Разделы презентаций


Лекция 5: Написание вводной и методической частей статьи либо заявки на

Содержание

Основные выводы предыдущих лекцийОсновной вид научного продукта – публикация в журнале, предпочтительно – в международном, предпочтительно – с высоким импакт-фактором.Такие журналы предпочитают публиковать статьи, описывающие экспериментальную проверку гипотез.Планирование эксперимента начинается

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5: Написание вводной и методической частей статьи либо заявки

на получение гранта

Лекция 5:   Написание вводной и методической частей статьи либо заявки на получение гранта

Слайд 2Основные выводы предыдущих лекций
Основной вид научного продукта – публикация в

журнале, предпочтительно – в международном, предпочтительно – с высоким импакт-фактором.
Такие

журналы предпочитают публиковать статьи, описывающие экспериментальную проверку гипотез.
Планирование эксперимента начинается с формулировки гипотезы и определения приемлемой вероятности ошибок первого и второго рода.
Планирование эксперимента - процедура выбора числа опытов и условий их проведения, необходимых для решения поставленной задачи с требуемой точностью.
Планирование эксперимента часто требует решения задачи на оптимизацию; для этого должен быть задан критерий оптимальности.
Основные выводы  предыдущих лекцийОсновной вид научного продукта – публикация в журнале, предпочтительно – в международном, предпочтительно

Слайд 3Задачи лекции
Ознакомление с требованиями к качеству научных текстов (заголовок, введение,

материалы и методы).
Ознакомление с эмпирическими правилами подготовки научных текстов.
Приобретение навыков

критического анализа научных текстов.
Задачи лекцииОзнакомление с требованиями к качеству научных текстов (заголовок, введение, материалы и методы).Ознакомление с эмпирическими правилами подготовки

Слайд 4«Потный вал вдохновения»
Вдохновение необходимо при выборе проблемы, поиске путей ее

решения, логическом анализе результатов.
Вдохновение полезно, но не обязательно, при написании

научной статьи.
«Потный вал вдохновения»Вдохновение необходимо при выборе проблемы, поиске путей ее решения, логическом анализе результатов.Вдохновение полезно, но не

Слайд 5Лирическое отступление
«Надо собраться с духом, полностью отрешиться от

всего суетного. … И никакого вдохновения! Только ежедневный рабский механический

до изнеможения труд. Как машина. Как лошадь. Пять страниц до обеда, две страницы перед ужином. … Никакого трепа. Никаких свиданий. Никаких заседаний. Никаких телефонных звонков …»
А. и Б. Стругацкие. Хромая судьба.
Лирическое отступление  «Надо собраться с духом, полностью отрешиться от всего суетного. … И никакого вдохновения! Только

Слайд 6Сравнение художественной и научной литературы

Сравнение художественной и научной литературы

Слайд 7Обучение написанию научных текстов

Обучение написанию научных текстов

Слайд 8Подготовка текстов как успешный бизнес
«Западный» подход: создание текста совместно с

заказчиком либо редактирование написанного заказчиком текста.
«Восточный» подход: написание научного текста

без участия заказчика.
Подготовка текстов  как успешный бизнес«Западный» подход: создание текста совместно с заказчиком либо редактирование написанного заказчиком текста.«Восточный»

Слайд 9Подготовка текстов как успешный бизнес
Don’t let ineffective writing stand in

the way of accomplishing
success – Не позволяйте плохо написанным

текстам
становиться препятствием на Вашем пути к успеху!
Подготовка текстов  как успешный бизнесDon’t let ineffective writing stand in the way of accomplishing success –

Слайд 10Подготовка текстов как успешный бизнес

Подготовка текстов  как успешный бизнес

Слайд 11Подготовка текстов как успешный бизнес

Подготовка текстов  как успешный бизнес

Слайд 12Подготовка текстов как успешный бизнес

Подготовка текстов  как успешный бизнес

Слайд 13Учебники

Учебники

Слайд 14Советы молодому ученому: Методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных

сотрудников и, может быть, не только для них / Под

ред. Е.Л. Воробейчика. Екатеринбург, 2011. 122 с.
http://ipae.uran.ru/pdf/smu/Sovety_2011.pdf

Учебники

Советы молодому ученому: Методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников и, может быть, не только для

Слайд 15Для кого мы пишем заявку на получение гранта?
Идеальные спонсоры

Для кого мы пишем заявку на получение гранта?Идеальные спонсоры

Слайд 16Для кого мы пишем заявку на получение гранта?
Идеальные спонсоры
Реальный спонсор

Для кого мы пишем заявку на получение гранта?Идеальные спонсорыРеальный спонсор

Слайд 17Структура научной статьи и заявки на получение гранта
Статья
Заголовок
Введение
Обоснование
Гипотезы
Цели и задачи
Материалы

и методы
Результаты
Обсуждение
Заключение/выводы
Заявка
Заголовок
Введение
Обоснование
Гипотезы
Цели и задачи
Материалы и методы
Ожидаемые результаты
Организация работы

Структура научной статьи и заявки на получение грантаСтатьяЗаголовокВведениеОбоснованиеГипотезыЦели и задачиМатериалы и методыРезультатыОбсуждениеЗаключение/выводыЗаявкаЗаголовокВведениеОбоснованиеГипотезыЦели и задачиМатериалы и методыОжидаемые результатыОрганизация

Слайд 18Структура научной статьи и заявки на получение гранта
Статья
Заголовок
Введение
Обоснование
Гипотезы
Цели и задачи
Материалы

и методы
Результаты
Обсуждение
Заключение/выводы
Заявка
Заголовок
Введение
Обоснование
Гипотезы
Цели и задачи
Материалы и методы
Ожидаемые результаты
Организация работы

Структура научной статьи и заявки на получение грантаСтатьяЗаголовокВведениеОбоснованиеГипотезыЦели и задачиМатериалы и методыРезультатыОбсуждениеЗаключение/выводыЗаявкаЗаголовокВведениеОбоснованиеГипотезыЦели и задачиМатериалы и методыОжидаемые результатыОрганизация

Слайд 19«Спиральная» структура статьи, или прогрессивное развитие науки
Для следующей
статьи

«Спиральная» структура статьи,  или прогрессивное развитие наукиДля следующей статьи

Слайд 20Эмпирическое правило
KISS (англ. keep it simple, stupid) —
«Не усложняй,

тупица».

Более вежливый вариант:
KISS (англ. keep it short and simple) — «Пиши коротко и ясно». 
Эмпирическое правилоKISS (англ. keep it simple, stupid) —  «Не усложняй, тупица».

Слайд 21Следствия из этого правила
Избегайте многословности.
Избегайте жаргона.
Избегайте «умных слов».
Избегайте нерасшифрованных сокращений.
Тщательно

редактируйте текст.
Думайте о том, удастся ли Ваш текст перевести на

английский язык.
Следствия из этого правилаИзбегайте многословности.Избегайте жаргона.Избегайте «умных слов».Избегайте нерасшифрованных сокращений.Тщательно редактируйте текст.Думайте о том, удастся ли Ваш

Слайд 22Смысл заголовка не ясен из-за использования «умных слов»

Смысл заголовка не ясен из-за использования «умных слов»

Слайд 23Смысл заголовка не ясен из-за использования «умных слов»
Название работы неконкретно

(не ясно, какой именно из параметров сосны изучал автор, и

где именно он проводил исследования).
Название многословно, перегружено терминологией, («аэротехногенные поллютанты»), которую легко заменить простыми словами (в данном контексте - «атмосферные выбросы»).
Название стилистически некорректно («Биоиндикация… как показатель состояния»).
Смысл заголовка не ясен из-за использования «умных слов»Название работы неконкретно (не ясно, какой именно из параметров сосны

Слайд 24Следствия из этого правила
Избегайте многословности.
Избегайте жаргона.
Избегайте «умных слов».
Избегайте нерасшифрованных сокращений.
Тщательно

редактируйте текст.
Думайте о том, удастся ли Ваш текст перевести на

английский язык.
Следствия из этого правилаИзбегайте многословности.Избегайте жаргона.Избегайте «умных слов».Избегайте нерасшифрованных сокращений.Тщательно редактируйте текст.Думайте о том, удастся ли Ваш

Слайд 25Смысл заголовка не ясен из-за использования аббревиатур

Смысл заголовка не ясен из-за использования аббревиатур

Слайд 26Смысл заголовка не ясен из-за использования аббревиатур
Название работы непонятно из-за

использова-ния сокращений (ЭПП, элементарные почвообразовательные процессы; СУМЗ, Среднеуральский металлургический завод).


Авторы переоценивают информированность читателя о региональной специфике (название завода) и узкоспециальной терминологии (сокращение «ЭПП» не относится к числу общепринятых; при поиске в Интернете первое найденное значение – «электроснабжение промышленных предприятий», второе – «электропневматический позиционер»).
Смысл заголовка не ясен из-за использования аббревиатурНазвание работы непонятно из-за использова-ния сокращений (ЭПП, элементарные почвообразовательные процессы; СУМЗ,

Слайд 27Следствия из этого правила
Избегайте многословности.
Избегайте жаргона.
Избегайте «умных слов».
Избегайте нерасшифрованных сокращений.
Тщательно

редактируйте текст.
Думайте о том, удастся ли Ваш текст перевести на

английский язык.
Следствия из этого правилаИзбегайте многословности.Избегайте жаргона.Избегайте «умных слов».Избегайте нерасшифрованных сокращений.Тщательно редактируйте текст.Думайте о том, удастся ли Ваш

Слайд 28Заголовок должен быть конкретным!
«Состояние популяций рыб в небольших водоемах лесной

зоны Кольского Севера в условиях аэротехногенного загрязнения».
=Состояние популяций рыб в

небольших водоемах лесной зоны Кольского Севера, расположенных в зоне воздействия атмосферных выбросов медно-никелевых заводов.
Заголовок должен быть конкретным!«Состояние популяций рыб в небольших водоемах лесной зоны Кольского Севера в условиях аэротехногенного загрязнения».=Состояние

Слайд 29Заголовок должен быть конкретным!
«Структурно-функциональные изменения хвои сосны под влиянием поллютантов».
=Изменения

(Чего? Длины? Толщины? Веса? Содержания хлорофилла?) хвои сосны обыкновенной (а)

в окрестностях предприятия – какого, где? или (б) при экспериментальном применении – какого вещества?
Заголовок должен быть конкретным!«Структурно-функциональные изменения хвои сосны под влиянием поллютантов».=Изменения (Чего? Длины? Толщины? Веса? Содержания хлорофилла?) хвои

Слайд 30Не выдавайте гипотезу за установленный факт!
«Структурно-функциональные изменения хвои сосны под

влиянием поллютантов».
Если Вы наблюдали различия между загрязненными и контрольными участками,

то это не значит, что Вы доказали наличие причинно-следственной связи между загрязнением и изученным признаком.
По сути, подобная формулировка подходит лишь для экспериментальной работы, да и в этом случае лучше написать «после обработки ХХХ».
Не выдавайте гипотезу за установленный факт!«Структурно-функциональные изменения хвои сосны под влиянием поллютантов».Если Вы наблюдали различия между загрязненными

Слайд 31Типы заголовков (Ecology)
1. Простое сообщение
Fire suppression and ecosystem carbon storage.
Spatial

synchrony of spruce budworm outbreaks in eastern North America.
The costs

of an inducible defense in anuran larvae.
Comparative community ecology studies on old world figs and fig wasps.
Типы заголовков (Ecology)1. Простое сообщениеFire suppression and ecosystem carbon storage.Spatial synchrony of spruce budworm outbreaks in eastern

Слайд 322. Сообщение с объяснением
Choice of oviposition site by gray treefrogs:

The role of potential parasitic infection.
Allocation to reproduction in a

Hawkmoth: A quantitative analysis using stable carbon isotopes.
On the variance of eigenvalues of the community matrix: Derivation and appraisal.
Niche separation in community analysis: A new method.
Fifteen years of revegetation of Mount St Helens: A landscape-scale analysis.

Типы заголовков (Ecology)

2. Сообщение с объяснениемChoice of oviposition site by gray treefrogs: The role of potential parasitic infection.Allocation to

Слайд 333. Вопрос
Are nectar robbers cheaters or mutualists?
Can host-parasitoid metapopulations explain

successful biological control?
What determines phenology and synchrony of ungulate breeding

in Serengeti?
Which traits of species predict population declines in experimental forest fragments?
The dynamics of plant populations: Does the history of individuals matter?
Homage to Santa Rosalia or why are there so many kinds of animals? (G.E. Hutchinson)

Типы заголовков (Ecology)

3. ВопросAre nectar robbers cheaters or mutualists?Can host-parasitoid metapopulations explain successful biological control?What determines phenology and synchrony

Слайд 34Анализ заголовков статей: Экология, 2000, № 3

Анализ заголовков статей: Экология, 2000, № 3

Слайд 35Анализ заголовков статей: Экология, 2000, № 3

Анализ заголовков статей: Экология, 2000, № 3

Слайд 36Анализ заголовков статей: Экология, 2014, № 1
БИОРАЗНООБРАЗИЕ ЛЕСНОГО ПОКРОВА

ПРИ ТЕХНОГЕННОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ Черненькова Т.В.3 0
СООТНОШЕНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ИЗОТОПОВ УГЛЕРОДА В

ДЕРЕВОРАЗРУШАЮЩИХ ГРИБАХ И РАЗРУШАЕМЫХ ИМИ ДРЕВЕСНЫХ СУБСТРАТАХ Мухин В.А., Воронин П.Ю., Веливецкая Т.А., Игнатьев А.В.14 0
ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОГО ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ, БИОХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СЕМЕННУЮ ПРОДУКТИВНОСТЬ РОМАШКИ АПТЕЧНОЙ Прокопьев И.А., Филиппова Г.В., Шеин А.А., Габышев Д.В.22 0
ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ GYMNADENIA CONOPSEA (L.) R. BR. (ORCHIDACEAE) В КРАЕВЫХ ПОПУЛЯЦИЯХ НА ИЗВЕСТНЯКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ Валуйских О.Е., Тетерюк Л.В.30 0
ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕГРАДАЦИЯ ЛУГОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СЕНОКОШЕНИЯ И ВЫПАСА В ПОЙМАХ РЕК ВЫЧЕГДЫ И ПЕЧОРЫ Шушпанникова Г.С.40 0
ДИАТОМЕИ В ДОННЫХ ОСАДКАХ – ИНДИКАТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ Рыбаков Д.С., Шелехова Т.С.45 0
ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЧАЙКОВЫХ ПТИЦ В 11-ЛЕТНЕМ КЛИМАТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ (ДЕЛЬТА Р. СЕЛЕНГИ, ЮЖНЫЙ БАЙКАЛ) Мельников Ю.И.53 0
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СЕРОЙ КРЫСЫ (RATTUS NORVEGICUS BERK.) В УСЛОВИЯХ ЛУГОВЫХ СТЕПЕЙ ЭЛЬБРУССКОГО ВАРИАНТА ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА Емкужева М.М., Темботова Э.Ж., Темботова Ф.А.
Анализ заголовков статей: Экология, 2014, № 1 БИОРАЗНООБРАЗИЕ ЛЕСНОГО ПОКРОВА ПРИ ТЕХНОГЕННОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ Черненькова Т.В.3 0 СООТНОШЕНИЕ

Слайд 37Анализ заголовков статей: Лесной журнал, 2014, № 3
В.П. Бобринев, Л.Н.

Пак
Агротехника выращивания сеянцев лиственницы Гмелина в Забайкальском крае

Ф.Н. Дружинин
К применению

комплексных рубок

В.М. Алексеев, А.В. Жигунов, А.С. Бондаренко, Д.С. Бурцев
Интродукция сосны скрученной в условиях Ленинградской области

Е.А. Рай, Н.В. Бурова, С.И. Сластников
Изменение видового разнообразия фитоценозов после сплошных рубок

В.В. Костышев
Сравнительный рост культур сосны и лиственницы в типе леса сосняк травяной

Н.В. Лиханова
Роль растительного опада в формировании лесной подстилки на вырубках ельников средней тайги

Е.В. Робонен, Н.П. Чернобровкина, Т.Н. Макарова, В.П. Короткий, Ю.Н. Прытков, С.С. Марисов
Накопление L-аргинина в хвое и распределение по кроне сосны обыкновенной при регуляции азотного и борного обеспечения
Анализ заголовков статей: Лесной журнал, 2014, № 3В.П. Бобринев, Л.Н. ПакАгротехника выращивания сеянцев лиственницы Гмелина в Забайкальском

Слайд 38Мы пишем для ЧИТАТЕЛЯ
Выбор стиля зависит от аудитории.
Читатель экономит время.
Информация

должна быть там, где читатель ожидает ее найти.
Читатель интерпретирует текст

– нельзя позволить ему ошибиться.
Если читатель неправильно воспринял информацию – виноват автор.
Мы пишем для ЧИТАТЕЛЯВыбор стиля зависит от аудитории.Читатель экономит время.Информация должна быть там, где читатель ожидает ее

Слайд 39One point per paper = У научного текста должна быть

одна главная мысль.
Эмпирическое правило

One point per paper = У научного текста должна быть одна главная мысль.Эмпирическое правило

Слайд 40Лирическое отступление
«Что есть телеграфный столб? Это хорошо отредактированная

сосна».

Б. Н. Стругацкий
http://www.bid.ru/internal.php?id=418
Лирическое отступление  «Что есть телеграфный столб? Это хорошо отредактированная сосна».

Слайд 41Эмпирическое правило
Текст должен четко и ясно отвечать на вопросы «Почему?»,

«Что?», «Где?», «Когда?» и «Как?».
Для заявки на финансирование добавляются вопросы

«Кто?» и «За какую сумму?».
Эмпирическое правилоТекст должен четко и ясно отвечать на вопросы «Почему?», «Что?», «Где?», «Когда?» и «Как?».Для заявки на

Слайд 42Следствие из этого правила
Предложение, которое не отвечает ни на один

из этих вопросов, скорее всего, следует переформулировать или удалить из

текста.
Следствие из этого правилаПредложение, которое не отвечает ни на один из этих вопросов, скорее всего, следует переформулировать

Слайд 43Следствие из этого правила
Предложение, которое не отвечает ни на один

из этих вопросов, скорее всего, следует переформулировать или удалить из

текста.

Пример (реальный!), вторая фраза «Введения»: «Тема исследования выбрана не случайно.»
Следствие из этого правилаПредложение, которое не отвечает ни на один из этих вопросов, скорее всего, следует переформулировать

Слайд 44Эмпирическое правило
Текст должен быть иерархически структурирован.
Каждый раздел должен иметь заголовок.

Эмпирическое правилоТекст должен быть иерархически структурирован.Каждый раздел должен иметь заголовок.

Слайд 45Testing the ecotoxicology of vegetable versus mineral based lubricating oils:

1. Degradation rates using tropical marine microbes
Philip Mercurio, Kathryn A.

Burns and Andrew Negri

1. Introduction
1.1. Lubricants entering the environment
1.2. Effects of hydrocarbons on tropical marine organisms
1.3. Hydrocarbon degradation in the marine environment
2. Methods
2.1. Media preparation
2.2. Collection of microorganisms
2.3. Lubricant incubations
2.4. Solvent extraction
2.5. Infrared analysis
2.6. GC–FID analysis
2.7. GC–MS analysis
2.8. Data treatment
3. Results
Testing the ecotoxicology of vegetable versus mineral based lubricating oils: 1. Degradation rates using tropical marine microbesPhilip

Слайд 46Antimony distribution and environmental mobility at an historic antimony smelter

site, New Zealand
N. J. Wilson , D. Craw ,

and K. Hunter
1. Introduction
2. General setting
2.1. Geological background
2.2. Historical mining and smelting
3. Methods
3.1. Field sampling
3.2. Analytical methods
3.3. Experimental study
4. Results
Antimony distribution and environmental mobility at an historic antimony smelter site, New Zealand N. J. Wilson ,

Слайд 47Это полезно запомнить:
Пишите коротко и ясно.
У каждого текста должна быть

одна главная мысль.
Научный текст должен четко и ясно отвечать на

вопросы «Почему?», «Что?», «Где?», «Когда?» и «Как?».
Текст должен быть иерархически структурирован.
Каждый раздел должен иметь заголовок.
Это полезно запомнить:Пишите коротко и ясно.У каждого текста должна быть одна главная мысль.Научный текст должен четко и

Слайд 48Введение
Должна быть сформулирована проблема.
Должно быть описано состояние изученности проблемы.
Текст должен

убедить читателя в важности решения этой проблемы.
Из «Введения» должна логически

вытекать цель исследования.
Цель исследования должна быть принципиально достижимой в данных конкретных условиях!
ВведениеДолжна быть сформулирована проблема.Должно быть описано состояние изученности проблемы.Текст должен убедить читателя в важности решения этой проблемы.Из

Слайд 49Структура «Введения»
Формулировка проблемы.
Состояние изученности.
Нерешенные вопросы, неизученные аспекты, противоречия.
Цель работы.
Описание феномена

либо объекта.
Состояние изученности.
Нерешенные вопросы, неизученные аспекты, противоречия.
Цель работы.

Менее «глобально».

Журнал с

менее высоким ИФ.

Более «глобально».

Журнал с более высоким ИФ

Структура «Введения»Формулировка проблемы.Состояние изученности.Нерешенные вопросы, неизученные аспекты, противоречия.Цель работы.Описание феномена либо объекта.Состояние изученности.Нерешенные вопросы, неизученные аспекты, противоречия.Цель

Слайд 50Общие рекомендации
Логика построения: от общего к частному.
Не переоценивайте степень

информированности читателя.
Не перегружайте читателя деталями: обзор литературы должен включать лишь

наиболее важные работы.
Обоснуйте пути решения проблемы.
Общие рекомендацииЛогика построения: от общего к частному. Не переоценивайте степень информированности читателя.Не перегружайте читателя деталями: обзор литературы

Слайд 51Заинтересуйте читателя!
Введение должно описывать достаточно крупную проблему для того, чтобы

привлечь внимание многих читателей, а не только узких специалистов.
Начинайте каждый

параграф с наиболее важной мысли.
Используйте контрасты.
Задавайте провокационные вопросы.
Ваша задача – подвести читателя к тому, чтобы он сам пришел к вашим выводам, а не механически прочитал написанное вами.
Заинтересуйте читателя!Введение должно описывать достаточно крупную проблему для того, чтобы привлечь внимание многих читателей, а не только

Слайд 52Writing Tips
Плохо:
"little is known about...",
"there is a lack of

information about...", or
"no research has dealt with this problem

..."
Хорошо:
"I was able to find only one paper describing…"
"Studies by Smith (1990) and Brown (1995) failed to show…"
"Although several researchers investigated XXX (refs), to the best of our knowledge, ZZZ had not been explored"…
Writing TipsПлохо:

Слайд 53Хорошее начало «Введения» (заявка на получение гранта)
Breast cancer kills. But statistics

prove that regular
check-ups catch most breast cancer in the

early
stages, reducing the likelihood of death (Refs).
Hence, a program to encourage preventive check-
ups will reduce the risk of death due to breast
cancer…
Хорошее начало «Введения» (заявка на получение гранта)Breast cancer kills. But statistics prove that regular check-ups catch most

Слайд 54Хорошее начало «Введения»

Хорошее начало «Введения»

Слайд 55Переход к постановке задачи
Одноклеточные умеют жить везде

– по крайней
мере, так кажется, когда перечисляют примеры
необыкновенных

экологических ниш. Одни
обосновались в подставках для пивных кружек.
Другие – на дне морском, на ржавеющих остатках
«Титаника»...

А можно ли жить там, где и камней нет, в
чистейшей ледяной воде и полной темноте?

Е. Клещенко (2012)
Химия и жизнь – ХХI век, № 5, с. 2
Переход к постановке задачи   Одноклеточные умеют жить везде – по крайней мере, так кажется, когда

Слайд 56Пример 1

Пример 1

Слайд 57Хорошее начало введения: интересная глобальная проблема

Хорошее начало введения:  интересная глобальная проблема

Слайд 58Формулировка проблемы: пример 1

Формулировка проблемы: пример 1

Слайд 59Пример 2

Пример 2

Слайд 60Удовлетворительное начало введения: для узкого круга читателей

Удовлетворительное начало введения: для узкого круга читателей

Слайд 61Формулировка проблемы: пример 2

Формулировка проблемы: пример 2

Слайд 62Пример 3

Пример 3

Слайд 63Плохое начало введения: проблема не ясна, текст не логичен

Плохое начало введения: проблема не ясна, текст не логичен

Слайд 64Пример 4

Пример 4

Слайд 65Удовлетворительное начало введения: проблема не ясна

Удовлетворительное начало введения: проблема не ясна

Слайд 66Цель и задачи иследования
Научное исследование – это процесс получения новых

научных знаний.
Планирование научного исследования требует обработки значительного количества информации

и предполагает такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование и формулировка гипотез.
Первый итог этих действий – постановка цели и определение задач исследования.
В научных публикациях цель и задачи исследования обычно помещают в конце «Введения».
Цель и задачи иследованияНаучное исследование – это процесс получения новых научных знаний. Планирование научного исследования требует обработки

Слайд 67Определение
Цель исследования (англ. study goal или goal of the study)

– это конечный результат, на достижение которого ориентирован исследователь.
Цель следует

формулировать кратко и предельно
точно, выражая тот основной результат, который
предполагается достичь. Цель должна быть
созвучна заголовку работы, написание которой
планируется по результатам исследования.
ОпределениеЦель исследования (англ. study goal или goal of the study) – это конечный результат, на достижение которого

Слайд 68Формулировка цели исследования
Цели могут быть сформулированы в виде:
Гипотезы, которую

необходимо проверить;
Вопросов, на которые необходимо ответить;
Эффектов (величин), которые

необходимо измерить.
Формулировка цели исследованияЦели могут быть сформулированы в виде: Гипотезы, которую необходимо проверить; Вопросов, на которые необходимо ответить;

Слайд 69Наиболее типичные ошибки
Расплывчатость формулировки: вопрос не ясен, либо на него

в принципе нельзя дать однозначный ответ.
Слишком большой размах: получение и

обработка данных, необходимых для решения сформулированной аспирантом задачи, потребуют двадцати лет работы.
Недостижимость в данных конкретных обстоятельствах.
Наиболее типичные ошибкиРасплывчатость формулировки: вопрос не ясен, либо на него в принципе нельзя дать однозначный ответ.Слишком большой

Слайд 70Пример 1. Варианты формулировки цели работы
Цель работы – изучить влияние

промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).
Задача исследования – описать

морфологические изменения древесных растений Кольского полуострова под воздействием выбросов медно-никелевой промышленности (плохо).
Мы планируем оценить изменения размеров листа и побега березы пушистой под воздействием выбросов комбината «Североникель» (хорошо).
Работа проводится для проверки гипотезы о негативном воздействии выбросов комбината «Североникель» на площадь листа и длину побега березы пушистой (очень хорошо).
Пример 1. Варианты формулировки цели работыЦель работы – изучить влияние промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).Задача

Слайд 71Пример 1. Варианты формулировки цели работы
Цель работы – изучить влияние

промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).
Задача исследования – описать

морфологические изменения древесных растений Кольского полуострова под воздействием выбросов медно-никелевой промышленности (плохо).
Мы планируем оценить изменения размеров листа и побега березы пушистой под воздействием выбросов комбината «Североникель» (хорошо).
Работа проводится для проверки гипотезы о негативном воздействии выбросов комбината «Североникель» на площадь листа и длину побега березы пушистой (очень хорошо).
Пример 1. Варианты формулировки цели работыЦель работы – изучить влияние промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).Задача

Слайд 72Пример 1. Варианты формулировки цели работы
Цель работы – изучить влияние

промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).
Задача исследования – описать

морфологические изменения древесных растений Кольского полуострова под воздействием выбросов медно-никелевой промышленности (плохо).
Мы планируем оценить изменения размеров листа и побега березы пушистой под воздействием выбросов комбината «Североникель» (хорошо).
Работа проводится для проверки гипотезы о негативном воздействии выбросов комбината «Североникель» на площадь листа и длину побега березы пушистой (очень хорошо).
Пример 1. Варианты формулировки цели работыЦель работы – изучить влияние промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).Задача

Слайд 73Пример 1. Варианты формулировки цели работы
Цель работы – изучить влияние

промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).
Задача исследования – описать

морфологические изменения древесных растений Кольского полуострова под воздействием выбросов медно-никелевой промышленности (плохо).
Мы планируем оценить изменения размеров листа и побега березы пушистой под воздействием выбросов комбината «Североникель» (хорошо).
Работа проводится для проверки гипотезы о негативном воздействии выбросов комбината «Североникель» на площадь листа и длину побега березы пушистой (очень хорошо).
Пример 1. Варианты формулировки цели работыЦель работы – изучить влияние промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).Задача

Слайд 74Пример 1. Варианты формулировки цели работы
Цель работы – изучить влияние

промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).
Задача исследования – описать

морфологические изменения древесных растений Кольского полуострова под воздействием выбросов медно-никелевой промышленности (плохо).
Мы планируем оценить изменения размеров листа и побега березы пушистой под воздействием выбросов комбината «Североникель» (хорошо).
Работа проводится для проверки гипотезы о негативном воздействии выбросов комбината «Североникель» на площадь листа и длину побега березы пушистой (очень хорошо).
Пример 1. Варианты формулировки цели работыЦель работы – изучить влияние промышленного загрязнения на северотаежные леса (очень плохо).Задача

Слайд 75Определение
Задачи исследования (англ. study aims или aims of the study)

дополняют и развивают (конкретизируют) цель исследования, и/или отражают выбор путей

и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой (либо выдвинутыми гипотезами), а также действия по получению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
ОпределениеЗадачи исследования (англ. study aims или aims of the study) дополняют и развивают (конкретизируют) цель исследования, и/или

Слайд 76Практические рекомендации
Если цель исследования достаточно конкретна и достижима за относительно

короткий срок, то формулировать задачи исследования не обязательно.
Напротив, при

проведении длительного многопланового исследования требуется тщательная проработка формулировок как цели, так и задач работы (которых, в отличие от цели, ставится как минимум две).
Практические рекомендацииЕсли цель исследования достаточно конкретна и достижима за относительно короткий срок, то формулировать задачи исследования не

Слайд 77Цели и задачи: пример 1

Цели и задачи: пример 1

Слайд 78Цель сформулирована, задачи не определены: пример 2

Цель сформулирована, задачи не определены: пример 2

Слайд 79Цель отсутствует, задачи вызывают недоумение: пример 3

Цель отсутствует, задачи вызывают недоумение: пример 3

Слайд 80Цели и задачи: отсутствуют

Цели и задачи: отсутствуют

Слайд 81Гипотезы: пример 1

Гипотезы: пример 1

Слайд 82Перечитываем заново...
Изучению нами подвергались 150-200-летние лиственницы и 20-30-летние сосны (Рагуотис

1989).
В настоящее время имеет место поиск оптимальных критериев... (Лосицкая и

др. 1999).
У 13% опрошенных мужчин и женщин не происходило зачатия в течение 12-месячной попытки (информация об авторе утрачена).
Перечитываем заново...Изучению нами подвергались 150-200-летние лиственницы и 20-30-летние сосны (Рагуотис 1989).В настоящее время имеет место поиск оптимальных

Слайд 83Материалы и методы
Этот раздел – ключевой, а не второстепенный, как

часто думают начинающие (и не только!) ученые.
Он позволяет оценить качество

Вашей работы (выполненной либо планируемой).
При отсутствии информации читатель вправе предположить, что Ваши методы не вполне корректны, и на этом основании отказаться от дальнейшего чтения (либо от финансирования Вашей заявки).
Материалы и методыЭтот раздел – ключевой, а не второстепенный, как часто думают начинающие (и не только!) ученые.Он

Слайд 84Материалы и методы
Объект исследования.
Место проведения работ.
Время проведения работ.
Способ сбора материала

(данных).
Методы фиксации и хранения образцов.
Методы анализа (измерения), точность, воспроизводимость.
Методы статистического

анализа.
Материалы и методыОбъект исследования.Место проведения работ.Время проведения работ.Способ сбора материала (данных).Методы фиксации и хранения образцов.Методы анализа (измерения),

Слайд 85Полнота описания
При описании методики достаточным считается такой уровень детализации, который

теоретически позволил бы другому специалисту воспроизвести Ваши результаты.
Например, для полевых

исследований:
отыскать места расположения пробных площадей;
повторить сбор и анализ материала с использованием тех же самых (однозначно определенных) методов.
Полнота описанияПри описании методики достаточным считается такой уровень детализации, который теоретически позволил бы другому специалисту воспроизвести Ваши

Слайд 86«Визуализация» объекта исследования (пример)
Береговая ласточка (Riparia riparia L.) — небольшая насекомоядная

перелётная птица, распространённая на всех материках, за исключением Австралии и

Антарктиды. Обитает вдоль обрывистых берегов рек с достаточно мягким грунтом, на открытых лугах, у песчаных или щебёночных карьеров, недалеко от водоёмов.
«Визуализация» объекта исследования (пример)Береговая ласточка (Riparia riparia L.) — небольшая насекомоядная перелётная птица, распространённая на всех материках, за

Слайд 87Места сбора материала
Для больших территорий могут быть показаны на карте

Места сбора материалаДля больших территорий могут быть показаны на карте

Слайд 88Места сбора материала
Для небольших территорий лучше приводить таблицы с географическими

координатами.

Места сбора материалаДля небольших территорий лучше приводить таблицы с географическими координатами.

Слайд 89Места сбора материала указаны недостаточно точно

Места сбора материала  указаны недостаточно точно

Слайд 90Места сбора материала не указаны

Места сбора материала  не указаны

Слайд 91Методы сбора и сохранения материала: отсутствуют
Методы анализа материала: не полны

Методы сбора и сохранения материала: отсутствуютМетоды анализа материала:  не полны

Слайд 92Достаточно полное описание методики

Достаточно полное описание методики

Слайд 93Методы статистического анализа

Методы статистического анализа

Слайд 94Методы статистического анализа

Методы статистического анализа

Слайд 95Лирическое отступление
И так как краткость есть душа ума,
А многословие

- его прикраса,
Я буду краток.

William Shakespeare, «The Tragedy of
Hamlet, Prince of Denmark»
(перевод А. И. Кронеберга)
Лирическое отступлениеИ так как краткость есть душа ума, А многословие - его прикраса, Я буду краток.

Слайд 96Краткость – сестра таланта
Учитывая количество публикуемой информации, краткие публикации (по

отношению к материалу, на котором они основаны), написанные ясным и

простым языком, имеют гораздо больше шансов быть прочитанными и процитированными, чем многословные работы, перегруженные специальными терминами.
Краткость – сестра талантаУчитывая количество публикуемой информации, краткие публикации (по отношению к материалу, на котором они основаны),

Слайд 97Это полезно запомнить:
Во «Введении» должна быть сформулирована проблема, а текст

должен убедить читателя в важности решения этой проблемы.
«Введение» должно логически

подвести читателя к формулировке цели и задач исследования.
При описании «Материалов и методов» достаточным считается такой уровень детализации, который теоретически позволил бы другому специалисту воспроизвести Ваши результаты.
Это полезно запомнить:Во «Введении» должна быть сформулирована проблема, а текст должен убедить читателя в важности решения этой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика