Слайд 1Основы конструирования СОО
План
1. Понятие СО
2. Понятие о СОО
Классификации
СОО
Структура учебных знаний
Событие общественной жизни, общественное явление, общественные
процессы
понятия и представления
5. Уровни и пути конструирования
6. Методы конструирования СОО
Слайд 2Литература:
Лернер И.Я – общедидактический уровнь
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю, Короткова
М.В., Лазукова Н.Н. - методика истории
Боголюбов Л.Н. – методика обществознания
(новая монография, но еще не вышла)
Слайд 3I. Общее понятие о СО
Дидактический уровень
И.Я. Лернер
СО -процесс
передачи культурно-исторического опыта от одного поколения к другому
Слайд 4Структура СО (надпредметная)
И.Я.Лернер: Структура СО:
знания о природе, обществе, технике,
человеке;
умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
опыт творческой
деятельности;
определение учеником эмоционально ценностного отношения и миру, и людям, и себе
Слайд 5II. Общее понятие о СOО
СОО - составная часть содержания общего
среднего образования
С.О.О.- одна из ведущих категорий методики обучения обществознанию, отвечающая
на вопрос чему учить?
Определение принципов обора и логики построения учебного обществоведческого содержания и структуры его компонентов
Слайд 6 содержание, обеспечивающее деятельностный характер обучения
собственно обществоведческое содержание
Структура СОО
содержание,
обеспечивающее реализацию воспитательного потенциала
оценки общественных явлений, сведения о нормах отношений,
примеры поступков
сведения о способах
деятельности
законы науки, теории
методологические знания
факты
понятия и термины
закономерности обществ развития
прикладные дисциплины
Слайд 7Классификация структуры обществоведческого содержания
Событие общественной жизни
Общественное явление
Социальный процесс
????
Слайд 8 Событие (общественной жизни) - неповторимый единичный факт, который действует в
определенной стране, как правило, на протяжении короткого времени (строго локализирован
во времени и пространстве), свидельствующий об определенном движении в обществе, динамичных изменениях в нем, переходе в новое качество
Слайд 9Общественное явление - многократно повторяемые во времени и (или) пространстве
факты
= типологический факт (или совокупность фактов)
Слайд 10Социальные процессы - последовательная , причинно-следственная смена явлений и событий
в развитии каких либо областей жизни общества в прошлом и
настоящем, происходящая на протяжении длительного периода времени в определенной стране или ряде стран
Слайд 12Когда термин
«принятие Конституции РФ»
предполагает событие,
а когда –процесс?
Слайд 13
III Классификации обществоведческого материала
Слайд 14ЗАДАНИЕ
Зафиксировать подходы к структуре содержания исторического материала и знаний
Произвести сравнительный
анализ подходов
Составить по аналогии подход к структуре содержания обществоведческого образования
Слайд 15Вариант 1: Структура учебного исторического
материала (П.В.Гора, О.Ю.Стрелова)
Оцените такую классификацию
Слайд 162. Структура учебного исторического материала
(М.Т. Студеникин, М.В.Короткова)
Главные
Неглавные
Факты
Теория
Понятия
Причинно-следственные
связи
Закономерности
Суждения
Умозаключения
Сущность исторических явлений
Оцените такую классификацию
Слайд 17Чем отличается учебный материал от учебных знаний?
Слайд 18Объяснение исторических фактов
Методология
истории
Историческая география
Хронология
Факты
Исторические
образы
3. Структура учебных знаний
(Ф.П. Коровкин)
Источниковедческие
знания
Оценки исторических
фактов
Источниковедческие
знания
Способы учебных действий
Оцените такую
структуру
?
Понятия
Памятники истории и культуры
Слайд 20Представления
Понятия
Методологические знания
5. Структура учебных знаний
(М.Т.Студеникин, М.В.Короткова)
О фактах прошлого
Об
историческом
пространстве
Об
историческом времени
О закономерностях исторического развития
Частные
Общеисторические
Социологические
О причинно-следственных связях
Об исторической
науке
Слайд 21Идти путем теории познания:
На чувственном уровне – представления
На рациональном уровне:
-
понятия
суждения
умозаключения
Слайд 22А) Представления - воссоздание внешних признаков конкретных социальных объектов
(деньги, ценные
бумаги, трудовая книжка)
Виды представлений
О процессах
О явлениях
О фактах:
- о
статичных объектах
- о людях
- о событиях
Слайд 23Б. Понятие
Понятие – наиболее общие сущностные признаки однородных объектов
Процесс
формирования понятий - связан с логическим уровнем восприятия материала, с
абстрактным мышлением
Слайд 24???
В чем различие роли
представлений и понятий
в обучении
истории и обществознанию?
Слайд 25Виды понятий
Выделите основания для каждой классификации
Историко-религиозные
Военно -исторические
Слайд 26Понятия
по объему признаков
по степени общности
Историко-религиозные
Военно -исторические
по содержанию
Термины
Слайд 27Как соотносятся
«понятие» и «термин» ???
Слайд 28Изучите уровень понятий в истории
Чем он будет отличаться в обществознании?
единичное И.П. - для обозначения явлений и процессов, происходивших в
одной стране на протяжении короткого времени (опричнина, огораживание);
особенное И.П.., обозначающее явления, существовавшие в одной или ряде стран на протяжении определенного этапа развития (коллективизация, реконкиста);
общее И.П., значимое в рамках целого периода или нескольких периодов в большинстве стран (натуральное хозяйство, раздробленность);
всеобщее И.П. (или социологическое) - используемое, как правило, при характеристике любого этапа исторического процесса (цивилизация, война)
Слайд 30Иерархия понятий:
Сбербанк – (понятие?)
коммерческий банк
банк
финансовое учреждение
финансовая система
экономическая сфера
общество
бытие
Слайд 31Единая вершина пирамиды
БЫТИЕ
материальное и духовное
(но только в случае признания бытия
Бога, так как иначе «духовное» связано только с человеком)
общество /
природа / культура
сферы общественной жизни
Слайд 33А.Определение через род и видовое отличие
Понятия соотносятся между собой по
степени общности . Более широкое понятие выступает как родовое по
отношению к более узкому, которое является видовым в данной системе измерения.
ценная
бумага
акция
????
видовое
понятие
родовое
понятие
главное видовое
отличие
Слайд 342. Генетический способ определения понятия
«Реформация – движение против злоупотеблений
католической церкви
все
АНТИ
Слайд 353. Этимологический
Консерватизм – сохранение устоев
Патристика – сочинения отцов церкви
Схоластика –
философия, которую учат в школе
Слайд 364. Семантический
Понятие определяется через перечень его отличительных признаков
Пример: Государство
Публичность власти
Территория
Население
(подданные или граждане)
Аппарат насилия
Законы
Налоги
Символы
При этом необходимо расставить признаки понятия в
порядке значимости, подобрать материал, объясняющей их внутреннюю связь.
Слайд 37 В. Закономерности
- воссоздание последовательности, взаимообусловленности общественных процессов, событий и явлений
Слайд 38V. Уровни конструирования СИО
по М.Н.Скаткину
теоретический
процессуальный, или уровень учебного
материала
нормативно-проектировочный
Слайд 39 Уровни конструирования СОО
Разработка СОО в нормативных документах
Научная разработка СОО
Разработка
содержания ОО в учебниках, учебных пособиях
Разработка учебного содержания учителем
Разработка учебного содержания в методических рекомендациях
Слайд 405. Пути конструирования СОО: дедуктивный и индуктивный
Индуктивный путь конструирования
СОО
осуществляется методом экспертных оценок
значимости содержания социальных наук
Конструирование содержания отдельных
обществоведческих курсов
Конструирование системы содержания учебного предмета обществознание
Слайд 41
Дедуктивный путь конструирования СОО
осуществляется на основе использования системного подхода
к
оценке значимости содержания обществоведческих курсов
Конструирование содержания отдельных курсов обществознания
Конструирование системы
содержания учебного предмета обществознание
Слайд 42ДЗ
Определить способ конструирования
СОО в старых (2004) и новых (2010) Государственных
образовательных стандартах основного общего образования:
Стандарт
Способ
Как определили?
Слайд 433. Метод структурирования СОО
Ранжиро
вание ЕЗ
Доминантное развертывание ЕЗ
VI. Методы конструирования
СОО
Выбор
оптимально
емких ЕЗ
1. Метод системного
целеполагания
2. Метод функционального анализа
обществоведческого материала
Слайд 44Метод системного целеполагания является
Метод системного целеполагания является отправным моментом в
разработке моделей обучения, в отборе учебного содержания.
Он предполагает иерархическое
построение целей обучения обществознанию на каждом этапе образовательного процесса (предмет- курс – раздел курса – тема раздела – урок). Каждый уровень целеполагания является развертыванием содержания целей более высокого порядка. Определение целей обучения предопределяет приоритетные направления отбора содержания образования.
Слайд 45Системное целеполагание
Цели среднего обществоведческого образования
Цели среднего образования
Цели курсов обществознания
Цели
больших тем обществознания
Цели урока
Слайд 46Задание 1:
Выстроить иерархию целей на примере любой темы урока
Слайд 47Метод функционального анализа
соотнесение целей обучения обществознанию с содержанием базовых
социальных наук, требованиями программ и содержанием учебников для определения образовательного,
воспитательного и развивающего потенциала знаний об обществе и их использования при разработке учебного предметного содержания
Слайд 48VII Метод структурирования СOO
Интегративный
Линейный
Концентрический
Модульный
Стержневые линии
Принципы построения ОС
Экономика
Политика
Духовная культура
Социальные отн
Воспитание
Право
Развитие
Обучение
Слайд 50Ранжирование ЕЗ
Доминантное развертывание ЕЗ
Методы конструирования
обществоведческого содержания
Выбор оптимально емких ЕЗ
Свертывание
ЕЗ
Основные ЕЗ
Второстепенные ЕЗ
Слайд 51Единицы учебных знаний
(дидактические единицы)
– включаемые в
процесс обучения предмету элементы учебной информации, целостные по своему смысловому
значению и выполняющие определенные функции в реализации целей освоения содержания предмета
В отличие от знаний базовой науки, единицами учебных знаний, помимо собственно обществоведческих, могут быть сведения, обеспечивающие реализацию воспитательного и развивающего потенциала курса обществознания.
Слайд 52Виды единиц учебных знаний
Нормативные
Дополнительные
Основные ЕУЗ
Второстепенные ЕУЗ
Текущие
ЕУЗ
Отсроченные
ЕУЗ
По
отношению к стандартам
По познавательной
значимости
По времени
усвоения
Слайд 53По степени познавательной значимости различают
основные и второстепенные Е.У.З.
1. Основные Е.У.З. обязательны для усвоения, уровень их изучения влияет
на оценку результатов обучения учеников.
К основным Е.У.З. относятся не только теоретические знания, но сегодня
ставится вопрос о выделении в качестве основных Е.У.З. сведений о ведущих способах учебной деятельности, лежащих в основе формирования предметных умений учащихся.
Ориентиром для отбора основного учебного содержания являются нормативные Е.У.З., изложенные в государственных стандартах и в учебных программах по предмету.
В школьных учебниках, как правило, содержание нормативных Е.У.З. конкретизируется. Обычно основные Е.У.З. выделяются курсивом, жирным шрифтом, и т.д..
Слайд 54
Освоение основных Е.У.З. учащимися требует развернутого изложения соответствующего им учебного
содержания.
Для изучения каждой основной Е.У.З. специально отбираются методы (приемы)
обучения, обеспечивающие осознанное усвоение, прочное закрепление, проверку и оценку данного вида знаний. Формирование основных Е.У.З. занимает иногда не один, а несколько уроков.
Для придания систематичности в работе по формированию учебных знаний целесообразно определять основные Е.У.З. уже в процессе тематического планирования уроков и четко формулировать их содержание в плане-конспекте учителя при подготовке к уроку.
Слайд 55
2. Второстепенные Е.У.З. - это те, элементы учебного материала, которые
учитель использует в процессе обучения для раскрытия содержания основных Е.У.З.,
для формирования познавательного интереса, представлений, для раскрытия причинно-следственных связей, для эмоционально-образного воздействия на учащихся и в ряде других случаев.
Второстепенные Е.У.З. не предполагают развертывания содержания относящихся к ним событий и явлений, они, обычно, предстают в свернутом виде. Освоение второстепенных Е.У.З не носит обязательного характера, как правило, они отбираются для использования на одном уроке и в дальнейшем не ведется специальной, целенаправленной работы по их закреплению и применению.
Слайд 56
Текущие и отсроченные единицы знаний
Текущие
единицы знаний воспроизводятся учениками в ходе текущего опроса подробно,
в развернутом виде, за их полное освоение ставится оценка.
Отсроченные единицы знаний – это, как правило, основные знания, которые хранятся в памяти учащихся длительное время в свернутом виде. За этот период ученики утрачивают сведения о деталях, конкретных описаниях, но сохраняют понимание сущности данных единиц знаний. Предполагается, что отсроченные знания излагаются учениками при проверке результатов изучения больших тем, разделов курса, на итоговом повторении, на экзамене.
.
Слайд 57
Определите вид ЕЗ в 5, 8 и 11 классе
для урока
«Налоги» (осн, втор, тек, отсроч, норм, доп):
Слайд 58
Определите вид ЕЗ в 5, 8 и 11 классе
для урока
«Бюджет» (осн, втор, тек, отсроч, норм, доп):
Слайд 59ДЗ
Сделать любой свой пример по этому образцу
Слайд 60укрупнение единиц учебных знаний
Способ методической интерпретации учебного материала, определяющий уровень
конкретизации учебной информации.
Одни и те же сведения (например, экономическая
политика государства) могут быть представлены в учебном процессе на уровне развернутого описания и в самом обобщенном виде.
Уровень обобщения Е.У.З. зависит от следующих факторов:
- доминирующих целей обучения
- объема времени, отводимого на изучение предмета (курса, разделов, отдельных тем),
- возрастных познавательных возможностей учащихся
Слайд 61укрупнение единиц учебных знаний
Процесс укрупнения Е.У.З. всегда связан с возрастанием
роли обобщенных теоретических знаний, но при этом должен обеспечиваться принцип
единства в отборе теоретического и фактического материала, принцип реализации воспитательного потенциала.
Развертывание единиц одних знаний обычно происходит за счет других
Слайд 62 Отбор оптимально емких Е.У.З.
предполагает при наличии нескольких равных
по общественной значимости единиц учебных знаний включение в
учебное содержание той из них, которая может использоваться для решения наибольшего количества задач обучения, воспитания, развития
Слайд 63Задание № 4
Для урока по теме «Национальные религии» в 11
классе
какие ЕЗ будете разворачивать и почему?
Слайд 64Тренировочные задания
Тема «Налоги». Класс – 9. Спланируйте на 1,3,5. и
7 часов. Доминирующие цели укажите сами
Тема «Конституция РФ» – Цель
формирование правовой культуры. Ступени: нач школа, основная школа, 10-11 база, 10-11 профиль. Количество часов укажите сами
Тема «Проблемы современной семьи» Время 1 час. Класс 8. Форма обучения: урок, классный час, экскурсия, факультатив, родительское собрание, внеурочное мероприятие
Слайд 65Домашнее задание
Дано: название урока, рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь. Надо
– сконструировать электронные материалы с заданиями:
Словарик
План урока
Мотивация
Основной текст
Художественная наглядность
Условно-графическая наглядность
Видеоматериалы
Аудио
3D
изображения
Задания для интерактивной доски (возможность двигать объекты)
Тесты
Задания
Тексты (хрестоматия)
Слайд 66Подготовка к зачету
Вытаскиваете:
Тему
Форму
Класс
Количество часов
Например: «Рациональное экономическое поведение»/ 6 класс
/экскурсия / 3 часа
Можно пользоваться только конспектом