Слайд 2План лекции
1. Понятие и сущность конфликта, причины конфликтности в обществе.
2. Виды
конфликтов.
3. Управление конфликтами в обществе. Способы урегулирования.
Слайд 3Вопрос 1
Социальный конфликт – это высшая стадия противоречия в системе
отношений людей, социальных групп, социальных институтов общества, которая характеризуется максимальным
усилением противоположных тенденций и интересов в поведении индивидов и социальных общностей.
Слайд 4Георг
Зиммель
1858-1918 гг.
Ввел понятие «социальный конфликт» в научный лексикон
Факторы,
влияющие на характер протекания конфликта:
инстинкты любви
инстинкты
ненависти
Слайд 5 Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный
их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью.
Динамика
социальных систем есть процесс, который реализуется в различных типах социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте.
Слайд 6конфликтная модель общества
1. каждое общество всегда находится в состоянии изменения;
2.
в каждом обществе есть элементы несогласия, которые ведут к конфликтам;
3.
каждый элемент общества может способствовать его изменению и интеграции;
4. любое общество основывается на насилии одних над другими.
Ральф
Дарендорф
1929-2009 гг.
Слайд 7Причины конфликтов в обществе
Карл Маркс - частная собственность и порождаемые
ею отношения социального неравенства;
Георг Зиммель - конфликтная природачеловека;
Ральф
Дарендорф - отношения господства и подчинения;
Льюис Козер - борьба за ресурсы.
Слайд 8Причины конфликтов
1. социальное неравенство;
2. несовпадение интересов и целей социальных групп;
3.
несовпадение индивидуальных и общественных ценностей.
Слайд 9Факторы возникновения конфликта
1. Наличие объективных предпосылок конфликта, заключающихся в защемлении
интересов и прав индивида, группы лиц, слоя, нации.
2. Осознание обездоленными,
политически или духовно ущемленными социальными группами своих интересов в сравнении с интересами властвующей элиты.
3. Активное социальное действие обездоленных людей, направленное на претворение в жизнь своих коренных интересов. Оно переходит в прямое столкновение с теми, кто владеет богатством.
Слайд 11 Объект конфликта – это конкретная причина, мотивация, движущие силы
конфликта.
Субъект конфликта – только тот человек или группа граждан,
которые способны осознать ситуацию и влиять на ход конфликта.
Слайд 12Стадии протекания
социального конфликта
Предконфликтная стадия возникновения социальной напряженности.
Возрастание напряженности и
становление конфликтной ситуации.
Конфликтный инцидент.
Конфликтные действия.
Регулирование. Разрешение социального конфликта.
Постконфликтная стадия.
Слайд 13Вопрос 2
Виды конфликтов в зависимости от целей
1. конфликты ресурсов, причиной
которых выступает ограниченность ресурсов и
их неравномерное распределения;
2. конфликты целей,
возникают в ситуациях, когда выполняющие одну задачу стороны
занимают разные позиции, преследуют свои цели;
3. конфликты ценностей - противоположные ценностные ориентации индивидов и групп в моменты стремления к удовлетворению тех или иных потребностей приходят в противоречие, а затем - и в конфликт.
Слайд 14по сферам жизнедеятельности
Политические – конфликты по поводу распределения власти, доминирования,
влияния, авторитета.
Социально-экономические – конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня
заработной платы, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.
Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Слайд 17Вопрос 3
Управление конфликтами
1) Профилактика, т.е. преодоление противоречий.
2) Предотвращение, устранение
причин противостояний. Локализация противоборства.
3) Предупреждение конфликта, т.е. не допущение
его развития.
4) Регулирование динамики конфликта, т.е. устранение и разрешение конфликта.
5) Устранение, т.е. победа одной стороны, и уничтожение другой; уничтожение обеих сторон; перерастание одного конфликта в другой.
Слайд 18Способы разрешения конфликтов
1. Одностороннее доминирование
(силовая модель) –
удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой.
2. Модель компромисса – взаимные уступки в позициях конфликтующих сторон.
3. Интегральная модель – удовлетворение интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций.
4. Разъединение сторон конфликта - конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга.
Слайд 19Роли третьей стороны в конфликте
Третейский судья – изучает проблему, выслушивает обе
стороны и выносит решение, которое не оспаривается.
Арбитр – конфликт поступает на
рассмотрение арбитра; выработанный приговор может носить консультативный или обязывающий характер.
Посредник – обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Слайд 20Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны.
Помощник – участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и
переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Наблюдатель – своим присутствием сдерживает конфликтующие стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых договоренностей.
Слайд 21Стадии переговорного процесса
выработка общей концепции переговоров;
подготовка вариантов
конкретных решений;
создание необходимых организационных условий;
осуществление самих
переговоров;
анализ результатов.