Слайд 1Лекция 8
Лидерство в управлении персоналом
Слайд 2Качества лидера
Не стоит считать лидерство узкой темой управления персоналом. Лидерство
старше менеджмента и уже давно оказалось ключевым, основополагающим объектом внимания
и предметом изучения практиков большого и малого бизнесов.
ЛИДЕР ищет цель и пути её достижения, руководитель обеспечивает достижение цели и следует указанным лидером путем, лидер определяет правильные дела, менеджер правильно выполняет функции и дела.
Перечень некоторых качеств ЛИДЕРА:
- направляющее видение, упорство при неудачах и даже провалах;
- страсть, любовь к делу и тем людям, с которыми оно делается;
- целостность личности, личная убежденность, искренность и зрелость;
- доверие, способность заслужить доверие других;
- любознательность, стремление научиться как можно большему;
- дерзновенность, готовность идти на риск и эксперимент.
Слайд 3Лидеры новой формации
Лидеры новой формации делают акценты не на контроле
поведения, а на развитии сотрудников, их инициатив, поддержке идей, они
оставляют себе роль проводников изменений и толкователей курсов действий, которые сами определяют, заявляя при этом, что служат другим.
Слайд 4Природа лидерства
Лидерство — один из механизмов интеграции групповой деятельности,
когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы.
Лидерство —
это возникновение особого статуса у руководителя (менеджера) или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т.п. Лидерство рождается потребностью и практикой неформального управления. Человек, имеющий такой статус в группе, называется лидером.
Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями руководителя. В этом случае соединяются должность и лидерство. Но эти отношения могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация.
Умение так построить отношения с лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность руководителя, — одна из важных сторон искусства управления.
Слайд 5Лидерство и деловая активность
Неформальный лидер не имеет особого места
(должности) в системе власти, но определенной властью над людьми обладает.
Он управляет примером, убеждением, воодушевлением. При возникновении исключительных ситуаций лидерство перерастает в явную власть и может быть оформлено в реальные полномочия.
Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности.
Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях.
Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер — последователи», а не «начальник — подчиненные».
Слайд 6Элементы лидерства
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных
переменных:
• лидерские качества (ум, уверенность в себе, знание дела, активность
и др.);
• лидерское поведение (авторитарное, демократическое, пассивное; с ориентацией на отношения в группе; на основе личных качеств подчиненных; на уровне содержания работы);
• ситуации, в которой действует лидер.
Слайд 7Основные определения и концепции лидерства
Термин (определение) - Лидерство (англ.Leader)
Управленческие
взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной
ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное и неформальное лидерство.
В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.
Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Слайд 8Лидерство и власть
Право на власть приобретается лидером в ходе
его карьеры и исходит из его позиции в организации. Реально
этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.
Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков.
Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи.
Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.
Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая путем создания т.н. сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства.
Слайд 9Стиль управления
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для
писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”.
Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.
Классическое определение:
Стиль руководства (греч. stil) - Типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
В развернутом виде:
Это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации.
Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Слайд 10Стиль руководства и ситуационные факторы
В эффективности руководства значительную роль играют
ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчиненных, характер
задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства с позиции:
1. Личных качеств;
2. Особенностей поведения человека в организации;
3. Конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий (априори) – это уникальная личность, обладающая набором различных способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя и, являясь одномерным, он может быть:
авторитарным, демократическим или либеральным.
Слайд 11Особенности стилей руководства
Авторитарный
1. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках
лидера.
2. Личное установление целей и выбор средств их достижения.
3. Коммуникационные
потоки идут преимущественно с верху.
Демократический
1. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.
2. Принятие решений разделено по уровням на основе участия.
3. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях.
Либеральный
1. Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации.
2. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.
3. Коммуникации строятся в основном по горизонтали.
Слайд 12Разновидности стилей руководства
Эксплуататорско-авторитарный
Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами
принимают решения.
Благосклонно-авторитарный
Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют
основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
Консультативно-демократический
Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
Основанный на участии
Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.
Слайд 13Атрибутивный подход к лидерству
Исходит из того, что выводы лидера в
равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на
поведение последних.
Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется.
В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.
Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор.
Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.
Слайд 14Концепция харизматичекого лидерства
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих
личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей.
Лидеры этого
типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят.
Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.
Их вера в правоте своей деятельности передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей, упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей, импульса к действиям.
Слайд 15Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего
с харизматическим лидерством, но трактуется существенно шире.
Лидер-реформатор мотивирует последователей
путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели , предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.
Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Слайд 16Заключительные выводы
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности.
С
одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых
тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отличается от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный».