Слайд 1
Лекция 6.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
ПЛАН
Определение понятий
Потребительские свойства информационных продуктов
и услуг
Классификация информационных продуктов и услуг
Слайд 2Рекомендуемая
учебная литература
Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст] :
учеб. пособие. – Санкт-Петербург: : Профессия, 2008. – С. 113-128,
198-205.
Брежнева В.В., Гиляревский Р.С. Информационное обслуживание [Текст] : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – С. 93-246.
Библиотечно-информационное обслуживание [Текст] : учебник / науч. ред. М. Я. Дворкина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – С. 124-190.
Слайд 4
результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей
многократное использование продукта в процессах информационного обслуживания и
самообслуживания
Информационный продукт –
Слайд 5
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ:
наличие оригинальной или семантически переработанной информации;
фиксация на
материальном носителе (документированность);
возможность хранения, многократного и многоаспектного использования;
отделимость от
производителя продукта.
Слайд 6предоставление пользователю информационных продуктов (ранее подготовленной информации) в соответствии с
поступившим запросом или выявленной информационной потребностью
Информационная услуга –
Слайд 7
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ:
неосязаемость природы отдельных услуг;
невозможность хранения без дополнительных
затрат на фиксацию информации;
неотделимость некоторых услуг от производителя;
жесткая зависимость качества
от характеристик исходного «сырья»;
изменчивость качества в зависимости от квалификации исполнителя услуги.
Слайд 8
СВОЙСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ:
неотделимость от источника предоставления;
непостоянство качества;
несохраняемость;
гибкость, динамичность, возможность
подстройки под индивидуальные потребности пользователя;
независимость ценности (полезности) информации для потребителя
от количества затрат на ее производство.
отложенность во времени полезного результата.
неосязаемость, невозможность оценки качества услуги до момента ее приобретения
.
Слайд 92. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг
Слайд 10
Потребительские свойства информационных продуктов и услуг –
способность удовлетворять конкретные
запросы пользователей
Слайд 11
Потребительские свойства информации
как результата (продукта)
информационной деятельности:
релевантность – способность
информации соответствовать конкретным запросам потребителя;
полнота – способность исчерпывающе характеризовать отображаемый
объект;
своевременность – способность соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность – свойство информации не иметь явных и скрытых ошибок;
доступность – возможность получения информации конкретным пользователем;
защищенность – недопустимость несанкционированного использования или изменения;
эргономичность – удобство формы или объема информации с точки зрения конкретного пользователя.
независимость качества (ценности, полезности) информации от ее количества и затрат на поиск, обработку, предоставление.
Слайд 12Потребительские свойства
информационных продуктов и услуг:
адресность информации (ориентация
на конкретные категории пользователей и целевые установки);
временные затраты на подготовку
и использование информационного сообщения;
оперативность предоставления информации, сроки удовлетворения запроса;
возможность многоаспектного поиска информации;
надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации);
возможность машинной обработки и распространения информации;
комфортность предоставления и использования (оптимальный объем информации, четкий шрифт, качественное изображение, дружественный интерфейс, детальность пользовательских инструкций);
Слайд 133. Классификация информационных продуктов и услуг
Слайд 14Логические правила классификации
Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
(признак «характер предоставляемой информации»)
Слайд 16КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
(признак «широта распространения информации»)
Слайд 17КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
(признак «целевое назначение и сфера применения»)
Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
(признак «способ информационного производства»)
Слайд 20Фасетные классификации ИПУ
А Вид обслуживания
А1 документальное
А2 библиографическое
А3 фактографическое
А4 аналитическое
А5 консультационное
Б Назначение информации Б1 индивидуальное
Б2 групповое
Б3 массовое
В Вид носителя В1 бумажный
В2 машиночитаемый
В3 пленочный
Вn ………
Г Способ производства Г1 аналитическая деятельность
Г2 переводческая деятельность
Г3 патентно-лицензионная деятельность
Г4 издательская деятельность
Г5 копировально-множительная
деятельность
Гn ..............
Слайд 21
Дескрипторные классификации ИПУ
КОНСУЛЬТАЦИИ
с ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННО-СПРАВОЧНОЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
в ОБСЛУЖИВАНИЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОПАГАНДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ
ПРОПАГАНДА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
УСЛУГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
н КОНСУЛЬТАЦИИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КОНСУЛЬТАЦИИ УЧЕБНЫЕ
Слайд 224. Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг библиотеки
Слайд 23
Альтернативные парадигмы развития библиотек:
ресурсно-ориентированная;
сервисно-ориентированная (ориентированная на результат)
Слайд 24Ресурсно-ориентированная парадигма
БИБЛИОТЕКА – ХРАНИЛИЩЕ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 25Сервисная парадигма
Информационные институты общества призваны обеспечивать эффективное использование накопленных документных
ресурсов путем предоставления потребителям разнообразного ассортимента информационных продуктов и услуг
в оптимальные для пользователей сроки и желаемого качества
Слайд 26АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ
СЕРВИСА БИБЛИОТЕК
Слайд 27Прогноз 1 - информационно-ориентированный
ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Слайд 28Прогноз 2 – личностно-ориентированный
БИБЛИОТЕКА – КАНАЛ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Слайд 29БИБЛИОТЕКА – ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО
В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Прогноз 3 -
оптимистический
Слайд 30 Информационное обслуживание (информационный сервис) –
удовлетворение информационных запросов/потребностей пользователей путем обращения в информационные
учреждения/службы, библиотеки, архивы, музеи и другие информационные структуры.
Слайд 31Информационная потребность ‒
объективная необходимость в информации, обусловленная характером и содержанием решаемых
пользователем задач (учебных, профессиональных, научных, социальных, бытовых)
Информационный запрос –
субъективное выражение пользователем его информационной потребности.
Слайд 32
Библиотечный сервис –
удовлетворение информационных, образовательных и культурных запросов / потребностей пользователей
в библиотеке
Слайд 33
Типовые библиотечные процессы:
сервис
Слайд 34Перспективные виды услуг библиотеки:
информационные,
образовательные,
коммуникационные,
социально-культурные (досуговые),
социально-реабилитационные,
социально-правовые,
…
Слайд 35
Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ сфере "Культура, кинематография, архивное
дело, туризм" (http://bus.gov.ru)
Слайд 36Виды услуг , рекомендуемых базовым отраслевым перечнем
библиотекам
библиотечное, библиографическое и
информационное обслуживание пользователей библиотеки;
предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов
и информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав;
методическое обеспечение в области библиотечного дела;
___________________________________________________
учреждениям культуры
организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок;
публичный показ музейных предметов, музейных коллекций …