: модель продуктивного конфликта

Федерации. Характеристики

Суверенитет субъектов федерации: территория, конституция, гражданство, столица, герб, законодательство, высшие ОГВФедерация: внеш.пол., оборона, валюта, таможня, связь, миграция,

Слайд 19Финансовая децентрализация
IMF, Government Statistics Book: FISDEC1, FISDEC2, FISDEC3, FISDEC4
OECD, Stegarcee

– НПА
Политическая децентрализация
WB, The Database of Political Institutions (Beck): AUTON,

MUNI, STATE, AUTHOR, STCONST
Kearney: LOCEXE, REGEXE
Административная децентрализация
1) Treisman: LOWTIERNUM, HIGHTIERNUM, SUBEMPLOY

Как измерить децентрализацию и федерализм?

Финансовая децентрализацияIMF, Government Statistics Book: FISDEC1, FISDEC2, FISDEC3, FISDEC4OECD, Stegarcee – НПАПолитическая децентрализацияWB, The Database of Political

Слайд 20Elazar, Kearney, Watts – dummies – федерализм в конституции
Triesman –

AUTORES, AUTOWEAK, SUBVETOFIN, REVSHARE
Kearney – OVERRIDE, SUBVETO
IABD, Rodden – AUTOBORROW,

COPARTISAN
Журавская - PARTYAGE, GOVFRAC, FRAC

Как измерить федерализм?

Elazar, Kearney, Watts – dummies – федерализм в конституцииTriesman – AUTORES, AUTOWEAK, SUBVETOFIN, REVSHAREKearney – OVERRIDE, SUBVETOIABD,

Слайд 21Система мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными

властями (государством в целом) и территориями (регионами).
Цели: обеспечение
благосостояния граждан
территориальной справедливости
целостности

государства
Типы:
выравнивание регионов
стимулирование сильных
стимулирование депрессивных

Региональная политика

Система мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами).Цели:

Слайд 22Структура региональной политики:
блок формирования (организационные механизмы и структуры принятия

решений)
блок ресурсов (выделение средств; целевое использование, качество распоряжения)
блок реализации

(политические решения; особые организационно-правовые режимы; акции социального характера; поддержка традиций и культур)
блок контроля
Виды региональной политики:
экономическая (инфраструктура, занятость, мобильность труда,, устойчивое эк развитие; внутристрановое разделение труда)
социальная (выравнивание доходов населения, разнообразие соц. ролей)
политическая (целостность гос-ва; открытость админ. границ ( ≠ прописка и регистрация); федерализм, равенство и сотрудничество регионов)
культурная («многоэтажный патриотизм» = гражданская нация; социокульт. сотрудничество. выравнивание «культ. услуг»)

Региональная политика

Структура региональной политики: блок формирования (организационные механизмы и структуры принятия решений)блок ресурсов (выделение средств; целевое использование, качество

Слайд 23
Тренды:
позитивная дискриминация депрессивных регионов (санация депрессивных регионов – тотальная;

консервация; реструктуризация)
пространственно-селективные проблемы ( какие территории важнее?)

Тренды региональной политики

Тренды: позитивная дискриминация депрессивных регионов (санация депрессивных регионов – тотальная; консервация; реструктуризация)пространственно-селективные проблемы ( какие территории важнее?)Тренды

Слайд 24«циркулярная каузальность» П.Кругмана
«эффект обратной волны» Г. Мюрдаля
Эффект «стекания» (trickling down)

и «поляризации» А. Хиршмана
Определение эндогенных, экзогенных переменных и инструментов, оптимальных

для общественного благосостояния – Э. Маквитти, К. Свейлз
Дополнительное налогообложение, никаких инвестиций – Дж. Бортс, Дж. Стейн
Никаких субсидий, никаких дорог, инновации - У. Вальз
«порождающий рост» vs «конкурентный рост» – Г.Ричардсон

Некоторые ожидаемые эффекты регионального развития

«циркулярная каузальность» П.Кругмана«эффект обратной волны» Г. МюрдаляЭффект «стекания» (trickling down) и «поляризации» А. ХиршманаОпределение эндогенных, экзогенных переменных

Слайд 25Механизм: (Маквитти, Свейлз)
1) идентификация ключевых инструментов политики и экзогенных переменных;
2)

выбор целевых эндогенных переменных;
3) спецификация модели, отражающей связи между инструментами

политики, экзогенными переменными и целевыми переменными;
4) спецификация функции общественного благосостояния;
5) количественный анализ изменения значений целевых переменных при изменении значений управляемых (инструментальных) переменных;
6) выбор оптимальных значений инструментальных переменных региональной экономической политики.

Механизм Маквитти и Свейлза

Механизм: (Маквитти, Свейлз)1) идентификация ключевых инструментов политики и экзогенных переменных;2) выбор целевых эндогенных переменных;3) спецификация модели, отражающей

Слайд 26Устойчивое региональное развитие

Устойчивое региональное развитие

Слайд 27Тренды: межрегиональная трансграничная кооперация
Критерии деления регионов: (КЕС): размер, экономическая структура,

экономич.развитие, основания конкурентоспособности
Типы: Международные узлы (знания, столицы, новые столицы); специализированные

точки роста (госуслуги, порты, трансформация, наука); региональные т.р. (деиндустриализ.города, спутники, регион.торг.центр, центры госслужбы)
комбинация стимулов: инновация, талант, предпринимательство, соц.сети

Устойчивое региональное развитие

Тренды: межрегиональная трансграничная кооперацияКритерии деления регионов: (КЕС): размер, экономическая структура, экономич.развитие, основания конкурентоспособностиТипы: Международные узлы (знания, столицы,

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика