Слайд 1Лекция 6
Возникновение науки. Греческие медицинские школы
Слайд 2Философские основы древнегреческой медицины
В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось
в русле единого философского знания – натурфилософии. Все великие врачеватели
были философами, и наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.
Формировалась греческая философия в VII-VI вв. до н. э. главным образом в Ионии – греческих поселениях на Малоазиатском побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Книд и др.
Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.
Слайд 3Ионийская натурфилософия
Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета считал, что
все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.
Последователь
Фалеса – Анаксимандр из Милета полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия – апейрон, вечная и беспредельная, находящаяся в постоянном движении. Он первый сделал попытку всеобъемлющего и рационального объяснения жизни и мира, включая естественное толкование происхождения звезд, облаков и землетрясений.
Другой последователь Фалеса – Анаксимен из Милета считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется огонь, а при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни (количество первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).
Гераклит из Эфеса видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В отличие от первых ионийских натурфилософов, которые искали устойчивое первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех превращений является огонь.
Слайд 4Атомистические учения
Левкипп из Милета или Абдер объяснял все происходящее в
мире движением мельчайших частиц – атомов (греч. atomos – неделимый)
в абсолютной пустоте.
Ученик Левкиппа – Демокрит из Абдер, взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную систему античной атомистики.
Будучи человеком энциклопедических знаний, Демокрит оставил множество философских и естественно-научных сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т.п. Он считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов. Философия Демокрита была направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением явлений природы.
Философские воззрения Демокрита представляют вершину естественнонаучного знания античности.
Слайд 5Идеалистическая философия
Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал
Платон из Афин, один из выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного
идеализма в его первоначальном смысле. Главное философское ядро учения Платона – теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей (греч. idea – первообраз, самая суть). Платон создал философию объективного идеализма (начала этого учения заложили еще пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые отношения). Основными составляющими учения Платона являются: учение о государстве и теория идей, а также этика и гносеология – учение о познании.
В 388 г. до н. э. Платон основал в Афинах собственную философскую школу «Академия Платона» (от названия местности в Афинах – садов Академа, где Платон собирал своих учеников). Академия имела правовой статус культового союза. Ее члены платили ежемесячные членские взносы, проживали совместно с учителями и занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой.
Платоновская «Академия» явилась прообразом современных высших учебных заведений.
Слайд 6Основные признаки античной науки
Всякая наука не только совокупность знаний, но
и особого рода деятельность по получению новых знаний. Эта деятельность
предполагает, во-первых, существование определенной группы людей, которая ею занимается. Во-вторых, необходимы определенные средства для ее проведения. В-третьих, необходима фиксация получаемых знаний, а следовательно письменность.
Второй признак науки состоит в ее самоценности. Цель науки – познание ради познания, – постижение истины, а не только решение практических задач.
Третий признак науки – ее рациональный характер.
Четвертый признак науки – ее систематичность. Разрозненные знания не образуют науки.
Слайд 7Учение о четырех стихиях
Сохранились фрагменты труда «О природе», в котором
изложена натурфилософская позиция Эмпедокла из Акраганта: он считал, что сутью
всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Движущие силы этого смешения – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается.Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах.
Каждый из первоэлементов («стихий») обладает набором некоторых качеств.
Слайд 8Учение о четырех стихиях
Земля – холодная и сухая
Вода – холодная
и влажная
Воздух – горячий и влажный
Огонь – горячий и сухой.
Первоэлементы
образовывали атомы четырех типов, которые в различных сочетаниях входили в состав всех природных объектов.
В организме человека сочетания атомов создавали четыре жизненных сока.
Слайд 9Четыре сока и темпераменты
Земле соответствовала сухая и холодная черная желчь
(melaine chole)
Воде – холодная и влажная слизь (phlegma)
Воздуху – горячая
и влажная кровь
Огню – горячая и сухая желтая желчь (chole)
Впоследствии (в периоды Поздней античности и Средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных типах людей сформировалось учение о четырех темпераментах .
Слайд 10Врачебные школы
Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией.
К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них
стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады – в ее заморских поселениях. Среди ранних школ известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Гораздо больше известны появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы.
Слайд 11Врачебные школы
Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI
в. до н. э. Ее основные тезисы: 1) организм есть
единство противоположностей; 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia – единовластие) одной из них есть причина болезни; 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur – тезис, часто приписываемый Гиппократу).
Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона – «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел /животных/» (Халкидий).
Слайд 12Врачебные школы
Книдская врачебная школа. В этой школе развивалось учение о
четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье
понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней – симптомах – и диагностике, включая метод выслушивания (которым пользовался и Гиппократ).
Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда – современник Гиппократа.
Слайд 13Врачебные школы
Сицилийская врачебная школа была основана Эмпедоклом из Акраганта в
V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона
и Аристотеля.
Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отчеканена монета.
Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Слайд 14Врачебные школы
Косская врачебная школа – главная медицинская школа Древней Греции
классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г.
до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, по преданию, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.
Врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные целительные силы – физис (греч. physis – природа). Болезнь в их понимании – не наказание богов, а результат влияния всей окружающей природы и нарушения питания.
Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического (греч. klinike – уход за лежачим больным, от греч. kline – ложе) направления в медицине.
Слайд 15Гиппократ
Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II
Великого (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.). Его
имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того как Гиппократ покинул о. Кос, на самом высоком холме острова, где раньше располагалось скромное святилище Аполлона, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.
По отцу он принадлежал роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия – Подалирия. По матери, которую звали Фенарета, Гиппократ происходил из знатного рода Гераклидов (т.е. потомков Геракла).
Слайд 16Гиппократ
Анализ биографий Гиппократа и древнегреческих источников классического периода, в которых
есть упоминания о предках или потомках Гиппократа, позволяет восстановить генеалогическое
древо его рода до 17-го колена: Асклепий, Подалирий, Гипполох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клеомиттад, Феодор, Сострат II, Хризамис II, Феодор II, Сострат III, Небр, Гносидик, Гиппократ I, Гераклид, Гиппократ II (Великий).
В роду потомков Асклепия все были врачевателями. Среди них известно семь Гиппократов. Первым был дед великого Гиппократа – Гиппократ I. Его внук Гиппократ II Великий Косский (вошедший в историю как Гиппократ) «превзошел своего деда, так как стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства». У Гиппократа II было двое сыновей – Фессал и Дракон (известные врачи) и дочь, муж которой Полибий также был врачом. Один из внуков Гиппократа II – Гиппократ IV, сын Дракона, лечил Роксану, жену Александра Македонского. И все семь Гиппократов из рода асклепиадов писали о врачебном искусстве.
Слайд 17Гиппократов сборник
Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ
II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие
до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.
Ему приписываются несколько текстов, которые объединяются в т.н. «Гиппократов сборник».
Туда входят, в том числе, трактаты «Эпидемии в семи частях» (лат. «Epidemiorum Libri VII»), «De гаtione victus in acutis» и «О воздухах, водах, местностях» (лат. «De aere, aquis, locis»).
Слайд 18Гиппократов сборник
Под словом «эпидемии» в Древней Греции понимали не эпидемические
(т.е. не инфекционные или заразные), а широко распространенные среди народа
заболевания (от греч. epi – над и demos – народ). Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.
«О воздухах, водах, местностях»– первое дошедшее до нас сочинение, в котором разные формы воздействия окружающей природы на человека обобщены с позиций натурфилософии.
Значительное место в этом сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т.е. с условиями окружающей их природы, временем года и т. п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.
Слайд 19Гиппократов сборник
«Гиппократов сборник» содержит наблюдения над распространением болезней в зависимости
от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и результаты
– физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные – условий жизни и труда, питания, возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
Слайд 20Гиппократов сборник
В сочинении «De гаtione victus in acutis» приводятся рецепты
приготовления простых и сложных лекарств.
Рецепты Гиппократа часто были количественно
приблизительными – дозировка чаще всего не соотносилась с точными объемами жидкостей и сыпучих тел, весовые характеристики почти не использовали. Лекарственными веществами считали мёд, вино, различные масла, соки растений. Были известны твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Специальные лекарственные формы применяли для лечения глазных болезней. Греки использовали «газообразные» лекарственные формы – в виде окуриваний. Широко использовали диететические, а также бальнеологические методы лечения.
Из твердых лекарственных форм порошки применяли главным образом наружно. Многочисленные жидкие лекарственные формы (отвары, настои, взвеси, растворы и т.п.) использовали как для приема внутрь, так и для промываний или клизм. Для наружного применения использовали многочисленные мази, свечи, пластыри, суппозитории.