Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ № 1. Тема: Лексикология как наука о словарном составЕ языка

Содержание

План. 1. Литературный русский язык и формы его существования. Статус русского языка. Русский язык как язык мирового общения. 2. Предмет и задачи лексикологии как науки и учебной дисциплины. 3.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 1. Тема: Лексикология как наука о словарном составЕ языка.

 

ЛЕКЦИЯ № 1.  Тема: Лексикология как наука о словарном составЕ языка.   

Слайд 2План. 1. Литературный русский язык и формы его существования. Статус русского

языка. Русский язык как язык мирового общения. 2. Предмет и

задачи лексикологии как науки и учебной дисциплины. 3. Слово как многоаспектная единица, функционирующая на всех уровнях языка. Сущность слова. Признаки слова.
План. 1. Литературный русский язык и формы его существования. Статус русского языка. Русский язык как язык мирового

Слайд 3Рекомендуемая литература.
Калинин, А.В. Лексика русского языка. (Стилистическое наследие) :

учебное пособие / А.В. Калинин. — 3-е изд., стер. —

Москва : ФЛИНТА, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-9765-1344-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119346 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Кишина, Е.В. Лексикология современного русского языка : учебное пособие / Е.В. Кишина. — Кемерово : КемГУ, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-8353-1720-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/61418 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка : учебное пособие / Л.Г. Самотик. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 510 с. — ISBN 978-5-9765-1393-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/100085 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая литература. Калинин, А.В. Лексика русского языка. (Стилистическое наследие) : учебное пособие / А.В. Калинин. — 3-е

Слайд 6ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОТРАЖАЮТСЯ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА,

фразеологических словарях

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ  ОТРАЖАЮТСЯ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА, фразеологических словарях

Слайд 7Среди бесконечной, в явлениях, природы, раздалось слово,
возвестившее присутствие человека

и вместе
сознания на земле. Природа со всей своей разновидною


жизнию была названа по имени и повторилась в сознании и
новом создании, в устах человека.
В мире явилось новое чудо – слово, как бы собравшее и
отразившее мир.
К.С. Аксаков
Среди бесконечной, в явлениях, природы, раздалось слово, возвестившее присутствие человека и вместе сознания на земле. Природа со

Слайд 14Терминологический минимум.

Терминологический минимум.

Слайд 16
семантику, посвященную как раз значениям слов;
ономастику, изучающую имена собственные;


этимологию, рассматривающую слова в историческом разрезе;
фразеологию, посвященную фразеологизмам;
лексикографию,

занимающуюся вопросами составления словарей, как в теории, так и на практике.

семантику, посвященную как раз значениям слов; ономастику, изучающую имена собственные; этимологию, рассматривающую слова в историческом разрезе; фразеологию,

Слайд 18В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое,

тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города...

Н. Гумилев
В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо свое, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города...

Слайд 19Слово -
-а, мн. ч. слова, слов, словам. 1. Единица

языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков,

связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. 2. ед. ч. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. обычно мн. ч. Разговор, беседа, что-н. сказанное. 4. ед. ч. Публичное выступление, речь. Вступительное с. 5. ед. ч. Право, позволение говорить публично. Свобода слова.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Слово - -а, мн. ч. слова, слов, словам. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц,

Слайд 20Лекси́ческое значе́ние сло́ва – содержание слова, отображающее в сознании и

закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и

т. д.
(Лингвистический энциклопедический словарь)

Лекси́ческое значе́ние сло́ва – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве,

Слайд 21Деньги

Все то, что выполняет функции средства обращения, меры стоимости и

средства сбережения. Фундаментальная характеристика денег - максимально высокая (абсолютная) ликвидность,

то есть способность в кратчайший срок и с минимальными издержками превращаться в любую другую форму богатства.
ДеньгиВсе то, что выполняет функции средства обращения, меры стоимости и средства сбережения. Фундаментальная характеристика денег - максимально

Слайд 22 Слово деньги впервые фиксируется в первой Псковской

летописи (859-1650 гг.). По самой распространённой версии, отраженной в словаре

М. Фасмера, русское слово деньги (ед. ч., уст. деньга) произошло от тюрского «теңге» - серебряная монета, которую начали чеканить в Хорезмском Юрте Золотой Орды или от хазарского «тамга» — «клеймо», «печать».
Слово деньги впервые фиксируется в первой Псковской летописи (859-1650 гг.). По самой распространённой версии,

Слайд 23 Со времен формирования централизованного государства на

Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньго́й стала

называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля.

Со времен формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в

Слайд 24Кроме деньги́, были и другие монеты:
полушка — полденьги, одна четвёртая

копейки;
копейка;
грош — две копейки;
алтын — три копейки;
пятак — пять копеек;
гривенник

— десять копеек;
Кроме деньги́, были и другие монеты:полушка — полденьги, одна четвёртая копейки;копейка;грош — две копейки;алтын — три копейки;пятак

Слайд 25рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то

есть «резать», «рубить».
пятиалтынник — пятнадцать копеек;
двугривенник — двадцать копеек;
полтина —

полрубля, то есть пятьдесят копеек;

рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить».пятиалтынник — пятнадцать копеек;двугривенник —

Слайд 27Выполните задание № 1.

Выполните задание № 1.

Слайд 28Составьте словосочетания, используя следующие слова. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
кредит
период
путь


сборы
список
длительный
долгий
долговременный
продолжительный
длинный

Составьте словосочетания, используя следующие слова. Составьте предложения с этими словосочетаниями.кредитпериодпуть сборы списокдлительныйдолгийдолговременныйпродолжительныйдлинный

Слайд 29Выполните задание № 2.

Выполните задание № 2.

Слайд 30Выявите лексическую ошибку. Определите ее вид. исправьте предложение.
1. Эффектно решать

социально-экономические задачи можно только опираясь на опыт и традиции народа.


2. Проблема устойчивого экономичного развития постоянно находится в центре внимания учёных и практиков.
3. Целью денежной, финансовой, материальной политики должно быть недопущение развязывания правительством инфляции.
4. Директор фирмы объявил о свободных вакансиях.
5. Экономика является фундаментом всякого общества и играет важное значение в жизни людей.
6. Основой благоприятного существования человека является производство материальных благ.


Выявите лексическую ошибку. Определите ее вид. исправьте предложение.1. Эффектно решать социально-экономические задачи можно только опираясь на опыт

Слайд 31Выполните задание № 3.

Выполните задание № 3.

Слайд 32Расставьте ударения в словах. С выделенными словами составьте предложения.
Валовой, договор,

деньгами, маркетинг, бухгалтерами, аналог, обеспечение (программное, финансовое), средства.

Расставьте ударения в словах. С выделенными словами составьте предложения.Валовой, договор, деньгами, маркетинг, бухгалтерами, аналог, обеспечение (программное, финансовое),

Слайд 33Выполните задание № 4.

Выполните задание № 4.

Слайд 34Используйте в предложении следующие фразеологизмы:
Сорить деньгами
Денег куры не клюют
Деньги не

пахнут

Используйте в предложении следующие фразеологизмы:Сорить деньгамиДенег куры не клюютДеньги не пахнут

Слайд 35Выполните задание № 5.

Выполните задание № 5.

Слайд 36Подберите синонимы к слову деньги. Разгруппируйте их.

Подберите синонимы к слову деньги. Разгруппируйте их.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика