Разделы презентаций


Лекция 6

Содержание

План лекцииЭлементы культуры, культурные универсалии, культурные образования.Понятие, субъект, объект , функции общественного мнения.Средства и этапы формирования общественного мнения. Слухи как неформальная коммуникация.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6
Социология культуры.
Социология общественного мнения.

Лекция 6Социология культуры.Социология общественного мнения.

Слайд 2План лекции
Элементы культуры, культурные универсалии, культурные образования.

Понятие, субъект, объект ,

функции общественного мнения.

Средства и этапы формирования общественного мнения. Слухи как

неформальная коммуникация.



План лекцииЭлементы культуры, культурные универсалии, культурные образования.Понятие, субъект, объект , функции общественного мнения.Средства и этапы формирования общественного

Слайд 3Вопрос 1
Социология культуры изучает

- закономерности функционирования культуры в обществе: ее

место и роль в обществе;
- содержание, формы и направления культурной

деятельности;
- культурный уровень разных социальных групп;
- культурные потребности и уровень их удовлетворения;
- состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры;
- особенности публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры.
Вопрос 1	Социология культуры изучает- закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в обществе;- содержание, формы

Слайд 4 Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы

и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия,

на формирование или распад групп или движений.
Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей

Слайд 5Объект социологии культуры – язык, знания, нормы, ценности, мораль, религия,

СМИ, обычаи, ритуалы, мода, стиль жизни, жанры искусства и пр.

Объект социологии культуры – язык, знания, нормы, ценности, мораль, религия, СМИ, обычаи, ритуалы, мода, стиль жизни, жанры

Слайд 6Социальные функции культуры

Социальные функции культуры

Слайд 7Закономерности в развитии культуры
• Зависимость типа культуры от природных и

искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их

изменение.
• Преемственность в развитии культуры.
• Неравномерность развития культуры:
а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике;
б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
• Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
• Качественные изменения в науке и технологии, открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Закономерности в развитии культуры• Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное

Слайд 8Качественные скачки
в развитии культуры:

появление письменности, позволившее сохранять многие произведения

культуры и обмениваться ими;

изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился

объем распространения культурной продукции;

современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

достижение ХХ века – внедрение персональных компьютеров и глобальной сети «Интернет».
Качественные скачкив развитии культуры: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря

Слайд 9Показатели уровня развития культуры
количество культурной продукции,
наличие

мировых образцов произведений искусства,
сочетание новейших по форме произведений

с традиционной культурой,
высокий престиж культурной деятельности и деятелей культуры,
престиж отечественной культуры за рубежом,
широкое участие самодеятельных художников, музыкантов и т. д. в культурной жизни и пр.
Показатели уровня развития культуры количество культурной продукции, наличие мировых образцов произведений искусства, сочетание новейших по форме произведений

Слайд 10Основные элементы культуры

Язык - построенная определенным образом знаковая система; смыслы

и значения, содержащиеся в языке, порождены социальным опытом и отношениями

человека к миру.
Ценности - предпочтительные для индивида или группы значения явлений; представления о значимом, важном; позволяют различать желательное и нежелательное.
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе; нравственные требования, регулирующие поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.
Основные элементы культуры	Язык - построенная определенным образом знаковая система; смыслы и значения, содержащиеся в языке, порождены социальным

Слайд 11 Культурные универсалии — типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных

обществах. Общие явления, присущие всем человеческим культурам на всех этапах

развития.

Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического
места, исторического времени и социального устройства общества.


Культурные универсалии — типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах. Общие явления, присущие всем человеческим культурам

Слайд 12в 1959 г. Джордж Мердок

проанализировал более 600 конкретных культур

и

выделил более 70 универсалий
Джордж Питер
Мёрдок
1897-1985 гг.

в 1959 г. Джордж Мердок проанализировал более 600 конкретных культур и выделил более 70 универсалий Джордж Питер

Слайд 13возрастная градация,
нательные украшения,
календарь,
соблюдение чистоты,
общинная организация,
приготовление

пищи,
кооперация труда,
космология,
ухаживание,
танцы,
декоративное искусство,
гадание,
толкование

снов,
разделение труда,
образование и т. д.
возрастная градация, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное

Слайд 14 Уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа

включает убеждения, стереотипы и архетипы.

Уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа включает убеждения, стереотипы и архетипы.

Слайд 15 Культурный архетип – это первоначальный, образ, склад культурного поведения, задающий

общую структуру личности и в системе культуры характеризующий ее как

самостоятельный национальный или историко-культурный тип. 
Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни, используется для обозначения связи образов, переходящих из поколения в поколение (образы Бога, вождя, матери, ребенка, братьев, сестер и ситуации, отношения сына с родителями, рождения и смерти и т. д.).
Культурный архетип – это первоначальный, образ, склад культурного поведения, задающий общую структуру личности и в системе культуры

Слайд 16Архетипы славянских народов

Архетипы славянских народов

Слайд 17Специфические культурные образования
Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры,

определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями,

нормами, системами ценностей.

Контркультура – конфликтная культура несущая социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам западной культуры.

Специфические культурные образованияСубкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей,

Слайд 20Лев Наумович
Коган
1923 – 1997 гг.
ввел в научный оборот
в

70-х годах 20 века понятие культурного уровня
Культурный уровень - результат

культурной деятельности человека, его активность в использовании и создании культурных ценностей.
Лев Наумович Коган1923 – 1997 гг.ввел в научный оборот в 70-х годах 20 века понятие культурного уровняКультурный

Слайд 21Объективные показатели и индикаторы культуры личности

- уровень образования;
- объем

и глубина усвоенных знаний, активность в освоении мирового и национального

культурного наследия;
- участие в создании и распространении культурных ценностей;
- денежные и временные затраты на приобщение к миру культуры;
- наличие технических средств, обеспечивающих доступ к сокровищнице культурных ценностей.
Объективные показатели и индикаторы культуры личности - уровень образования;- объем и глубина усвоенных знаний, активность в освоении

Слайд 22Субъективные показатели культуры личности

- наличие сформировавшейся установки в приобщении

к миру культуры;
- наличие установки на постоянное расширение своего кругозора,

пополнение объема и углубление знаний;
- художественные эстетические ценностные ориентации;
- нравственные ценности ориентации;
- наличие эстетического вкуса.
Субъективные показатели культуры личности - наличие сформировавшейся установки в приобщении к миру культуры;- наличие установки на постоянное

Слайд 23Вопрос 2
Общественное мнение — это состояние общественного сознания, представляющее собой явное

или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной

жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

Может выступать в форме позитивных и негативных суждений.
Вопрос 2	Общественное мнение — это состояние общественного сознания, представляющее собой явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям

Слайд 24Жан Габриэль
Тард
1843-1904 гг.
Термин впервые прозвучал в работе
«Общественное мнение и

толпа» 1902 г.. 
 




В 1759 г. впервые его употребил Джон

Солберн в парламентской речи.
Жан Габриэль Тард1843-1904 гг.Термин впервые прозвучал в работе«Общественное мнение и толпа»  1902 г..  В 1759 г. впервые

Слайд 25 Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает

внутренней структурой (классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные

личности).
В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.    Объект общественного мнения —
это то, по поводу чего складывается общественное мнение, значимые для большого числа людей интересы, ценности, события, явления, решения и проблемы.
Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. 
Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает внутренней структурой (классы, отдельные слои, группы и

Слайд 26Основные признаки
- общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся

у людей, а лишь связанные со значимой ситуацией;
- общественное

мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
- общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения или остается индивидуальной точкой зрения;
- общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Основные признаки- общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные со значимой

Слайд 27Функции общественного мнения

Функции общественного мнения

Слайд 28 В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и

функционирования.

Возникает общественное мнение стихийно, в
ответ на внешний стимул или сознательно,

в интересах манипуляторов общественного мнения.

Вопрос 3

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования.Возникает общественное мнение стихийно, вответ на внешний

Слайд 29Динамика общественного мнения

Рождение
Достижение определенной степени развития
Смерть или реализация себя в

конкретных проявлениях жизни.

Динамика общественного мненияРождениеДостижение определенной степени развитияСмерть или реализация себя в конкретных проявлениях жизни.

Слайд 30 Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание.

  Этапы формирования
общественного

мнения:

- зарождение индивидуальных мнений,
обмен мнениями,

кристаллизация

общей точки зрения из многих мнений,

переход к практическому состоянию.

Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание.  Этапы формирования общественного мнения: - зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями,

Слайд 31Формы проявления общественного мнения
• Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров,

тренингов, коллоквиумов; • Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках; • Собрания акционеров,

встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование • Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады; • Митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
Формы проявления общественного мнения • Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов; • Участие в выставках,

Слайд 32 Манипулирование общественным мнением – это один из способов господства и

подавления воли граждан через программирование их поведения. 

Данное воздействие направлено не

на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.
Манипулирование общественным мнением – это один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. 		Данное

Слайд 33Требования к максимально эффективному формированию общественного мнения
· Точно определить социальный

слой населения, на который нужно воздействовать, его демографические, социально-психологические признаки.
·

Определить проблематику, выносимую на обсуждение, ее актуальность, учесть свойства и характеристики СМК.
· Наладить механизм общественных дискуссий, уважения к мнению меньшинства.
· Создать постоянно действующую систему фиксации и изучения общественного мнения в лице государственных, коммерческих и научных центров.
· Создать надежные правовые гарантии, дающие возможность общественному мнению осуществлять директивную и контролирующую функции.
Требования к максимально эффективному формированию общественного мнения· Точно определить социальный слой населения, на который нужно воздействовать, его

Слайд 34Основные средства формирования
общественного мнения

средства массовой информации,

устная

пропаганда,

политическая агитация,

межличностное общение.

Основные средства формированияобщественного мнения средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Слайд 35Манипулятивные приемы в СМИ

Манипулирование информационными потоками;
Фабрикация фактов (прямая ложь)

или дезинформация;
  Принцип демократии шума;
 «серая» пропаганда ;
Повторение;
Дробление проблемы;
Срочность;

Сенсационность;
  Формирование и распространение образов;
Использование слов, относящихся к основным ценностям общества;

Манипулятивные приемы в СМИМанипулирование информационными потоками; Фабрикация фактов (прямая ложь) или дезинформация;  Принцип демократии шума; «серая» пропаганда ; Повторение;

Слайд 36Прием «сияющего обобщения»;
Наклеивание ярлыков;
Создание образа коллективного врага;
Перенос

положительного образа;
Использование авторитетных групп и стремления людей отождествлять себя

с обществом;
 «игра в простонародность», такой же, как все мы;
Дополнительное свидетельство;
Манипуляция посредством воздействия на эмоции;
Использование пугающих тем и сообщений;
«Использование фактора юмора. 

Прием «сияющего обобщения»;Наклеивание ярлыков; Создание образа коллективного врага; Перенос положительного образа; Использование авторитетных групп и стремления людей

Слайд 38 Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма

мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав мнений общества.

Содержание

сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.
Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав

Слайд 39 Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые

передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи представляют

собой быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличается по содержанию от этого факта и несет в себе оттенок нереальности, искажения.
Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной

Слайд 40Факторы распространения слухов
   1. проблемная ситуация, создающая информационную потребность;
   2.

неудовлетворительность или отсутствие информации, информационная неопределенность;
   3. уровень тревожности индивидов.

Факторы распространения слухов    1. проблемная ситуация, создающая информационную потребность;    2. неудовлетворительность или отсутствие информации, информационная

Слайд 41Виды слухов

по содержанию — политические, экономические, бытовые, экологические и

т.п.;
по временной ориентации — касающиеся прошлого, настоящего, предсказывающие;
по типу происхождения

— спонтанные, преднамеренные;
по отношению к реальности — рациональные, фантастические.

Виды слухов 	по содержанию — политические, экономические, бытовые, экологические и т.п.;	по временной ориентации — касающиеся прошлого, настоящего,

Слайд 42- слух-мечта - отражает надежды и стремления тех людей, среди

которых он циркулирует;
- слух-пугало - выражает распространенные в обществе страхи

и тревоги.
Такие слухи обычно возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта;
- слух-разделитель - основан на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к этим группам.

- слух-мечта - отражает надежды и стремления тех людей, среди которых он циркулирует;- слух-пугало - выражает распространенные

Слайд 43   Результаты воздействия слухов

1. индивидуальный уровень:    а) адаптация к среде;   

б) дезинтеграция индивида;   
2. групповой уровень:    а) сплочение;    б) разобщение;   

3) массовый уровень: изменения общественного мнения и коллективного поведения.
   Результаты воздействия слухов1. индивидуальный уровень:    а) адаптация к среде;    б) дезинтеграция индивида;    2.

Слайд 44 Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и

убедительной информации.

Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Слайд 46Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика