Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 11. Архитектура стран Западной Европы. Барокко, классицизм.
(вторая половина
XVII, XVIIIвв.) 2-я часть
1. Архитектура Англии. Классицизм (с 20-х годов
XVII в. до конца XVIII в.)
Творчество архитектора Иниго Джонса (1573-1652гг.)
- Куинс-хауз в Гринвиче (1618-1635гг.)
- Банкетная палата в Лондоне –(1619-1621гг.)
- проект планировки площади Ковент-Гарден (1630г.)
Архитектор Кристофер Рен (1631-1723гг.)
- Собор св. Павла в Лондоне (1675-1710гг.),
- Гринвичский госпиталь (1696-1715гг.)
Архитектор Роберт Адам (1728-1792гг.). (неоклассицизм)
- Кедльстон-холл в Дербишире (1761-1765гг.)
- Сайон-Хаус в Миддлсексе (1762-1764г.)
Архитектор Джон Ванбрук (Ванброу) (1664-1726гг.)
- Дворец Бленхейм в Оксфордшире (1705г.)
Архитектор Уильям Кент (1685-1748гг.)
- Холькхэм-Холл, Норфолк (1734г.) – реформатор паркового строительства, пейзажный парк
Слайд 22. Архитектура Германии. Барокко – 1650-1750гг. Классицизм – вторая половина
XVIII в.
Архитектор Балтазар Нейманн – (1687-1753гг.)
Епископская резиденция в Вюрцбурге
(1722-1744гг.), Паломническая церковь в Баварии (1743-1771гг.)
Архитектор Маттеус Даниэль Пёппельманн (1662-1736гг.)
Цвингер в Дрездене (1711-1722гг.)
Архитектор Андреас Шлютер (1664-1714гг.)
Королевский дворец в Берлине (1698-1706 гг.)
Архитектор Георг Кнобельсдорф (1699-1753гг.)
Дворец-павильон Сансуси в Потсдаме (1745-1747гг.), Оперный театр в Берлине)
Архитектор Карл Лангганс (1733-1808гг.)
-Бранденбургские ворота в Берлине (1789-1794гг.)
Архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841гг.)
Новая гауптвахта (1817-1818гг.), Старый музей в Берлине (1824-1830гг.)
3. Архитектура Австрии.
Архитектор Фишер фон Эрлах
Церковь Карла Борромея в Вене (1716-1737гг.)
Литература:
1. ВИА (12т.) – 5, 7 т. 5. http://clasicizm.com/angliiskii_klassicizm.html
2. ВИА (2 т.) – 2 т.
3. ВИИ (6 т.) – IV т.
4. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.: Стройиздат, 1984г.
Слайд 31. Архитектура Англии. Классицизм (с 20-х годов XVII в. до
конца XVIII в.)
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus —
образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.
Архитектура английского классицизма возникла и получила своё развитие в период энергичного промышленного развития страны и активного формирования капиталистического строя.
В целом английская архитектура XVII- начала XIX вв. представляла собой неоднородное явление. С 20-х годов до последней четверти XVIIв. классицизм развивался в духе палладианства. Конец века отмечен барочными тенденциями в работах К. Рена, Хоуксмора и Ванброу. Первая половина и середина XVIII в. расцвет английского палладианства. Конец XVIIIв. и начало XIXв. неоклассицизм с романтическим влиянием.
Слайд 4
Творческое и теоретическое наследие Палладио, возродившего античное
наследие во всей его широте и тектонической целостности, особенно импонировало
классицистам. Оно оказало большое воздействие на архитектуру тех стран, которые ранее других встали на путь архитектурного рационализма. C первой половины XVII в. в архитектуре Англии и Голландии, сравнительно слабо испытывавших влияние барокко, определились новые черты под воздействием палладианского классицизма. Большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573-1652) - первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века. Иниго Джонсу принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII века.
В 1613 году Джонс отправился в Италию..
Общее суждение об архитектуре посвящено аргументированной критике некоторых тенденций в поздне-ренессансном зодчестве Италии: Джонс упрекает Микеланджело и его последователей в том, что они положили начало избыточному применению сложного декора, и утверждает, что монументальная архитектура, в отличие от сценографии и недолговечных легких построек, должна быть серьёзной, свободной от аффектации и базироваться на правилах.
В 1615 году Джонс возвращается на родину. Его назначают генеральным инспектором Министерства королевских работ. В 1616 году он начинает строить одно из лучших своих произведений Куинс-хаус (Queen's House - Дом королевы, 1616—1636 годы) в Гринвиче.
Ковент-Гарден - самая первая площадь Лондона, возникшая не "стихийно", а по плану. Разбивкой ее занимался в первой половине XVII века выдающийся английский зодчий Иниго Джонс, и за прототип была взята главная площадь североитальянского города Ливорно. Название "Covent Garden" - "монастырский сад», это место получило в те времена, когда в этих краях располагался большой садово-огородный участок, на котором выращивали сельхозпродукцию для обитателей Вестминстерского аббатства.
Слайд 5Куинс-хаус – Дом королевы
в Гринвиче.
1616-1636, арх. И. Джонс.
По прихоти заказчицы
(королевы Анны, жены Якова I Стюарта) дом был построен прямо
на старой Дуврской дороге (ее положение отмечено теперь длинными колоннадами, примыкающими к зданию с обеих сторон) и первоначально представлял собой два разделенных дорогой корпуса, соединенных над нею крытым мостиком. После смерти мастера, в 1662 году, просвет между корпусами был застроен. Так получился квадратный в плане компактный и суховатый по архитектуре объем с украшенной колоннами лоджией со стороны Гринвичского холма, с террасой и лестницей, ведущей к двухсветному холлу, — со стороны Темзы.
Слайд 6Куинс-хаус в Лондоне (1618-1635гг.), арх. Иниго Джонс
В Куинс-хаусе архитектор последовательно
развивает палладианские принципы чёткости и классической ясности ордерных членений, видимой
конструктивности форм, уравновешенности пропорционального строя. Общие сочетания и отдельные формы здания по-классически геометричны и рациональны. В композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная в соответствии с ордером, соразмерным с масштабом человека. Во всем господствуют равновесие и гармония. В плане наблюдается та же четкость членения интерьера на простые уравновешенные пространства помещений.
Слайд 7 Другим сооружением И. Джонса является знаменитый Банкетинг-хаус в
Лондоне (Banqueting House - Банкетный зал, 1619— 1622 годы) по
внешнему облику значительно ближе к палладианским прототипам. По благородной торжественности и последовательно проведенной во всей композиции ордерной структуре он не имел предшественников в Англии. Вместе с тем по своему общественному содержанию это исконный тип сооружения, проходящий сквозь английскую архитектуру начиная с XI века.
За двухъярусным ордерным фасадом (внизу — ионический, вверху — композитный) помещается единый двухсветный зал, по периметру которого следует балкон, осуществляющий логическую связь внешнего вида и интерьера. При всей близости палладианским фасадам здесь налицо существенные отличия: оба яруса одинаковы по высоте, что никогда не встречается у Палладио, а большая площадь застекления при малом заглублении окон (отзвук местного фахверкового строительства) лишает стену пластичности, свойственной итальянским прототипам, придавая ей явно национальные английские черты. Роскошный потолок зала, с глубокими кессонами (позднее расписанный Рубенсом), существенно отличается от плоских потолков английских дворцов того времени, украшенных легкими рельефами декоративных филенок.
Слайд 8Банкетинг-хауз (1619-1621гг.), арх. Иниго Джонс
Слайд 9Банкетная палата в Гринвиче (1619-1621гг.), арх. Иниго Джонс.
Роспись плафона
– П. Рубенса
Слайд 10Банкетная палата в Гринвиче (1619-1621гг.), арх. Иниго Джонс
Слайд 12Творчество Кристофера Рена. (1632-1723)
Идеи И. Джонса
нашли продолжение в последующих проектах, из которых следует выделить проект
реконструкции Лондона архитектора Кристофера Рена (Christopher Wren) являющийся после Рима первым грандиозным проектом реконструкции средневекового города (1666 г.), опередившим почти на два столетия грандиозную реконструкцию Парижа.
План не был осуществлен, однако архитектор внёс свой вклад в общий процесс возникновения и построения отдельных узлов города, завершив, в частности, задуманный еще И. Джонсом ансамбль госпиталя в Гринвиче (1698-1729 гг.).
Другой крупной постройкой Рена является собор св. Павла в Лондоне - лондонский кафедральный собор Англиканской церкви. Собор св. Павла главный градостроительный акцент в районе реконструируемого Сити. С момента посвящения в сан первого епископа Лондонского св. Августином (604 г.) на этом месте, по свидетельствам источников, было возведено несколько христианских храмов. Непосредственный предшественник нынешнего собора, старый собор св. Павла, освященный в 1240, имел в длину 175 м, на 7 м больше, чем Винчестерский собор. В 1633–1642 гг.Иниго Джонс произвел обширные ремонтные работы в старом соборе и добавил к нему западный фасад в классическом палладианском стиле. Однако этот старый собор был полностью уничтожен во время Великого лондонского пожара 1666 года. Ныне существующее здание построено Кристофером Реном в 1675–1710; первая служба состоялась в недостроенном храме в декабре 1697.
Слайд 13Проект перепланировки Лондона. Арх. Кристофер Рен. Вторая половина XVII в.
К.Рен.1666г.
Слайд 14Собор св.Павла. Проект И.Джонса.
С именем Иниго Джонса, бывшего с 1618
года членом Королевской строительной комиссии, связывается важнейшее для XVII века
градостроительное мероприятие — закладка первой лондонской площади, созданной по регулярному плану. Уже ее простонародное название — Пьяцца Ковент Гарден — говорит об итальянских истоках замысла.
За прототип была взята главная площадь североитальянского города Ливорно. Название "Covent Garden" - "монастырский сад», это место получило в те времена, когда в этих краях располагался большой садово-огородный участок, на котором выращивали сельхозпродукцию для обитателей Вестминстерского аббатства.
Слайд 15Площадь Ковент-Гарден (Covent Garden), реконструкция проекта Иниго Джонса (Inigo Jones)
Слайд 16Собор св. Павла в Лондоне (1675-1710гг.), арх. Кристофер Рен.
Слайд 18 Культовые сооружения.
Собор св. Павла – одно из
крупнейших купольных зданий христианского мира, стоящее в одном ряду с
Флорентийским собором, соборами св. Софии в Константинополе и св. Петра в Риме.
Собор имеет форму латинского креста, его длина 157 м, ширина 31 м; длина трансепта 75 м; общая площадь 155 000 кв. м. В средокрестии на высоте 30 м заложено основание купола диаметром 34 м, который поднимается на 111 м. Проектируя купол, Рен применил уникальное решение. Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. Над первым куполом архитектор соорудил кирпичный конус, служащий опорой для массивного каменного фонаря, вес которого достигает 700 т, а над конусом – второй покрытый свинцовыми листами купол на деревянном каркасе, пропорционально соотнесенный с наружными объемами здания. В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Слегка заостренный купол, опирающийся на массивную кольцевую колоннаду, господствует в облике собора.
Интерьер в основном отделан мраморной облицовкой, и поскольку в нем мало цвета, выглядит аскетичным. Вдоль стен располагаются многочисленные гробницы знаменитых полководцев и флотоводцев. Стеклянные мозаики сводов и стен хора были завершены в 1897.
Слайд 19Собор св. Павла в Лондоне (1675-1710гг.), арх. Кристофер Рен.
21 июня
1675 г. состоялась торжественная церемония закладки первого камня нового собора.
Строительство продолжалось вплоть до 1710 г. К. Рен постоянно вносил в план изменения. Например, он вернулся к своему первоначальному замыслу и возвёл купол, а не шпиль. Так возникло необычное в истории архитектуры сочетание средневекового собора с классическим куполом.
Слайд 20Собор св. Павла в Лондоне, 1675-1710 гг. Арх. Кристофер Рен.
Слайд 22Госпиталь в Гринвиче (1696-1715гг.), арх. Кристофер Рен.
Слайд 23Госпиталь в Гринвиче (1696-1715гг.), арх. Кристофер Рен.
Слайд 25Ансамбль Гринвичского госпиталя в Лондоне, 1664-1728 гг.
Слайд 26Жилые сооружения и дворцы.
Здания подразделяются на два основных
типа:
Дома компактного прямоугольного плана, возводимые как в городе, так и
в сельской местности. Центром сооружения являются традиционные холл и лестничная клетка вокруг которых группируются остальные комнаты. Подсобные помещения занимают цокольный этаж. Дом обычно кирпичный с белокаменными обрамлениями углов и дверных и оконных проёмов. Основным украшением фасада является расположенная симметрично по центру дверь в двухколонном портале.
Дом с флигелями. Этот тип дома продолжил традиции предшествующего периода с H - и E-образным планом. Большое влияние на него оказали проекты вилл Палладио. Здание состоит из центрального блока с парадными помещениями вокруг холла и лестницы. Симметричный план подчёркивает значение центрального корпуса. Корпус соединён галереями с более низкими павильонами, где расположены жилые и подсобные помещения. Далеко выдвинутые павильоны в большей степени связывают здание с ландшафтом и чётко определяют функциональное назначение групп помещений.
Для фасада характерным является входной колонный портик с широкими лестницами перед ним. Стиль этого типа дома получил в Англии название «стиль фронтона и портика». Примером этого типа дома служит Кедльстон холл в Дербишире.
Слайд 27Кедльстон-холл в Дербишире (1761-1765гг.), арх. Роберт Адам
Сайон-Хаус, 1762-1764гг. Р.Адам
Слайд 30Дворец Бленхэйм в Оксфордшире, 1705-1724 гг. Арх. Джон Ванброу
Слайд 34Дворец Бленхейм в Оксфордшире (1705г.),арх. Джон Ванброу (Ванбрук)
Слайд 35Холькхэм-Холл, 1734г., архитектор Уильям Кент.
У. Кент является ярким представителем английского
пал-
ладианства.
Простота и лаконичность в решении фасадов
Масштабность
композиции
(более 100м – длина, 60 м- ширина)
Ясность и слитность композиции
объёмов с правильно выбранным масштабом
Слайд 36Жилые дома в Лондоне, 1768-1772 гг. Арх. Р. Адам
Слайд 37Английский ландшафтный парк.
Палладианская английская вилла представляла собой
компактный объем, чаще всего трехэтажный. Первый — обработан рустом, главным
— парадным, был второй этаж, он объединялся на фасаде большим ордером с третьим — жилым этажом. Простота и ясность палладианских построек, легкость воспроизведения их форм сделали подобные весьма распространенными как в загородной частной архитектуре, так и в архитектуре городских общественных и жилых построек.
Английские палладианцы внесли большой вклад в развитие паркового искусства. Главным их создателем в первой половине XVIII века был Уильям Кент (William Kent). На смену модным, геометрически правильным «регулярным» садам пришли «ландшафтные» парки, названные впоследствии «английскими». Живописные рощи с листвой разного оттенка чередуются с лужайками, естественными водоемами, островами. Дорожки парков не дают открытой перспективы, а за каждым изгибом готовят неожиданный вид. В тени деревьев прячутся статуи, беседки, руины.
Ландшафтные или пейзажные парки воспринимались как красота разумно подправленной естественной природы, но исправления не должны были быть заметными.
Слайд 412. Архитектура Германии.
Барокко – 1650-1750гг. Классицизм –
вторая половина XVIII в.
Расцвет немецкого барокко приходится на вторую
половину XVII и первую половину XVIII столетия.
Взаимодействие принципов продольных и центрических сооружений привело к созданию построек с планами, имеющими разнообразные сочетания криволинейных фигур.
Динамичность, гармония, смена перспективных образов, связь архитектуры с природой, богатая декоративная пластика отличают архитектуру немецкого барокко (Цвингер в Дрездене).
Проведение крупных градостроительных мероприятий (г. Карлсруэ)
Классицизм в Германии наиболее ярко представлен в работах ведущего архитектора К.-Ф. Шинкеля (1781-1841гг.)
Простота, чёткость в решении объёмных и пространственных композиций.
Гладкие плоскости стен с ордерным оформлением (чаще использовался дорический ордер).
Сдержанность декора, используемого в отделке отдельных, акцентируемых частях здания.
Слайд 42Схема планировки г. Карлсруэ (1715г.) 32 дороги сходятся к
дворцовой площади.
Слайд 43Цвингер в Дрездене (1711-1722гг.), арх. Маттеус Даниэль Пёппельманн. План.
Цвингер –
парадный двор.
Цвингер состоит из квадратной площади
(106х107м) с криволинейными выступами.
По углам и осям площади расположены двухэтажные павильоны, соединённые аркадами.
Галереи и павильоны Цвингера отличаются обилие больших застеклённых арочных проёмов при уменьшении площади стен.
Ажурные балюстрады над галереями, богатое скульптурное завершение, сложные крыши венчают все здание павильона.
Слайд 46Королевский дворец в Берлине (1698-1705гг.), арх. Андреас Шлютер
Слайд 471.Дворец-павильон Сансуси в Потсдаме (1745-1747гг.),арх. Георг Кнобельсдорф.
2. Замок Людвига II
Баварского Нойшванштайн. арх.К.Янг
Слайд 48Замок Людвига II Баварского, Новый Версаль(1869-1886г.), арх.К.Янг
Слайд 49Бранденбургские ворота в Берлине (1789-1794гг.), арх. К.-Г. Лангханс.
Прообразом послужили
Пропилеи афинского Акрополя.
Слайд 50Новая гауптвахта (1817-1818гг.), арх. К.-Ф.Шинкель
Слайд 51Королевский театр в Берлине (1818-1821гг.), арх. К.-Ф. Шинкель
Слайд 52Старый музей в Берлине(1824-1830гг.), арх. К.-Ф. Шинкель.