Слайд 1Лекция 7.
Онтология как философское учение о бытии.
Слайд 2План:
Онтология как учение о бытии.
Категория «бытие» и многообразие его
определений.
Уровни бытия.
Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека.
Слайд 3Онтология
On, ontos
Сущее
Logos
Учение
+
Раздел философии,
посвящённый изучению наиболее общих
проблем бытия
Слайд 5БЫТЬ
Значит находиться
в наличии,
обладать бытием
Слайд 6Отдельные вещи разрушаются и гибнут
Мир в целом существует
За всеми возникающими
и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что
они есть
В мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное
Бытие, лежащее в основе мира
Слайд 7Универсализм
Бытие как единое есть все
Антиуниверсализм
Бытие есть явленное сущие
МОНИЗМ
ПЛЮРАЛИЗМ
Субстанция – первооснова,
которая в своем существовании не зависит ни от чего другого,
а от ее существования зависит существование всего.
Слайд 8Субстанция
«substantia»
сущность, то, что лежит в основе («под-лежащее»)
Слайд 10Бытие – единство существавния и сущности
Важнейшая категория философии
Необходима для
придания нашей картине мира целостность и стабильность
Только после признания существования
бытия можно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали
Слайд 11Понятие «бытие» в широком смысле означает
«существование»
Бытие в философии
Реальность, существующая объективно,
независимо от человека
БЫТИЕ
МАТЕРИЯ
ДУХ
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 12Многообразие определений бытия
МЕТАФИЗИКА
ДИАЛЕКТИКА
МОНИЗМ
ДУАЛИЗМ
ПЛЮРАЛИЗМ
Слайд 14Многообразие ФОРМ бытия
Бытие «первой» и «второй» природы
Бытие человека
Духовное бытие
Социальное бытие
Слайд 15Возникновение понятия «бытия»
V-IV вв. до н.э.
Понятие «бытие» возникает в учении
древнегреческого философа-элеата Парменида
Парменид
(540-450 до н.э.)
Историческая предпосылка введения понятия «бытие»
Необходимость
преодоления ситуации общественного кризиса в Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не казалось стабильным
Слайд 16До Парменида философы искали начало мира в существующих вещах
Из чего
всё произошло?
Вода (Фалес)
Апейрон
(Анаксимандр)
Воздух
(Анаксимен)
Слайд 17Бытие по Пармениду
Бытие – это то, что является причиной всего
и ни от чего не зависит, оно не возникает и
не исчезает; оно неделимо, всегда есть всё целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно завершено, закончено, существует в строгих границах
Слайд 18Два понимания бытия в философии
Бытие –
это нечто неизменное, единое,
неподвижное, самотождественное
Линия Парменида
Бытие – это изменчивое и претерпевающее постоянное становление
Линия
Гераклита
Слайд 19Бытие – это мир идей как самостоятельных духовных сущностей. Идеи
вечны, неделимы, неизменны и в тоже время – это причины
и цели стремления мира чувственных вещей, где все временно, преходяще, возникает, изменяется и исчезает.
Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе.
Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы.
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
Слайд 20Бытие в Средневековье
Бытие рассматривается с религиозных позиций
Единственное истинное бытие
Бог
ЧЕЛОВЕК и мир
Вторичное, несамостоятельное, сотворённое бытие, которое исчезнет без
божественного попечения
Слайд 21Бытие в Новое Время
Критерием БЫТИЯ становится представленность, заданность объекта в
мыслительных или чувственных актах сознания субъекта.
Бытие - единичное фактическое существование.
Бытие есть очевидные данности нашего сознания.
Быть – значит быть воспринимаемым»
РАЦИОНАЛИЗМ
ЭМПИРИЗМ
Слайд 22принцип тождества бытия и мышления
Абсолютная Идея
Природа
Дух
СТАНОВЛЕНИЕ
Слайд 23Бытие в конце ХIX – начале ХХ вв.
Бытие
Тождественно предметному
миру, вещественной реальности, противостоящей человеку
В конце XIX века многие философы
призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки
Слайд 24Понимание бытия в XX веке
Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер предпринял попытку реабилитировать
категорию бытия. Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за
скобки» свои обыденные представления о вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому.
Слайд 25Материя
Все многообразие предметов, которые можем зафиксировать органами чувств
Материя как субстанция
Материя
как субстрат
Материя как объективная реальность, т.е. все то, что существует
вне и независимо от человеческого сознания и отображаемого им в виде образов.
Материя как совокупность атрибутивных свойств
Материя как единство вещей, поля, плазмы и информации
Слайд 26Атрибуты материи
1. несотворимость и неуничтожимость
2. вечность существования во времени и
бесконечность в пространстве
3. движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний
в другие
4. детерминированность всех явлений
5. причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
6. отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Слайд 27Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение
и превращение
Типы движения
1. с сохранением устойчивости предмета, его качества
2. развитие
Слайд 28Типы движения
1. В неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное, молекулярное, атомное,
внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т.д.;
2. В органической природе:
рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.;
3. В социальной материи: развитие производительных сил, смену производственных отношений, смену цивилизаций, смену научных представлений, возникновение новых партий, новых экономических, политических и других структур.
Слайд 29Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных
тел.
Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний
материальных объектов.
Слайд 30Концепции пространства и времени
субстанциальная
реляционная
ДЕМОКРИТ
ПУАНКАРЕ