Слайд 1
Лекция 6.
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПЛАН
Кадровый состав информационных работников
Информационная профессия:
миф или реальность?
Номенклатура направлений подготовки специалистов информационной сферы
Слайд 2Литература
Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии : учебное пособие. –
СПб., 2008. – С. 79-94.
Новые профилирующие профессиональные и квалификационные требования
к специалистам в области информации, занятым в индустрии культуры, а также в организациях и учреждениях культуры : [проект рекомендаций представлен на 17-м заседании Совета по культурному сотрудничеству Комитета по культуре совета Европы 17 сент. 1998 г.] // Библиотека и закон : справочник. – М., 2009. – Вып. 26 . – С. 134-150.
Пилко И.С. «Окно» в Европу или дорога в никуда? Трансформации российской библиотечной школы: // Библиотечное дело. – 2009. – № 21. – С. 18-23.
Слайд 3
Кадровый состав информационных работников
Слайд 4ИНФОРМАЦИОННЫЕ СУБЪЕКТЫ, реализующие
информационные процессы:
производители информации, информационных продуктов, услуг и
ресурсов;
обладатели (владельцы) информационных продуктов и ресурсов;
потребители информации, информационных продуктов
и услуг
Слайд 5ПРОИЗВОДИТЕЛИ
ИНФОРМАЦИЯ
ВЛАДЕЛЬЦЫ
ПОТРЕБИТЕЛИ
Слайд 6СТРУКТУРА «ИНДУСТРИИ ЗНАНИЙ»
Концепция информационной экономики Фрица Махлупа (1962)
СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Слайд 12Концепция информационной экономики Марк Пората (1976)
Слайд 14 Производители информации – создатели оригинальной информации
, «упаковщики» ее в доступную и удобную для пользователя форму
(научные и научно-информационные работники, конструкторы, маркетологи, специалисты по рекламе, консультанты, эксперты и др.)
Слайд 15 Обработчики информации :
специалисты, осуществляющие на основе анализа информации
принятие управленческих решений (административный, управленческий персонал);
работники, обеспечивающие техническую обработку информации
(делопроизводители, технические исполнители, операторы, клерки и др.)
Слайд 16
Распространители информации – служащие, осуществляющие передачу информации
заинтересованным лицам (преподаватели, работники связи, персонал справочных служб и др.)
Слайд 17
Персонал, обеспечивающий сервисное
сопровождение информационного производства (инженеры, техники, программисты, лингвисты и др.)
Слайд 18Структура информационно-библиотечной деятельности
Слайд 19
Информационная профессия: миф или реальность?
Слайд 20Информационная деятельность
информация
объект
результат
Слайд 22Специалисты в области информации
организуют взаимодействие между создателями информации, поставщиками
информации (провайдерами), пользователями информацией и информационными технологиями. Для этого они
должны обладать профессиональными навыками в области ИКТ, структурирования информации, обеспечения оптимального доступа к ней, а также умением в профессиональном и социальном плане обрабатывать информацию в соответствии с запросами провайдера или пользователя.
Слайд 23 Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
освоенных способов деятельности, волевых характеристик), обеспечивающих возможность качественных и продуктивных
действий в конкретных
ситуациях, включая проблемные
Слайд 24
Профессиональная компетентность
Общекультурные и профессиональные компетенции
личность
специалист
Слайд 25Информационные
компетенции:
данные
Документы
Слайд 26Профессиональный стандарт
многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям
труда, квалификации и компетенциям работника (руководителя), изложенные в виде структурированных
характеристик деятельности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций
Слайд 27Национальная рамка квалификаций РФ
Слайд 28Применение профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой
политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Слайд 29http://regulation.gov.ru/project/14110.html
Слайд 30Как нас теперь называть:
информационными работниками ?
информационным персоналом ?
информаторами ?
информационными
специалистами ?
информатиками ?
документалистами ?
документизаторами ?
Слайд 31 Профессия – род трудовой деятельности, требующий
определенной подготовки
и являющийся источником существования.
Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
Слайд 32 Специальность – видовое понятие по отношению к профессии; вид занятий
в рамках одной профессии (горный инженер, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт).
Специализация/профилизация – конкретизированная
совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной
специальности (горный электромеханик, врач-педиатр, врач-геронтолог).
Слайд 33Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
Общероссийский
классификатор занятий
Слайд 34Профессиональная структура
информационных кадров:
специалисты по компьютерам;
инженеры, техники и операторы
по обслуживанию ЭВМ и компьютерных устройств;
техники и операторы оптического и
электронного оборудования;
специалисты в области информации;
специалисты редакционно-издательских подразделений;
специалисты информационно-рекламных подразделений (служб);
служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
работники полиграфического производства;
работники связи и др.
Слайд 35Специалисты в области информации:
архивоведы,
хранители музеев,
библиотекари,
библиографы,
документоведы,
инженеры, специалисты по защите информации
Слайд 37
Номенклатура направлений подготовки специалистов информационной сферы
Слайд 38
Многоуровневая подготовка в системе ВПО
Магистр
Специалист
Бакалавр
Компетенции бакалавра
Компетенции
специалиста
Компетенции магистра
Слайд 39ПЕРЕЧЕНЬ
направлений подготовки ВО,
подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»
Слайд 40
ПЕРЕЧЕНЬ
направлений подготовки ВО,
подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»
Слайд 41ПЕРЕЧЕНЬ
направлений подготовки ВО,
подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»
Слайд 42ПЕРЕЧЕНЬ
направлений подготовки ВО,
подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»
Слайд 43Профили подготовки в СПбГИК бакалавров
и магистров БИД
Слайд 44Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Какие специалисты, на
ваш взгляд, составляют профессиональное информационное сообщество?
Каковы перспективы формирования «информационной»
профессии, учитывая включенность информационных процессов практически во все сферы человеческой деятельности?
Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение технической и гуманитарной составляющих в профессиональной подготовке информационных специалистов?