Слайд 1Лекция 6
Социология культуры.
Социология общественного мнения.
Слайд 2План лекции
Элементы культуры, культурные универсалии, культурные образования.
Понятие, субъект, объект ,
функции общественного мнения.
Средства и этапы формирования общественного мнения. Слухи как
неформальная коммуникация.
Слайд 3Вопрос 1
Социология культуры изучает
- закономерности функционирования культуры в обществе: ее
место и роль в обществе;
- содержание, формы и направления культурной
деятельности;
- культурный уровень разных социальных групп;
- культурные потребности и уровень их удовлетворения;
- состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры;
- особенности публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры.
Слайд 4 Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы
и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия,
на формирование или распад групп или движений.
Слайд 5Объект социологии культуры – язык, знания, нормы, ценности, мораль, религия,
СМИ, обычаи, ритуалы, мода, стиль жизни, жанры искусства и пр.
Слайд 7Закономерности в развитии культуры
• Зависимость типа культуры от природных и
искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их
изменение.
• Преемственность в развитии культуры.
• Неравномерность развития культуры:
а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике;
б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
• Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
• Качественные изменения в науке и технологии, открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.
Слайд 8Качественные скачки
в развитии культуры:
появление письменности, позволившее сохранять многие произведения
культуры и обмениваться ими;
изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;
современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).
достижение ХХ века – внедрение персональных компьютеров и глобальной сети «Интернет».
Слайд 9Показатели уровня развития культуры
количество культурной продукции,
наличие
мировых образцов произведений искусства,
сочетание новейших по форме произведений
с традиционной культурой,
высокий престиж культурной деятельности и деятелей культуры,
престиж отечественной культуры за рубежом,
широкое участие самодеятельных художников, музыкантов и т. д. в культурной жизни и пр.
Слайд 10Основные элементы культуры
Язык - построенная определенным образом знаковая система; смыслы
и значения, содержащиеся в языке, порождены социальным опытом и отношениями
человека к миру.
Ценности - предпочтительные для индивида или группы значения явлений; представления о значимом, важном; позволяют различать желательное и нежелательное.
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе; нравственные требования, регулирующие поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.
Слайд 11 Культурные универсалии — типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных
обществах. Общие явления, присущие всем человеческим культурам на всех этапах
развития.
Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического
места, исторического времени и социального устройства общества.
Слайд 12в 1959 г. Джордж Мердок
проанализировал более 600 конкретных культур
и
выделил более 70 универсалий
Джордж Питер
Мёрдок
1897-1985 гг.
Слайд 13возрастная градация,
нательные украшения,
календарь,
соблюдение чистоты,
общинная организация,
приготовление
пищи,
кооперация труда,
космология,
ухаживание,
танцы,
декоративное искусство,
гадание,
толкование
снов,
разделение труда,
образование и т. д.
Слайд 14 Уровень культуры, связанный с коллективной ментальностью того или иного народа
включает убеждения, стереотипы и архетипы.
Слайд 15 Культурный архетип – это первоначальный, образ, склад культурного поведения, задающий
общую структуру личности и в системе культуры характеризующий ее как
самостоятельный национальный или историко-культурный тип.
Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни, используется для обозначения связи образов, переходящих из поколения в поколение (образы Бога, вождя, матери, ребенка, братьев, сестер и ситуации, отношения сына с родителями, рождения и смерти и т. д.).
Слайд 17Специфические культурные образования
Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры,
определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями,
нормами, системами ценностей.
Контркультура – конфликтная культура несущая социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам западной культуры.
Слайд 20Лев Наумович
Коган
1923 – 1997 гг.
ввел в научный оборот
в
70-х годах 20 века понятие культурного уровня
Культурный уровень - результат
культурной деятельности человека, его активность в использовании и создании культурных ценностей.
Слайд 21Объективные показатели и индикаторы культуры личности
- уровень образования;
- объем
и глубина усвоенных знаний, активность в освоении мирового и национального
культурного наследия;
- участие в создании и распространении культурных ценностей;
- денежные и временные затраты на приобщение к миру культуры;
- наличие технических средств, обеспечивающих доступ к сокровищнице культурных ценностей.
Слайд 22Субъективные показатели культуры личности
- наличие сформировавшейся установки в приобщении
к миру культуры;
- наличие установки на постоянное расширение своего кругозора,
пополнение объема и углубление знаний;
- художественные эстетические ценностные ориентации;
- нравственные ценности ориентации;
- наличие эстетического вкуса.
Слайд 23Вопрос 2
Общественное мнение — это состояние общественного сознания, представляющее собой явное
или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной
жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
Может выступать в форме позитивных и негативных суждений.
Слайд 24Жан Габриэль
Тард
1843-1904 гг.
Термин впервые прозвучал в работе
«Общественное мнение и
толпа» 1902 г..
В 1759 г. впервые его употребил Джон
Солберн в парламентской речи.
Слайд 25 Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает
внутренней структурой (классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные
личности).
В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.
Объект общественного мнения —
это то, по поводу чего складывается общественное мнение, значимые для большого числа людей интересы, ценности, события, явления, решения и проблемы.
Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.
Слайд 26Основные признаки
- общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся
у людей, а лишь связанные со значимой ситуацией;
- общественное
мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
- общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения или остается индивидуальной точкой зрения;
- общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Слайд 28 В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и
функционирования.
Возникает общественное мнение стихийно, в
ответ на внешний стимул или сознательно,
в интересах манипуляторов общественного мнения.
Вопрос 3
Слайд 29Динамика общественного мнения
Рождение
Достижение определенной степени развития
Смерть или реализация себя в
конкретных проявлениях жизни.
Слайд 30 Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание.
Этапы формирования
общественного
мнения:
- зарождение индивидуальных мнений,
обмен мнениями,
кристаллизация
общей точки зрения из многих мнений,
переход к практическому состоянию.
Слайд 31Формы проявления общественного мнения
• Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров,
тренингов, коллоквиумов;
• Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках;
• Собрания акционеров,
встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование
• Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады;
• Митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
Слайд 32 Манипулирование общественным мнением – это один из способов господства и
подавления воли граждан через программирование их поведения.
Данное воздействие направлено не
на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.
Слайд 33Требования к максимально эффективному формированию общественного мнения
· Точно определить социальный
слой населения, на который нужно воздействовать, его демографические, социально-психологические признаки.
·
Определить проблематику, выносимую на обсуждение, ее актуальность, учесть свойства и характеристики СМК.
· Наладить механизм общественных дискуссий, уважения к мнению меньшинства.
· Создать постоянно действующую систему фиксации и изучения общественного мнения в лице государственных, коммерческих и научных центров.
· Создать надежные правовые гарантии, дающие возможность общественному мнению осуществлять директивную и контролирующую функции.
Слайд 34Основные средства формирования
общественного мнения
средства массовой информации,
устная
пропаганда,
политическая агитация,
межличностное общение.
Слайд 35Манипулятивные приемы в СМИ
Манипулирование информационными потоками;
Фабрикация фактов (прямая ложь)
или дезинформация;
Принцип демократии шума;
«серая» пропаганда ;
Повторение;
Дробление проблемы;
Срочность;
Сенсационность;
Формирование и распространение образов;
Использование слов, относящихся к основным ценностям общества;
Слайд 36Прием «сияющего обобщения»;
Наклеивание ярлыков;
Создание образа коллективного врага;
Перенос
положительного образа;
Использование авторитетных групп и стремления людей отождествлять себя
с обществом;
«игра в простонародность», такой же, как все мы;
Дополнительное свидетельство;
Манипуляция посредством воздействия на эмоции;
Использование пугающих тем и сообщений;
«Использование фактора юмора.
Слайд 38 Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма
мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав мнений общества.
Содержание
сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.
Слайд 39 Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые
передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи представляют
собой быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличается по содержанию от этого факта и несет в себе оттенок нереальности, искажения.
Слайд 40Факторы распространения слухов
1. проблемная ситуация, создающая информационную потребность;
2.
неудовлетворительность или отсутствие информации, информационная неопределенность;
3. уровень тревожности индивидов.
Слайд 41Виды слухов
по содержанию — политические, экономические, бытовые, экологические и
т.п.;
по временной ориентации — касающиеся прошлого, настоящего, предсказывающие;
по типу происхождения
— спонтанные, преднамеренные;
по отношению к реальности — рациональные, фантастические.
Слайд 42- слух-мечта - отражает надежды и стремления тех людей, среди
которых он циркулирует;
- слух-пугало - выражает распространенные в обществе страхи
и тревоги.
Такие слухи обычно возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта;
- слух-разделитель - основан на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к этим группам.
Слайд 43 Результаты воздействия слухов
1. индивидуальный уровень:
а) адаптация к среде;
б) дезинтеграция индивида;
2. групповой уровень:
а) сплочение;
б) разобщение;
3) массовый уровень: изменения общественного мнения и коллективного поведения.
Слайд 44 Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и
убедительной информации.