Слайд 1Модуль 3 Вопросы:
3.2.Целевая ориентация управленческих решений.
3.3. Социально-психологические и этические
основы подготовки управленческих решений
Слайд 2В современных экономических условиях развития общества цели отражают существующие тенденции
развития отрасли ТЭК, например «максимальное удовлетворение интересов и потребностей населения
в сфере энергетического сбережения».
Как явление цель определяет конечную стадию создания какого-либо продукта, например «построить и ввести в эксплуатацию многоквартирный дом жилой площадью 3000 м2 к концу 2020 года по уровню сбережения класс АА».
Слайд 3Таблица - Подходы к классификации целей
Слайд 5Исходя из типов целей развития ТЭК возникает потребность — создание,
приобретение ресурсов, отсутствующих в энергетическом комплексе, или достижение состояний, к
которым он стремится (на пример: демографический рост в стране, повышение качества жизни населения приводит к росту электропотребления). Цели ТЭК необходимо конкретизировать по срокам исполнения. Общий конечный результат, к которому стремится энергетическая система, рекомендуется разбивать на подзадачи, которые можно решить в более короткие сроки, причем жестко определенные.
Слайд 6Жизненно важные цели обязательно должны быть достигнуты, следовательно, для них необходимо
бескомпромиссное выделение ресурсов.
Поскольку редко удается обеспечить ресурсами выполнение всех
альтернативных целей, их
ранжируют по важности, срочности, другим показателям и проводят распределение с учетом ранга. При этом может быть принято решение о том, что выполнение некоторых из альтернативных целей следует отложить до лучших времен.
Слайд 7К жизненно важной цели относится необходимость ежедневного обеспечения населения муниципального
образования теплом и водой. Она обязательно должна быть достигнута, и
для нее нет альтернативы.
Примерами альтернативных целей являются: строительство стадиона, парка, ледового катка и пляжа.
Слайд 8Основные условия формирования цели:
♦ она должна быть желаема для ее
инициатора;
♦ необходимо наличие экономических, технических и других возможностей для ее
разработки и реализации;
♦ она должна быть необходима для МО;
♦ она должна быть приемлема для внешней среды;
♦ необходимо наличие в тексте цели ключевого слова, означающего постоянное изменение («повышение», «снижение»,
«достижение», «улучшение», «развитие»).
Слайд 9Свойства цели:
1)Суперзависимость (результат одной цели воздействует на другие);
2)Иерархия (цель может
быть разбита на более мелкие);
3)обратное преобразование(образуют взаимосвязанную систему, в которой
имеется прямая и обратная связь);
4)недостижимость абсолютных значений.
Слайд 10Критерий достижения цели выражается как показатель эффективности, определяющий меру или степень
оценки достижения цели по сравнению с другими альтернативами.
Он имеет
количественную оценку и направлен на минимизацию или максимизацию определенного состояния.
Например, эффективность функционирования системы управления ТЭК, который оценивают по следующим критериям:
Слайд 11экономический эффект (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры
региональной экономики);
социальный эффект (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов
между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения);
экологический эффект.
Слайд 12Методы принятия решений используются в первую очередь для определения целей
деятельности управляемой системы и поиска наилучших средств их достижения.
♦ математические
(формальные или нормативные), основанные на объективности;
♦ эвристические (неформальные или дискриптивные), субъективные по сути;
♦ комбинированные.
Слайд 13I.Математические методы подразделяются на :
статистические,
многомерные,
регрессионные и корреляционные,
имитационные,
детерминированные,
гибридные.
Слайд 15II. Эвристические методы или метод экспертных оценок
Эксперты при проведении опроса
основывают свои суждения на интуиции или используют причинно-следственные связи, данные
статистики и расчетов.
&&& как данный метод позволит развивать сферу ТЭК?
Слайд 16Наиболее известны:
метод Дельфи, http://v2.godsterz.com/topic/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8
метод мозгового штурма, https://www.youtube.com/watch?v=GQZr2ucVUM4
метод коллективного блокнота
метод синектики
Примеры знать!!!
Слайд 17Стадии мозгового штурма включают:
♦ изложение проблемы: характеристика ситуации, цель работы,
ограничения;
♦ высказывание идей: индивидуальная стадия, групповая стадия, мозговой штурм, «брожение»
идей;
♦ отбор идей: просмотр, отбор идей для разработки;
♦ развитие решений: разработка решения.
Слайд 18Суть метода блокнота заключается в следующем: все участники опроса имеют
блокнот, в котором записывают сущность проблемы и данные, позволяющие ориентироваться
в проблеме.
В течение некоторого периода времени (обычно месяца) каждый ежедневно фиксирует возникающие идеи и решения. Далее участники сдают свои блокноты руководителю для обобщения содержащихся в них идей и решений. После этого следует окончательное творческое обсуждение обобщенного материала всеми экспертами. Для выработки итогового решения используется мозговой штурм.
Слайд 19Метод синектики— метод стимули-рования творческой деятельности, использующий принципы и приемы
мозгового штурма, метода аналогий и ассоциаций.
Его суть заключается в
поиске нужного решения за счет преодоления психологической инерции, вызванной стремлением решить проблему традиционным путем.
Слайд 20Вопрос:
Социально-психологические основы подготовки управленческих решений
Ссылка в контакте презентация
https://vk.com/club186209320