Слайд 1Лекция 4
Медицинские и фармацевтические знания цивилизации долины Нила
Слайд 2История Египта
Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита.
Среди живших здесь
племен были протосемиты, берберы
и кушиты, из смешения которых к 4-му
тыс. до н. э.
образовался египетский народ. Древнейшие земледельческие
поселения в Египте были очагами последовательно
сменявшихся в 5-4-м тыс. до н. э. культур.
Использование подневольного труда способствовало
социальному расслоению общины, выделению родовой знати.
Возникли примитивные государственные образования,
к которым, вероятно, восходит часть более поздних
административных округов (т.н. номов) Египта.
Около середины 4-го тыс. до н. э. образовались два царства:
на севере – Нижний Египет, на юге – Верхний Египет.
Окончательно всю страну объединил около 3000 до н. э.
царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Египет.
С объединения Египта началась т.н. династическая эпоха.
Страна превратилась в централизованную восточную деспотию.
Она обеспечивала создание общей для всего государства системы
ирригационных сооружений.
Всего до второго завоевания Египта персами в 341 до н. э. было 30 династий.
Слайд 3Периодизация истории Египта
додинастический период (4-е тысячелетие до н.э., государства-номы);
Раннее царство
(XXXI-XXIX вв. до н.э.; I-II династии);
Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до
н.э.; III-VI династии),
Первый Переходный период (середина XXIII-середина XXI в. до н.э.; VII-X династии),
Среднее царство (середина XXI-XVIII в. до н.э.; XI-XIII династии),
Второй Переходный период (конец XVIII-XVII в. до н.э.), XV-XVI гиксосские династии;
Новое царство (XVI-XI вв. до н. э. XVIII-XX династии),
Третий Переходный период (XI-середина X в. до н.э.);
Позднее царство (середина X-VI в. До н.э.), XXI-XXIII ливийские династии, XXV эфиопская династия, XXVI саисская династия,
персидское завоевание (525-332 гг. до н.э.) и XXVIII-XXX местные династии).
эпоха Александра и Птолемеев (332-30гг. до н.э.),
римский период (30 г. до н.э.-395 г. н.э
Слайд 4Рабовладение
Земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, так
что ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы.
Для поливки полей применяли журавль (шадуф) и позднее – водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства, до этого при обработке земли применялись главным образом мотыги. Рабский труд был необходим не столько для сельскохозяйственных работ, сколько для орошения. При относительно низкой продуктивности сельского хозяйства это предопределило крайнюю жестокость египетской системы рабства. Основным источником рабов были пленные, захваченные в ходе набегов на соседние племена. Собственно, сам термин «раб» в Египте обозначался иероглифами, буквально переводящимися «живой убитый».
Слайд 5Мифология Египта
Религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская
мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались
лишь в определенных местностях.
Среди богов выделяется группа божеств-врачевателей. Прежде всего, это Есит (Изида) – сестра и супруга Усири (Озириса), символ Луны и оплодотворенной природы.
Изида воскресила своего мужа, убитого братом – Сетом. Она оживила и сына – Гора, убитого Сетом, а затем научила его искусству предсказания и медицине, а он создал лекарства и обучил оракулов-жрецов. Эта древняя медицина египтян сохранилась в течение тысячелетий. Даже Гален ссылался на лекарства, рецепты которых приписывали Изиде.
Слайд 6Мифология Египта
Величайшим почетом пользовался Джехути или Тот. Тота, которого
считали сыном бога Пта, изображали с головой птицы ибиса или
павиана, символов мудрости. Тоту приписывали множество талантов, считалось, что он ввел в культуру оливковое дерево, изобрел письменность, систему счета, геометрию, как приемы определения площадей, астрономию для поддержания календаря, создал музыку и заложил основы практической медицины.
Считалось, что Тот является автором так называемых “герметических книг” – основы египетской мудрости. Существовало 42 герметических книги. В последних 6-ти книгах, носивших название “Эмбра”, описывалось строение человеческого тела, давалась характеристика болезней, перечислялись и характеризовались важнейшие хирургические инструменты, лекарственные вещества, а также особо часто отмечаемые у египтян глазные и женские болезни. Предписания, данные Тотом были обязательны под страхом наказания для всех лечащих людей жрецов.
Слайд 7Мифология Египта
Почитались в Египте и другие боги-врачеватели. Была известна
богиня Баст (Бубастис), изображаемая с кошачьей головой. Она покровительствовала роженицам.
Покровительницей родов и материнства являлась и богиня плодородия Тауэрт – её изображали в виде беременной самки гиппопотама. Покровительницей врачевателей была богиня войны, чумы и испепеляющего солнца Сохмет.
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Слайд 8Мифология Египта
К богам второго ряда относился Имхотеп, храм которого
был расположен в Мемфисе. Он жил в царствование фараона III
династии Джосера (ок. 2780–2760 до н.э.). Считается, что Имхотеп был сыном Кануфера, или Кнофера, и родился близ Мемфиса в Египте. Занимая высокое положение при дворе Джосера, совмещал должности жреца, советника, зодчего, писца и врачевателя. Именно его считают архитектором и строителем ступенчатой пирамиды Джосера. Благодаря своей учености и особенно искусству в области медицины и священной магии он стал столь знаменит, что в конце концов был провозглашен сыном бога Пта и одним из трех божеств, входящих в мемфисскую триаду богов. Обычно его изображали в виде сидящего жреца, держащего на коленях открытую книгу. В его честь в Египте было воздвигнуто множество храмов и святилищ, ставших объектами паломничества людей, искавших исцеления.
Слайд 9Медицинские папирусы
В Египте в эпоху Раннего царства была разработана иероглифическая
система письменности, знание которой было недоступно для большинства населения. В
это же время начинается выделка папируса, ставшего основным материалом для письма.
Для Египта папирус был ещё и важным предметом экспорта.
Слайд 10Медицинские папирусы
Считается, что медицинские папирусы относятся к “герметическим” текстам. Это
прежде всего так называемый Лейпцигский папирус или папирус Г.Эберса –
древнейший египетский фармацевтический текст, а также Берлинский папирус или папирус Г.Бругша – руководство по теургической медицине – свод заклинаний и молитв.
Помимо этого известны медицинские папирусы Э.Смита, Хёрста, Честера Битти, Лейденский папирус, папирус из Рамессеума. Всего известно 12 текстов медицинского содержания и ряд разрозненных фрагментов.
Слайд 11Медицинские папирусы
Папирус Эберса – важнейший источник сведений по древнеегипетской фармации,
– представляет собой свиток длиной 20,5 м, в котором содержится
110 столбцов текста по 22 строки каждый. Этот текст озаглавлен “Книга для приготовления лекарств для всех частей тела”.
Слайд 12Медицинские папирусы
Предполагается, что папирус Эберса написан во времена царя Аменопсиса
I, в середине XVII в. до н.э., однако, возможно, он
включает и более древние фрагменты. Это заключение сделано на основании упоминания болезни, которая носила название “Ухет” (Uchet), что-то вроде рака желудка, отягощенного поражением конечностей. Относительно рецепта лекарства от этой болезни сказано, что он “найден в письменах у ног Анубиса в [храме] в Сехеме и доставлен Зазати, великому царю Верхнего и Нижнего Египта”. Эберс считал, что этот текст относится к периоду около 3700 лет до н.э.
Слайд 13Медицинские папирусы
Папирус Бругша был найден в развалинах храма Пта, мифического
отца Тота у пирамид Саккара в Мемфисе на глубине около
4 м в кувшине, вместе с другим менее древним папирусом. Этот текст – памятник теургической медицины, в котором даны описания некоторых детских болезней и заклятия, с помощью которых их
рекомендовалось
лечить.
Слайд 14Особенности египетской медицины
Египетская медицина - область практической деятельности жрецов, сосредоточенная
в храмах. Египетская храмовая медицины разделялась на две сферы: высшую,
магическую и низшую, догматическую.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов.
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.
Слайд 15Особенности египетской медицины
Магическая медицина была прерогативой только жрецов, действовавших на
основе первых 36 «герметических» книг Тота. Для излечения призывались целебные
силы души, а также внешние неземные силы. К последним относились 36 демонов, управлявших 36 частями человеческого тела. Соответственно этому существовало 36 групп жрецов, каждая из которых обеспечивала заклинания соответствующего демона. В процессе лечения использовались «инкубации» (священные бдения) в храме Изиды.
Догматическая, рациональная медицина находилась в ведении низшей касты жрецов – пастофоров, которым было разрешено изучение лишь 6 последних книг Тота – «Эмбра». Основой их методов была вера в целительные силы природы. Методы лечения были в основном выжидательные. При острых болезнях первые четыре дня применялись лишь поддерживающие средства, а после пятого дня сильно действующие средства употреблять запрещалось. Таким образом, для активного вмешательства оставался лишь один, пятый день течения болезни. Основные лекарственные средства были, как правило, слабые. Лечение в основном сводилось к диетическим рекомендациям.
Слайд 16Особенности египетской медицины
Жрецы содержались за счет храмов и не брали
прямую плату за лечение. Однако храмы принимали жертвования от выздоровевших.
Это были, прежде всего, «анафемы» – отлитые из золота или серебра изображения больных и вылеченных частей тела. Они выставлялись в храмах, но затем жрецы перепродавали их новым жертвователям.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах – Домах жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Слайд 17Мумифицирование и бальзамирование
Мумифицирование было достоянием специальных семей – тарихевтов, которые
не принадлежали к касте жрецов. Бальзамирование было трех классов. Высшая
категория бальзамирования представляла собой целую церемонию, ритуал. Сначала удалялась кожа со стоп, чтобы окончательно отделить умершего от земной жизни, затем делался разрез на левой стороне живота по черте, проведенной специальным жрецом (hyerogrammateus). Разрез обсидиановым ножом делал специальный прозектор (парасхит), который затем убегал от гнева родных, так как именно разрез живота был окончательным актом умерщвления человека. Внутренности извлекали (за исключением сердца и почек) и, помещенные в специальный сосуд, бросали в Нил. Мозг удаляли с помощью металлических спиц через ноздри. Полость тела промывали пальмовым вином, обрабатывали миррой и другими ароматическими веществами. Труп обтирали солью или щелоком, оставляли на лунный месяц, после чего снова обмывали, натирали камедью и бинтовали специальными бинтами. Последнюю процедуру облачения в специальный саван и бинтования осуществляли также специальные жрецы – колхиты.
Слайд 18Мумифицирование и бальзамирование
Второй класс бальзамирования осуществлялся без вскрытия, а третий
заключался просто в вымачивании тела в щелоке с последующим бинтованием.
Слайд 19Фармация
Фармация была сильной стороной египетской медицины. При храмах были
“лаборатории”, где, кроме масел и курений, жрецы врачи изготавливали лекарства.
Их рецепты держались в глубокой тайне, а плата за них составляла важнейшую часть доходов жрецов-врачей. Существовали однодневные и четырехдневные средства. Самыми важными и распространенными лекарствами были рвотные и слабительные средства. Нередко эти средства состояли из отвратительных ингредиентов животного происхождения.
Для лечения рекомендовали использовать лекарства различных форм: настои, мази, примочки из меда, телячьей и бычьей желчи. Для изгнания глистов рекомендовали отвар из дерева Chebcheb – видимо содержавший активные дубители.
Слайд 20Косметика
О том, что фармацевтическая практика была достаточно сложным делом, требующим
специальной подготовки, свидетельствуют успехи египтян в области изготовления косметических средств.
Косметика использовалась и как лечебное средство, в частности, для профилактики глазных болезней.
Так, при приготовлении черной краски для подкрашивания бровей чистый свинец переводили в оксид нагреванием, затем растворяли последний в уксусе, а из уксуснокислого свинца осаждали сернокислый свинец прибавлением минеральных квасцов. Наконец, прокаливая его с углем, получали необходимую черную краску. Рецепты приготовления сложных - "составных" лекарств также были достаточно трудными, а число применяемых лекарств было столь велико, что с их изготовлением вряд ли справлялись жрецы-врачеватели.
Слайд 21Египетское наследие
Итак, египетская медицина была исключительно теургической, закрытой для непосвященных.
Её сильной стороной была изощренная рецептура, включавшая много компонентов животного
происхождения.
Многие рецепты египетской медицины были сохранены впоследствии греками, особенно в эллинистическом Египте.