Разделы презентаций


Формирование понятий химии высокомолекулярных соединений

Содержание

План лекции1. Система понятий химии ВМС2. Последовательность формирования и развития основных понятий высокомолекулярной химии3. Обобщение понятий химии ВМС

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование понятий химии высокомолекулярных соединений
Береснева Е.В., профессор кафедры фундаментальной химии

и методики обучения химии ВятГУ

Формирование понятий химии высокомолекулярных соединенийБереснева Е.В., профессор кафедры фундаментальной химии и методики обучения химии ВятГУ

Слайд 2План лекции
1. Система понятий химии ВМС
2. Последовательность формирования и развития

основных понятий высокомолекулярной химии
3. Обобщение понятий химии ВМС

План лекции1. Система понятий химии ВМС2. Последовательность формирования и развития основных понятий высокомолекулярной химии3. Обобщение понятий химии

Слайд 31. Система понятий химии ВМС
Значение химии ВМС для школы:
Позволяет раскрыть

важнейшие понятия ВМС химии и способы синтеза полимеров
Знакомит с наиболее

важными, имеющими широкое народнохозяйственное значение полимерными материалами
Дает возможность рассмотреть простейшую классификацию полимеров и полимерных материалов
1. Система понятий химии ВМСЗначение химии ВМС для школы:Позволяет раскрыть важнейшие понятия ВМС химии и способы синтеза

Слайд 4Система понятий химии ВМС
Исходное понятие – мономер. Это весьма реакционноспособное

вещество, так как содержит либо не менее одного реакционного центра

(например, π-связи в реакциях полимеризации), либо не менее 2-х реакционных центров (например, различные функциональные группы в реакциях поликонденсации)
Система понятий химии ВМСИсходное понятие – мономер. Это весьма реакционноспособное вещество, так как содержит либо не менее

Слайд 5Система понятий химии ВМС
Реакции полимеризации (что это такое?) и реакции

поликонденсации (что это такое?) приводят к получению полимера (макромолекулы), в

котором выделяют элементарное или структурное звено. Строение элементарных звеньев позволяет судить о свойствах (большей частью химических) полимера
Система понятий химии ВМСРеакции полимеризации (что это такое?) и реакции поликонденсации (что это такое?) приводят к получению

Слайд 6Система понятий химии ВМС
Число элементарных звеньев – степень полимеризации, которое

дает возможность перейти к средней молекулярной массе полимера (почему она

средняя?)
Характер соединения структурных звеньев и их пространственное строение определяют геометрическую структуру макромолекул полимера, его стереорегулярность
Система понятий химии ВМСЧисло элементарных звеньев – степень полимеризации, которое дает возможность перейти к средней молекулярной массе

Слайд 7Система понятий химии ВМС
Состав структурных звеньев, их строение (химическое, электронное,

пространственное), молекулярная масса макромолекул, межмолекулярные силы определяют свойства полимеров. Для

характеристики свойств полимера важно знать его кристаллическое и аморфное строение
Система понятий химии ВМССостав структурных звеньев, их строение (химическое, электронное, пространственное), молекулярная масса макромолекул, межмолекулярные силы определяют

Слайд 8Этапы формирования химии ВМС
Выделяют 3 этапа в формировании понятий химии

ВМС:
1. Рассмотрение неорганических полимеров
2. Изучение органических полимеров
3. Обобщение сведений о

неорганических и органических полимерах в 11 классе в теме «Синтетические высокомолекулярные соединения и полимерные материалы на их основе»
Этапы формирования химии ВМСВыделяют 3 этапа в формировании понятий химии ВМС:1. Рассмотрение неорганических полимеров2. Изучение органических полимеров3.

Слайд 92. Последовательность формирования и развития основных понятий химии ВМС
На 1

этапе представления о неорганических полимерах позволят:
Установить общее в строении полимеров

независимо от их происхождения
Подготовить учащихся к восприятию материала об органических полимерах, проводить аналогии между полимерами
2. Последовательность формирования и развития основных понятий химии ВМС На 1 этапе представления о неорганических полимерах позволят:Установить

Слайд 10Неорганические полимеры
На примерах пластической серы, алмаза, графита и кварца учащиеся

получают первоначальные понятия о линейной и пространственной структуре полимеров, о

влиянии строения на свойства полимеров
Пластическая сера – линейный полимер – образуется за счет разрыва восьмичленного цикла. Она состоит из беспорядочно перепутанных цепочкообразных молекул большой длины. Ее растяжение объясняется расправлением нитевидных макромолекул
Неорганические полимерыНа примерах пластической серы, алмаза, графита и кварца учащиеся получают первоначальные понятия о линейной и пространственной

Слайд 11Неорганические полимеры
Полимеры, имеющие трехмерное строение, - алмаз и кварц. На

этих веществах хорошо также изучать положение о влиянии пространственного строения

на физико-механические свойства полимеров
2 этап начинается в теме «Непредельные углеводороды» (получение полиэтилена и полипропилена реакцией полимеризации)
Неорганические полимерыПолимеры, имеющие трехмерное строение, - алмаз и кварц. На этих веществах хорошо также изучать положение о

Слайд 12органические полимеры
С первых уроков изучения полимеров надо широко применять такие

логические приемы, как сравнение, аналогия, анализ, синтез и обобщение
Сравнивать (по

составу, строению, свойствам) можно полимер и мономер, полимеры органического и неорганического происхождения, различные органические полимеры (сравните этилен и полиэтилен, полиэтилен и парафин)
органические полимерыС первых уроков изучения полимеров надо широко применять такие логические приемы, как сравнение, аналогия, анализ, синтез

Слайд 13органические полимеры
Вывод: полиэтилен по ряду физических и химических свойств сходен

с парафином – предельным углеводородом
Далее ученики изучают натуральный каучук в

теме «Алкадиены», знакомятся со ступенчатой реакцией полимеризации, линейным клубкообразным строением молекул каучука, с возможностью осуществления химических связей между линейными макромолекулами с образованием пространственной структуры полимера (резины), объясняют свойства эластичности
органические полимерыВывод: полиэтилен по ряду физических и химических свойств сходен с парафином – предельным углеводородомДалее ученики изучают

Слайд 14органические полимеры
Здесь можно сравнивать каучук и резину, полиэтилен и каучук,

каучук натуральный и синтетический изопреновый и т.д. При сравнении надо

учитывать такие понятия, как «состав», «химическое строение», «геометрическая структура», «свойства»
Этот материал благоприятен для использования проблемного подхода
органические полимерыЗдесь можно сравнивать каучук и резину, полиэтилен и каучук, каучук натуральный и синтетический изопреновый и т.д.

Слайд 15органические полимеры
Каучук эластичен и термопластичен, а резина не термопластична, но

сохраняет высокую эластичность. Как объяснить свойства резины? (проблемная ситуация). Учащиеся

выдвигают предположения: пластичность наблюдается у полимеров с линейной структурой, отсутствие ее у резины доказывает появление новой структуры
органические полимерыКаучук эластичен и термопластичен, а резина не термопластична, но сохраняет высокую эластичность. Как объяснить свойства резины?

Слайд 16органические полимеры
Решение проблемы: объяснение учителя «сетчатого» строения резины. Появление новой

проблемной ситуации: у каучука или резины выше эластичность? Предположения учащихся:

выше у каучука, так как а) он сильнее растягивается, б) движение макромолекул не сдерживается поперечными химическими связями
органические полимерыРешение проблемы: объяснение учителя «сетчатого» строения резины. Появление новой проблемной ситуации: у каучука или резины выше

Слайд 17органические полимеры
Решение проблемы: проведение опыта, который доказывает, что у каучука

имеется остаточная деформация, а у резины ее нет: поперечные связи

ограничивают растяжение «сетки», при снятии нагрузки резина полностью возвращается в свое прежнее состояние
Дальнейшее изучение полимеров происходит в темах «Углеводы» и «Белки»
органические полимерыРешение проблемы: проведение опыта, который доказывает, что у каучука имеется остаточная деформация, а у резины ее

Слайд 18органические полимеры
На примере крахмала и целлюлозы объясняется прочность линейного полимера

(ориентация макромолекул, появление водородной связи), рассматривается разветвленное строение макромолекул, их

гидролиз
При изучении белков углубляются знания об образовании линейных макромолекул в результате синтеза полипептида, его гидролизе, рассматриваются первичная, вторичная и третичная структуры белков
органические полимерыНа примере крахмала и целлюлозы объясняется прочность линейного полимера (ориентация макромолекул, появление водородной связи), рассматривается разветвленное

Слайд 19органические полимеры
Хотя строение нуклеиновых кислот намного сложнее белков, для их

изучения используется общий подход к выяснению строения природных полимеров –

аналитический. Гидролиз крупных молекул происходит постепенно: вначале образуются промежуточные продукты, а затем продукты полного гидролиза. В случае НК сначала образуются нуклеотиды, которые гидролизуются на пентозу, основания и фосфорную кислоту
Сравните строение белков и НК
органические полимерыХотя строение нуклеиновых кислот намного сложнее белков, для их изучения используется общий подход к выяснению строения

Слайд 203. Обобщение понятий химии ВМС
Обобщение проводят по плану:
1. Классификация полимеров
2.

Состав, строение и свойства полимеров
3. Успехи производства полимерных материалов
Ученикам дается

задание: провести классификацию полимеров по происхождению, составу и способам синтеза; рассмотреть на примерах, как влияет состав, Мr и строение на свойства и применение полимеров; провести классификацию полимерных материалов; изучить производство полимерных материалов в стране и регионе
3. Обобщение понятий химии ВМСОбобщение проводят по плану:1. Классификация полимеров2. Состав, строение и свойства полимеров3. Успехи производства

Слайд 21Классификация полимеров
По происхождению полимеры делят на 3 группы: неорганические, органические

и элементоорганические
Неорганические полимеры – это основа минерального мира. Вопрос: почему

одни атомы элементов способны образовывать полимеры, а другие – нет? (C и Si)
Классификация полимеровПо происхождению полимеры делят на 3 группы: неорганические, органические и элементоорганическиеНеорганические полимеры – это основа минерального

Слайд 22Классификация полимеров
Оказывается, способность к образованию полимеров выражена только у тех

элементов, у которых энергия связи достаточно велика. Есв.(кДж/моль): Si-Si 180,

Р-Р 222, S-S 264, С-С 350, Si-O 370. С увеличением энергии связи растет прочность полимеров и увеличивается их способность к образованию крупных молекул. Наиболее прочная связь у кварца
Классификация полимеровОказывается, способность к образованию полимеров выражена только у тех элементов, у которых энергия связи достаточно велика.

Слайд 23Классификация полимеров
Органические полимеры делятся на 3 группы: природные, синтетические и

искусственные. Природные – крахмал, целлюлоза, натуральный каучук, белки, НК. Особенно

обширна группа белков, которая классифицируется в зависимости от выполняемых функций (ферменты, гормоны и т.д.). Некоторые природные полимеры, подвергшиеся химической обработке (целлюлоза), образуют небольшую группу искусственных полимеров (вискоза, ацетилцеллюлоза и др.)
Классификация полимеровОрганические полимеры делятся на 3 группы: природные, синтетические и искусственные. Природные – крахмал, целлюлоза, натуральный каучук,

Слайд 24Классификация полимеров
Обширна группа синтетических полимеров. В зависимости от способа получения

их делят на 2 группы: полимеризационные (полиэтилен, полистирол и др.)

и поликонденсационные (фенолформальдегидные смолы)
Элементоорганические полимеры занимают промежуточное положение между неорганическими и органическими полимерами. Наиболее широкое применение имеют кремнийорганические полимеры
Классификация полимеровОбширна группа синтетических полимеров. В зависимости от способа получения их делят на 2 группы: полимеризационные (полиэтилен,

Слайд 25Классификация полимеров
Перед учеными стояла проблема: синтезировать такие органические полимеры, у

которых в основной цепи были бы связи Si-О. Академику Андрианову

К.А. удалось получить макромолекулы линейной структуры, где в основной цепи были связи Si-О, к которым подвешивались углеводородные радикалы. Органическая часть придавала полимеру пластичность и эластичность, а неорганическая – термостойкость. В настоящее время получают полимеры с «включением» и других элементов, например, бора
Классификация полимеровПеред учеными стояла проблема: синтезировать такие органические полимеры, у которых в основной цепи были бы связи

Слайд 26Классификация полимерных материалов
Пластмассы в зависимости от отношения к нагреванию делят

на термопластичные и термореактивные
Волокна по происхождению делят на натуральные, синтетические

и искусственные
Каучуки по широте применения делят на каучуки общего (массового) и специального назначения; в зависимости от структуры их делят на стереорегулярные и нестереорегулярные
Классификация полимерных материаловПластмассы в зависимости от отношения к нагреванию делят на термопластичные и термореактивныеВолокна по происхождению делят

Слайд 27Влияние строения, состава и Мr на свойства
Длина макромолекул во много

раз превосходит их поперечник. Большая длина макромолекул обусловливает их гибкость.

Таким образом, признаками полимерного строения вещества являются большая молекулярная масса, цепное строение и гибкость. Совокупность этих признаков характеризует полимер
Влияние строения, состава и Мr на свойстваДлина макромолекул во много раз превосходит их поперечник. Большая длина макромолекул

Слайд 28Влияние строения, состава и Мr на свойства
Эти признаки плюс межмолекулярная

связь (взаимодействие огромного числа элементарных звеньев, приводящее к тому, что

суммарная прочность такой связи превышает прочность химических связей в молекуле) обусловливают свойства ВМС: механическую прочность, температуру размягчения, плохую растворимость и др.
Влияние строения, состава и Мr на свойстваЭти признаки плюс межмолекулярная связь (взаимодействие огромного числа элементарных звеньев, приводящее

Слайд 29Влияние строения, состава и Мr на свойства
Состав элементарных звеньев, их

химическое строение влияют на свойства. Так, для получения негорючих полимеров,

устойчивых к кислотам и щелочам, целесообразно применять мономеры, содержащие галогены (Cl, F). Наличие в полимерной цепи чередующейся с простой связью тройной связи обусловливает высокую термическую стойкость (карбин не подвергается изменениям до 2300°С). Появление в полимерной цепи ароматических колец приводит к повышению температуры плавления полимера
Влияние строения, состава и Мr на свойстваСостав элементарных звеньев, их химическое строение влияют на свойства. Так, для

Слайд 30Влияние структуры на свойства полимеров
Линейная структура – полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен,

полистирол, каучуки, капрон, лавсан, ацетатное волокно, целлюлоза, карбин
Форма может быть

от строго линейной (карбин) до клубкообразной (каучук). Большинство из них растворяется в органических растворителях, образуя вязкие растворы, размягчается, плавится, характеризуется высокой прочностью
Влияние структуры на свойства полимеровЛинейная структура – полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен, полистирол, каучуки, капрон, лавсан, ацетатное волокно, целлюлоза,

Слайд 31Влияние структуры на свойства полимеров
Разветвленная структура – крахмал
Эти полимеры набухают

в растворителях. Чем больше разветвлен полимер, тем ниже его прочность,

так как отсутствует плотная упаковка макромолекул. Поэтому из крахмала невозможно получить волокно
Влияние структуры на свойства полимеровРазветвленная структура – крахмалЭти полимеры набухают в растворителях. Чем больше разветвлен полимер, тем

Слайд 32Влияние структуры на свойства полимеров
Пространственная структура – фенолформальдегидная пластмасса, резина,

кварц
Эти полимеры не растворяются, не плавятся, большей частью жесткие и

более прочные, чем линейные
Влияние структуры на свойства полимеровПространственная структура – фенолформальдегидная пластмасса, резина, кварцЭти полимеры не растворяются, не плавятся, большей

Слайд 33Влияние структуры на свойства полимеров
Плоскостная структура – графит
Каждая плоскость, состоящая

из большого числа шестиугольников, образованных атомами углерода, – это огромная

молекула. Полимер тугоплавкий, не растворимый, обладает электропроводностью, расслаивается на «чешуйки»
Влияние структуры на свойства полимеровПлоскостная структура – графитКаждая плоскость, состоящая из большого числа шестиугольников, образованных атомами углерода,

Слайд 34Вывод
Основные понятия химии ВМС находятся в определенной взаимосвязи, постепенно происходит

их развитие и обобщение, что позволяет осмыслить свойства полимеров

ВыводОсновные понятия химии ВМС находятся в определенной взаимосвязи, постепенно происходит их развитие и обобщение, что позволяет осмыслить

Слайд 35
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика