Слайд 1Лекция 7
Социология
организации
Слайд 2План лекции
1. Понятие, сущность и функции социальной организации.
2. Жизненный
цикл организации.
3. Организационная патология и инноватика.
Слайд 3Вопрос 1
Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется
через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей
осуществляется через выдвижение и достижение общих целей.
Слайд 4 Организация - есть целевая общность, существующая в виде административно-правовой структуры
с обезличенной системой связей и норм, необходимая для выполнения коллективом
трудовых функций, для его стабильного взаимодействия и в единстве цели.
Слайд 5Организационный эффект
Синергия - прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий
их участников, который они обеспечивают.
В организациях это явление оказывается
управляемым, его можно усиливать, видоизменять.
Задача в том, чтобы целью объединить людей, сделать их единомышленниками. Это - непременное условие взаимоусиления.
Слайд 7Цели организации
Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина
ее существования. Все остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Общие
цели - имеют ярко выраженную функциональную направленность, обязательно увязываются с имеющимися ресурсами и имеют четкую ориентацию во времени, горизонт прогнозирования.
Специфические цели, разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности в рамках общих целей для каждой функциональной области (на более короткий срок, чем общие).
Задачи – это краткосрочные цели, строго ограниченные во времени и других ресурсах и выполняемые одним или несколькими членами организации заранее определенным способом.
Слайд 9Типы организаций
Деловые организации (предприятия, учреждения...). Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более
широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и
пр.
Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.
Союзные (общественные) организации. Их цели вырабатываются "изнутри" и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых.
Слайд 10 Типы структуры организации
- техническая: оборудование, технологический процесс, планировка помещений,
здания "и т. д.;
- социотехническая: система рабочих мест, распределяющая работников
пространственно и в трудовой взаимосвязи;
- формальная: административно закрепленная система связей и норм, связывающая действия каждого с целым;
- экономическая: отношения вклада - вознаграждения между индивидом и организацией на основе рентабельности и заинтересованности;
- социально-психологическая: складывающиеся внутри коллектива в процессе межличностного общения отношения лидерства, престижа и пр.;
- групповая: стратификация коллектива на различного типа общности – макрогруппы, профессиональные и малые группы.
Слайд 11 Борис
Мильнер
1933-2013 г.
Вопрос 2
Теория организации
1998 г.
Слайд 12Жизненный цикл организации
Этап предпринимательства.
Организация находится в стадии становления, формируется
жизненный цикл продукции. Цели ещё не четкие, творческий процесс протекает
свободно, движение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности.
Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организация. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными. Члены организации затрачивают много времени и демонстрируют высокие обязательства.
Слайд 133. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила,
определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает
роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
Слайд 145. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается
с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут
пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.
Слайд 16Ицхак Адизес
1937 г.
Управление изменениями
Управление жизненным
циклом корпорации
Слайд 17Модель жизненного цикла организации
Слайд 19Вопрос 3
Организационная патология — устойчивое нарушение оптимального функционирования и развития организации,
неспособность её элементов выполнять заданные функции.
Варианты организационной патологии
1. Патология строения организации
2.
Патология управленческих решений
Слайд 23 Нововведения в организации
1) технико-технологические
(новое оборудование, приборы, технологические схемы и
т. д.);
2) продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);
3) социальные
(в широком смысле слова).
Слайд 24социальные нововведения
- экономические
новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты
труда;
- организационно-управленческие
новые организационные структуры, формы организации труда, выработки
решений, контроля за их выполнением и т. д.;
- собственно социальные
выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, наставничество и т. д.;
- правовые
изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.
Слайд 25Сопротивление нововведениям
Антииннованционные реакции
психологическая реакция на нововведения работников, не вовлеченных в
инновационный процесс или по своим интересам отчужденным от него или
противостоящим ему.
Слайд 26Психологические причины
антиинновационного поведения
неразвитые достижительные мотивации ориентация на достижение успеха
слабее, чем ориентация на избегание неудач.
- эффект ИНЗ
«изобретено не
здесь». Новшество, которое выработано самим коллективом, всегда идет быстрее, чем привнесенное откуда-то.
«проще купить за границей»
недоверие к отечественной технике, технологии, квалификации. Это явление ослабляет инновационный потенциал.
Слайд 27Социальные причины
антиинновационного поведения
- заинтересованность сохранить существующее;
- инерционность организации
- социологическая необеспеченность перехода к новому, отсутствие социальных технологий.
Слайд 28Экономические причины антиинновационного поведения
- дешевизне рабочей силы, слишком дорого
заменять его требующей больших затрат техникой.
- отсутствие связи доходов с
качеством труда.
Слайд 29«Это у нас уже есть» - приводится пример какого-то действительного
явления, факта, сходного с предлагаемым новшеством.
«У нас это не получится»
- перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение по логике: новшество прогрессивное, но только не для нас.
«Это не решает наших главных проблем» - конечно, вы предлагаете что-то полезное, но давайте что-нибудь более радикальное, так как главной проблемы мы так не решим.
«Это требует доработки» - у новшества выделяются имеющиеся недостатки, которых вообще не может не быть.
Слайд 30«Здесь не все равноценно» - делается ставка на отсечение некоторых
деталей по любому соображению, отчего новшество становится вообще бессмысленным, поскольку,
будучи лишенным какого-то важного элемента, оно не реализуется.
«Что-то ценное здесь есть» - но кое-что здесь не нужно, возьмем только часть. Но лишенное составных частей, новшество теряет свою ценность.
«Есть и другие предложения» - подразумевается реальная или не очень реальная альтернатива данному новшеству. Инноватор вынуждается конкурировать с параллельными инноваторами.
Слайд 31«Это преждевременно» - идея расценивается как положительная, но организация якобы
еще не готова к ее реализации, люди еще не созрели.
Поэтому воплощение идеи переносится на неопределенное будущее. Таким образом, нововведения откладываются надолго, если не навсегда.
Слайд 32Способность к нововведениям становится для одних - фактором выживания, для
других - фактором процветания, а неспособность к ним - фактором
банкротства.
Слайд 33Антиинновационные приемы
Метод конкретизирующих документов.
Если в правовом акте что-то не оговаривается, то
в действие вступают инструкции, которые конкретизируют применение этого первого акта.
Они ограничивают масштабы нововведения, искажают его смысл.
2. Метод кусочного внедрения. Под видом поэтапности освоения какого-то новшества используется один его элемент. При этом другие элементы замораживаются. Нововведение либо имеет паллиативный эффект, либо вообще теряет смысл.
Слайд 343. Метод вечного эксперимента.
Многие нововведения требуют апробации на каком-то отдельном
объекте с тем, чтобы выяснить, при каких условиях это новшество
может дать максимальный эффект. Иногда такой эксперимент затягивается, так как лица, не желающие распространения этого новшества, находят все новые поводы для экспериментов, апробаций и проверок.
4. Метод отчетного внедрения.
Организация берется за нововведение, но у ее работников не хватает компетенции, освоить новшество. Однако организация заявляет о нем, как состоявшемся нововведении. Происходит ухода от подлинного результата, но предприятие попадает в категорию достигших результата.
Слайд 355. Метод параллельного внедрения.
Ситуация, когда старое не заменяется новым, а
продолжает существовать одновременно с ним. Работники осваивают новое неохотно, уклоняются
от использования. Получается, что в каком-то отделе кто-то уже работает по новой технологии, а кто-то еще нет. Старое остается «в параллель» с новым.
Слайд 36Преодоление сопротивления
организационным изменениям
Слайд 37Преодоление сопротивления
организационным изменениям