Слайд 1Лекция 8
Я-концепция как социально-психологический феномен
Слайд 2 Я-концепция как социально-психологический феномен
План:
Определение основных понятий
История изучения Я-концепции
Структура Я-концепции
Методы
изучения Я-концепции
Слайд 3Я-концепция как социально-психологический феномен
Литература по теме:
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная
психология личности: учебное пособие для вузов. - М., 2001. Гл.
12.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб., 2008.
Слайд 41. Определение основных понятий
К проблеме Я-концепции имеют отношения следующие понятия:
Самосознание
Образ
Я
Идентичность
Человек способен не только осознать, но и сформировать представления
об окружающем мире и себе, воссоздать их образ.
Слайд 51. Определение основных понятий
В работах отечественных исследователей изучение Я-концепции начиналось
как изучение самосознания личности.
«Самосознание - это также осознание самого
себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания», - подчеркивает С.Л. Рубинштейн (Основы общей психологии).
Слайд 6Определение основных понятий
Самосознание – это процесс, в котором индивид делает
себя объектом собственного восприятия.
Самосознание характеризуется также своим продуктом -
представлением о себе, т.е. образом Я или Я-концепцией.
Слайд 7Определение основных понятий
Совокупность представлений о себе складывается в Я-концепцию или
образ Я.
В образ Я входят не только осознаваемые в данный
момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах.
Различия между Я-концепцией и образом Я не в содержании, а в степени осознанности представлений о себе.
В Я-концепции меньше неосознанных характеристик, чем в образе Я.
Слайд 8Определение основных понятий
Психологические исследования Я-концепции и идентичности связаны с именами
З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера.
В психологии наибольший вклад в разработку феномена
идентичности внес Эрик Эриксон. В своих работах он уже практически не применяет термины «Я», «Я-концепция», а использует во всех случаях термин «идентичность».
Социально-психологические исследования Я-концепции и идентичности связаны с именами У.Джемса, Дж. Мида, Ч.Кули.
Слайд 9Определение основных понятий
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей
степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом
себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Слайд 10Определение основных понятий
Представления о себе содержат:
Информацию о физических характеристиках человека
Информацию
о социальной идентичности
Информацию о личностной идентичности
Слайд 11Как формируется Я-концепция?
Благодаря способности к самонаблюдению человек начинает осознавать себя
в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности.
Представление
о себе из смутного и генерализованного становится все более четким и структурированным.
При этом осознается как общее, связывающее данного человека с другими людьми, так и те индивидуальные качества, которые делают его особенным и уникальным.
Слайд 12Определение основных понятий
Идентичность - существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное
понятие о себе.
Слайд 13Определение основных понятий
В определениях понятий «Я-концепция» и «идентичность» много общего:
эти когнитивные личностные конструкции отождествляются с феноменом «Я»
их строение
опосредовано социальным взаимодействием
ведущим фактором формирования является социальный опыт
они имеют сходные функции
Слайд 14Определение основных понятий
Основные функции Я-концепции и идентичности:
определение границ между «Я»
и «не-Я»
обеспечение внутренней согласованности
развитие личности
интерпретация социального опыта
регуляция поведения и деятельности
Слайд 15
В субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, существуют две ее
подструктуры или две ее составляющих: - индивидуальная и социальная
«Я
как индивидуальность» «Я как представитель группы»
Я-КОНЦЕПЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬЛЬНАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
Слайд 16Определение основных понятий
В структуре Я-концепции и идентичности выделяют две составляющие:
личностная
(персональная)
социальная
Слайд 17Определение основных понятий
Способы получения личностью знаний о себе:
усвоение чужих
точек зрения о себе
сравнение себя с другими
оценка достигнутых результатов
анализ собственного
поведения
анализ своих мыслей и чувств
Слайд 18Определение основных понятий
Специфика рассмотрения проблемы Я-концепции в социальной психологии:
акцент
сделан на процессе социального взаимодействия.
Слайд 19Определение основных понятий
Социальное взаимодействие определяет представление человека о себе, а
сложившаяся Я-концепция обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека с социальным окружением.
Слайд 20Определение основных понятий
В социальной психологии Я-концепция понимается как система установок
по отношению к самому себе.
Установки группируются в три категории:
Я-реальное
Я-идеальное
Я-социальное (Я-зеркальное)
Слайд 212.История изучения
Я-концепции
Первым проблематику Я-концепции начал разрабатывать У.Джеймс в конце
XIX века. Он использовал понятие Self - «самость».
Одним из основных
элементов выделения Я (Self) человека является выявление оппозиции «Мы – Они».
По У. Джемсу человек думает о себе в двух плоскостях:
в личном аспекте, что и создает личную самотождественность, и
в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных Я индивида.
Для того чтобы появилось «Мы», необходимо вступить в общение с другой группой и в то же время обособиться от нее.
Слайд 22История изучения Я-концепции
В XX веке представления о человеческом Я
изучались в рамках следующих научных направлений:
интеракционистское
психоаналитическое
гуманистическое
когнитивистское
Слайд 23История изучения Я-концепции
Интеракционистское направление
Работы Дж. Мида и Ч.Кули.
Дж. Мид также
как и У. Джеймс не использовал термин «идентичность», оперируя понятием
«самость» – self (которое по своему содержанию очень близко «идентичности»).
Дж. Мид в «самости» различал два аспекта:
личный аспект– I - это спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя;
социальный аспект– me– обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом, т. е. то, как люди видят себя глазами других.
Слайд 24История изучения Я-концепции
Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.
Дж. Мид полагал, что
именно социальные условия являются необходимым фактором для формирования самости.
По
его мнению, «самость» невозможна без «обобщенного другого».
«Обобщенный другой» - это группа, к которой человек себя может отнести, группа, идентифицируясь с которой, он может сказать – это «МЫ».
Слайд 25История изучения Я-концепции
Д. Мид определяет развитие Я-концепции человека, как происходящий
внутри индивида социальный процесс.
Самоопределение человека происходит через осознание и принятие
тех представлений, которые существуют о нем в сознании других людей.
В сознании человека возникает «генерализованный (обобщенный) другой», несущий в себе оценку индивида другими людьми.
Слайд 26История изучения Я-концепции
Концепция «зеркального Я» Ч. Кули.
Зеркальное Я – это
представление человека о том, каким его видят другие люди.
Результаты
исследования показали, что описания:
Я-каким меня видят другие
Я-каким я сам себя вижу
весьма сходны по своему содержанию.
Слайд 27История изучения Я-концепции
Концепция «зеркального Я» Ч. Кули раскрыла механизм взаимодействия
индивида и общества, и показала, что общество влияет на формирование
идентичности человека, но с другой стороны, и человек может влиять на формирование общества.
Слайд 28История изучения Я-концепции
Психоаналитическое направление
В психоанализе Я-концепция рассматривается в рамках понятия
идентичности.
Э. Эриксон считал, что «Образ Я» статичное понятие, поэтому он
вводит понятие «идентичность».
Идентичность – ощущение непрерывности и тождественности своей личности.
Слайд 29История изучения Я-концепции
Последователь Э. Эриксона Дж. Марсия эмпирически выделил типы
идентичностей, характерные для юношеского возраста:
преждевременная идентичность
мораторий (отсрочка)
достигнутая идентичность
диффузная идентичность
Слайд 30История изучения Я-концепции
Гуманистическое направление
К. Роджерс.
Человек реагирует на окружающий мир в
соответствии со своими представлениями, центром которых является Я-концепция.
К. Роджерс вводит
понятие «потребность в позитивном отношении к себе».
Слайд 31История изучения Я-концепции
К. Роджерс рассматривает
Я-концепцию как механизм, контролирующий и
интегрирующий поведение индивида, определяющий выбор направлений деятельности, как стабильную систему
самовосприятия и самооценок.
Слайд 32История изучения Я-концепции
Когнитивистское направление
Концепция социальной идентичности Г.Тэджфела
Я-концепция -
когнитивная система.
Я-концепция выполняет роль регуляции поведения человека в соответствующих
условиях.
Я-концепция включает две подсистемы:
личностную идентичность
социальную идентичность
Слайд 33Теория социальной идентичности
Социальная идентичность – это знание индивида о том,
что он принадлежит к определенной группе, и эмоциональная значимость для
него группового членства
Знание наиболее важного для человека группового членства позволяет предсказать особенности его социального поведения
Независимо от отношений между группами факт группового членства обуславливает развертывание групповых процессов: социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, межгрупповая дифференциация, межгрупповая дискриминация
Межгрупповое сравнение должно рассматриваться как стоящее над и вне межличностных факторов в предсказании социального поведения в групповом контексте.
Слайд 34Я-концепция
Я-концепция стремится к поддержанию целостности и гармоничности своего содержания, как
это и отмечалось в работах многих ученых, прежде всего Э.Эриксона
[Эриксон, 1996].
У людей с высокой степенью осознанности себя
Я-концепция характеризуется полнотой, дифференцированностью и адекватностью.
Для таких людей характерно стремление строить более широкие планы на будущее.
У людей с низкой степенью осознанности себя
недифференцированные и неадекватные представления о себе приводят к заниженной самооценке и неуверенности в своем будущем, сужении временной перспективы.
Слайд 353. Структура Я-концепции
Я-концепция
ОБРАЗ Я
ТЕНДЕНЦИИ
ПОВЕДЕНИЯ
САМООЦЕНКА
ИЛИ
ПРИНЯТИЕ СЕБЯ
Я-КОНЦЕПЦИЯ
КАК СОВОКУПСНОСТЬ
УСТАНОВОК «НА
СЕБЯ»
Слайд 36Я-концепция как социально-психологический феномен
Я-концепция – образ собственного Я, выступающий как
установка по отношению к самому себе, и включающий
самосознание,
самоотношение,
самопрезентацию.
Слайд 37Структура Я-концепции
И.С. Кон в качестве теоретического обоснования структуры образа
Я использует диспозиционную концепцию регуляции социального поведения
Структура Я-концепции представлена четырьмя
уровнями.
Все уровни функционируют взаимосвязано.
Слайд 38Стандартизированные самоотчеты
Опросники
Контрольные списки
Нестандартизированные отчеты – свободные описания
Проективные методики
4. Методы
изучения
Я-концепции