Разделы презентаций


Лекция 5. Мотивационная сферы личности

Содержание

Вопросы лекции:Потребности и мотивы в психологической науке. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5. Мотивационная сферы личности
Лекцию подготовила:
К.п.н. Косцова М.В.
Севастополь, 2017 г.

Лекция 5. Мотивационная сферы личностиЛекцию подготовила:К.п.н. Косцова М.В. Севастополь, 2017 г.

Слайд 2Вопросы лекции:
Потребности и мотивы в психологической науке.
Содержательные и процессуальные

теории мотивации.

Вопросы лекции:Потребности и мотивы в психологической науке. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

Слайд 3Список основной литературы:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000

г.- раздел 1.
Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП,

2005 г.
Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
2000 г.
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Гл. 7 и 8.


Список основной литературы:Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие.

Слайд 5 Вопрос №1:

Потребности и мотивы в психологической науке.

Вопрос №1:Потребности и мотивы в психологической науке.

Слайд 6Внутренний мир имеет свое специфическое содержание,
свои законы формирования и

развития,
которые во многом (хотя не полностью)
независимы от мира

внешнего.
Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью)

Слайд 7 Поведение животных определяется двумя рядами факторов:
внешними стимулами,
вызывающими автоматические

инстинктивные
или прижизненно сформированные реакции,
и внутренними состояниями напряжения тех

или иных потребностей,
от которых зависит готовность животного
к тем или иным формам поведения
и к реагированию на те или иные стимулы. 
 Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции, и внутренними

Слайд 8Гегель: «Обстоятельства и мотивы
господствуют над человеком лишь тогда,
когда

он сам позволяет им это».

Гегель: «Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это».

Слайд 9Потребность–
Это состояние нужды в объективных условиях, предметах и объектах, без

которой невозможно существование и развитие живых организмов.
Нужда– это внутреннее дефицитное

состояние, ощущение нехватки чего-либо, сопровождающееся дискомфортом.
Потребность–Это состояние нужды в объективных условиях, предметах и объектах, без которой невозможно существование и развитие живых организмов.Нужда–

Слайд 10Различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции американского

психолога Сальваторе Мадди
это потребности биологические и социальные.
Третья же

группа потребностей никем раньше в подобные перечни не включалась.
Мадди называет эту группу потребностей психологическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации.
Различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции американского психолога Сальваторе Мадди это потребности биологические и

Слайд 11С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа:
Конформисты:
реактивная

логика, логика удовлетворения потребностей - наиболее прямолинейна и является общей

для человека и животных.

Индивидуалисты:
 смысловая логика, логика жизненной необходимости - является исключительно достоянием человека. 

С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа:Конформисты:реактивная логика, логика удовлетворения потребностей - наиболее прямолинейна

Слайд 12Виктор Франкл писал,
 что животное не является личностью, потому что для

животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует

лишь окружающая среда.
Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости - логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, иными словами, определенное место и роль. 
Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира;

Слайд 13 Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это то,

что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри

побуждающим к совершению определенных действий.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым

Слайд 14Мотив –
это осознанная потребность, побуждение к деятельности, связанное со стремлением

к удовлетворению потребности.
Мотив предполагает знание
о тех материальных или идеальных объектах,

которые могут удовлетворить потребность;
о тех действиях, которые ведут к удовлетворению потребности.

Мотив –это осознанная потребность, побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности. Мотив предполагает знаниео тех материальных

Слайд 15Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям:
по отношению мотивов к деятельности

(внешние и внутренние)

по уровню осознания (осознаваемые и неосознаваемые)



Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям:по отношению мотивов к деятельности (внешние и внутренние)по уровню осознания (осознаваемые и

Слайд 16Виды мотивов:
мотив достижения успеха,
мотив избегания неудачи;
мотив аффилиации (принадлежности, участи);
мотив одобрения;
мотив

власти;
мотив отвержения;
мотив агрессивности.

Виды мотивов:мотив достижения успеха,мотив избегания неудачи;мотив аффилиации (принадлежности, участи);мотив одобрения;мотив власти;мотив отвержения;мотив агрессивности.

Слайд 17А что выбираешь ты???
Тест-опросник мотивации достижений (ТМД) А.Мехрабяна

А что выбираешь ты??? Тест-опросник мотивации достижений (ТМД) А.Мехрабяна

Слайд 18Уровень притязаний
 – это стремление к достижению целей той степени сложности,

на которую человек считает себя способным.
В психологии под уровнем

притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа).
Уровень притязаний характеризуют:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки (уровень Я).
Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В

Слайд 19Мотивы обучения в ВУЗе:
Внутренние:
Внешние:

Мотивы обучения в ВУЗе: Внутренние:Внешние:

Слайд 20Механизм образования мотива:
возникновение потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством,

неудовольствием.
осознание мотива: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем

осознается объект, который отвечает данной потребности, позже осознается с помощью каких действий можно достичь желаемого.
реализуется энергетический компонент
мотива в реальных поступках.
Механизм образования мотива:возникновение потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием.осознание мотива: вначале осознается, в чем причина

Слайд 22 Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент

направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность .

Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную

Слайд 25Мой идеальный день!

Мой идеальный день!

Слайд 27 Направленность личности:
Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека

и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. 

 Направленность личности: Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций,

Слайд 28Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле:
как

обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности,

мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Слово

Слайд 29Виды мотивации:
ситуационные мотивации,
включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к

действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать

внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;

диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.

Виды мотивации:ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие

Слайд 30 "почему?", "зачем?", "для какой цели?",
"ради чего?", "какой смысл?

 

Слайд 32Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

разнообразие мотивов;
множественный характер;
гибкий характер;
существование

определённой иерархии;
наличие структуры;
устойчивый характер мотивов;
динамичность мотивов;
мотивационная сила

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются: разнообразие мотивов;множественный характер;гибкий характер;существование определённой иерархии;наличие структуры;устойчивый характер мотивов;динамичность мотивов;мотивационная сила

Слайд 33Нарушения МСЛ:
- нарушение опосредованности и иерархии мотивов;
- формирование патологических потребностей

и мотивов;
- нарушение смыслообразования;
- нарушение подконтрольности поведения (анорексия);
- формирование патологических

черт личности.
Нарушения МСЛ:- нарушение опосредованности и иерархии мотивов;- формирование патологических потребностей и мотивов;- нарушение смыслообразования;- нарушение подконтрольности поведения

Слайд 34Вывод 1:
Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования

успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека

необходимы такие факторы:
развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;
достаточная сила мотивов;
устойчивость мотивов;
определенная структура мотивации;
определенная иерархия мотивов.
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Вывод 1: Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для

Слайд 35Классификация моделей мотивации:
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений

(потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации

могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Маккелланда и Г.Хекхаузена и других авторов.
Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний: теория ожиданий В. Врума; теория справедливости Дж. Адамса; комплексная теория мотивации Портера-Лоулера; теория X и теория Y МакГрегора.
Классификация моделей мотивации:Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К

Слайд 36Абрахам Маслоу (Abraham Harold Maslow)
Классификация потребностей А.Маслоу

Абрахам Маслоу (Abraham Harold Maslow)Классификация потребностей А.Маслоу

Слайд 37Классификация потребностей А.Маслоу

Классификация потребностей А.Маслоу

Слайд 38Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности
Дэвид Макклеланд

(David C. McClelland )
Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд,

Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен . Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудач .
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности Дэвид Макклеланд (David C. McClelland )Основателями этой концепции считаются

Слайд 40

Теория МакКлелланда

Теория МакКлелланда

Слайд 41Процессуальные теории мотивации:
 анализируют то, как человеком распределяются усилия для достижения

новых целей, и какой тип поведения будет им для этого

выбран. В процессуальных теориях поведение человека определяется не только потребностями, но является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий того типа поведения, который выбрал человек. Сегодня существует более 50 процессуальных теорий мотивации, но основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Локка и концепция партисипативного управления. Поговорим о них подробнее.
Процессуальные теории мотивации: анализируют то, как человеком распределяются усилия для достижения новых целей, и какой тип поведения будет

Слайд 42Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера
«Поведение человека зависит от значимости для

него достижения цели и ожидания того, что данное поведение приведет

к желаемой цели».

Джулиан Бернард Роттер

Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера	«Поведение человека зависит от значимости для него достижения цели и ожидания того, что

Слайд 43Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера
Локус контроля  — устойчивое, характеризующее человека

как личность представление о том, в какой степени результаты его

деятельности зависят от него самого или от складывающихся обстоятельств.
внутренний локус контроля
внешний локус контроля
Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера	Локус контроля  — устойчивое, характеризующее человека как личность представление о том, в какой

Слайд 44Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
«Система знаний человека о мире и

о себе стремится к согласованию.
При возникновении рассогласования,

или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.»

Фестингер Леон (Festinger, Leon)

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера 	«Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.  При

Слайд 45Теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури)
В соответствии с теорией справедливости, пока

люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они

будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда.
Теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури)	В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают

Слайд 46Теория Портера-Лоулера основана на утверждении,
что на мотивацию человека влияет целый

ряд факторов,
важнейшими из которых являются:
затраченные усилия, полученный результат,


вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности.
Теория Портера-Лоулера основана на утверждении,что на мотивацию человека влияет целый ряд факторов, важнейшими из которых являются: затраченные

Слайд 47ТЕОРИЯ X И Y МАКГРЕГОРА

ТЕОРИЯ X И Y МАКГРЕГОРА

Слайд 48Заключение
Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих

исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей

источник целенаправленной активности человека.
Заключение		Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории

Слайд 49Практическое занятие
На тему: «Особенности мотивационной сферы личности»: Интернет-квест)))

Практическое занятие На тему: «Особенности мотивационной сферы личности»: Интернет-квест)))

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика