Разделы презентаций


Лекция 7 Тема: Социально-психологические аспекты МКК

Содержание

При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д. Эти представления зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-экономических факторов и т.д.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7 Тема: Социально-психологические аспекты МКК
План:

Восприятие: сущность, принципы и

детерминирующие факторы
Влияние атрибуции на переработку информации в процессе МКК
Роль стереотипов

в восприятии
Типы восприятия межкультурных различий. Модель освоения чужой культуры
Межкультурные конфликты как следствие влияния культуры на восприятие
Явление культурного шока в процессе освоения чужой культуры
Межкультурные барьеры в МКК
Лекция 7 Тема: Социально-психологические аспекты МКК План: Восприятие: сущность, принципы и детерминирующие факторыВлияние атрибуции на переработку информации

Слайд 2При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими представлениями

о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д. Эти представления зависят

от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-экономических факторов и т.д. В силу действия всех этих факторов мир человеку открывается самыми разными сторонами: от наиболее благоприятных для него до несущих угрозу его существованию. Это означает, что восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характеристиками.

Процесс восприятия предполагает отражение в сознании человека отдельных ощущений о предметах, ситуациях и событиях внешнего мира, в результате которого сенсорные данные отбираются и организуются таким образом, чтобы мы могли понять как очевидные, так и скрытые характеристики окружающего мира.

1. Восприятие: сущность, принципы и детерминирующие факторы

При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д.

Слайд 3Факторы, которые определяют наше восприятие действительности в процессе коммуникации: фактор

первого впечатления, фактор превосходства, фактор привлекательности и фактор отношения к

нам.

Фактор первого впечатления становится регулятором всего последующего поведения.
В соответствии с фактором превосходства происходит определение статуса партнера по коммуникации.
Фактор привлекательности определяют одежда человека и манера поведения
Фактор отношения к нам проявляется при общении в согласии или несогласии с нами (степень значимости объекта для воспринимающего)

Почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим людям, о его отношении к себе, о состоянии его чувств в конкретной ситуации общения.

Факторы, которые определяют наше восприятие действительности в процессе коммуникации: фактор первого впечатления, фактор превосходства, фактор привлекательности и

Слайд 42. Влияние атрибуции на переработку информации в процессе МКК
От адекватности

понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия

с другим человеком и в конечном счете успешность общения с ним.

Атрибуция - процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины.

2. Влияние атрибуции на переработку информации в процессе МККОт адекватности понимания действий и их причин во многом

Слайд 5Фриц Хайгер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить

какой-либо поступок. Согласно его предположениям в поведении каждого человека можно

выделить два основных компонента: старание и умение. Старание он рассматривает как сумму намерений совершить действие и усилий, прилагаемых для осуществления этих намерений. Умение же определяется им как разница между способностями совершить действие и объективными трудностями, препятствующими совершению этих действий.

Гарольд Келли предположил, что информация о каком-либо поступке оценивается по трем аспектам: согласованности, стабильности и различению. Согласованность означает степень уникальности в отношении принятых в обществе норм поведения.

Стабильность поведения подразумевает степень изменчивости реакций данного человека в привычных ситуациях.

Различие определяет степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту.

Фриц Хайгер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить какой-либо поступок. Согласно его предположениям в поведении

Слайд 6Существуют два вида причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям: различия

в имеющейся информации и позиции наблюдения и мотивационные различия.
Информационные различия

между наблюдателем и деятелем заключаются в различном владении информацией о действии фундаментальной ошибки атрибуции

Ошибка иллюзорных корреляций. В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой практической ситуации выделять одни моменты и совершенно не замечать других и вместо поиска действительных причин использовать стандартные и известные объяснения.
Ошибка ложного согласия в атрибуции состоит в том, что приписывание причин всегда происходит с эгоцентрической позиции: человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным.
Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, в соответствии с которой, результаты действий человека не должны противоречить его представлениям о самом себе.

Существуют два вида причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям: различия в имеющейся информации и позиции наблюдения и

Слайд 73. Роль стереотипов в восприятии
Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь

призму сложившихся стереотипов.
Характерным образцом аффективного стиля коммуникации может служить

японский стиль общения.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории.

Этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры

3. Роль стереотипов в восприятииВосприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Характерным образцом аффективного стиля

Слайд 8Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств

и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей.


В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д.

Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека.

Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации.

Эффективная стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами

Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также

Слайд 9Стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и

приносить определенную пользу в следующих случаях:
если его сознательно придерживаются;
если

стереотип является описательным, а не оценочным;
если стереотип точен;
если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней;
если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
Стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу в следующих случаях:если его

Слайд 10Причины, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.

За стереотипами не

удается выявить индивидуальные особенности людей.
2. Стереотипы повторяют и усиливают

определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.
3. Стереотипы основываются на полуправде и искажениях
Причины, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей. 2. Стереотипы

Слайд 11Предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без

достаточных для такого отношения оснований или знания.
Они возникают как

следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.
Стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы. Отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки.
Предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами.

Предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания.

Слайд 12Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода:

к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к

идеям и представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Одна из причин - попытка представителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Состояние напряжения – фрустрация.
Теория, которая объясняет формирование предрассудков потребностью людей определить свое положение в отношении других.

Предрассудки усваиваются человеком в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и

Слайд 13Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения,

выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность, социальные отношения, самовоспитание,

а также аффекты (эмоции и чувства) и навыки взаимодействия. Особое значение в этом ряду имеют ценности культуры.
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни.
Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность,

Слайд 14Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению

друг к другу.
Все культурные ценности систематизируются на две основные

группы:
- совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества; выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты;
- оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации

Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих.

Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Все культурные ценности систематизируются

Слайд 15Выявлены четыре основные характеристики правил:
- правилам нужно следовать, но их

можно нарушать;
- правила не имеют ценности истины;
- правила условны, но

более универсальны, чем те условия, для которых они предназначены;
- правила нельзя определить, но о них можно договориться.

Существует четыре типа измерений ролевых отношений, которые подвержены влиянию культуры:
- степень личностной значимости отношений;
- степень ожидаемой формальности поведения;
- степень иерархичности отношений;
- степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли.

Нормы, правила, роли – это факторы ситуации межкультурного взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения

Выявлены четыре основные характеристики правил:- правилам нужно следовать, но их можно нарушать;- правила не имеют ценности истины;-

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика