Слайд 1Наскальные рисунки древних людей
Слайд 2Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару –
в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия
сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Слайд 5О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о
мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники
информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Слайд 6Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники
передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это
не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Слайд 7Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных
рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже
не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Слайд 8Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела.
Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые –
напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Слайд 9Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти
– кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала
выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Слайд 10Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и
древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный
компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.