Слайд 1Лекция № 12
Тема 3.4. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми
играми в разных возрастных группах
ПЛАН
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр.
2. Этапы развития
игры в разные возрастные периоды.
3. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры.
4. Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах развития ребенка.
4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет).
4.2. Младший дошкольный возраст (3-4 года).
4.3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
4.4. Старший дошкольный возраст(5-6лет).
4.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
5. Анализ видео-лекции доктора психологических наук, профессора Е.О.Смирновой «Сюжетно-ролевая игра дошкольника».
Слайд 24 стадии в освоении игровой деятельности:
Слайд 32.Этапы развития игры в разные возрастные периоды
Слайд 4Основные моменты методики применения
сюжетно-ролевой игры
Выбор
игры
Педагогическая разработка плана игры
Ознакомление детей с планом игры и совместная
его
Создание воображаемой ситуации
Распределение ролей
Начало игры
Сохранение игровой ситуации
Завершение игры
Слайд 53. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры
Ранний возраст (2-3
года) - игры в отдельные действия взрослых, в играх этого
уровня еще нет взаимодействия персонажей.
Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры. Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один. В этом возрасте очень важны совместные игры со взрослым с целой цепочкой действий по роли.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет): сюжетно-ролевые игры. Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. Педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).
Предшкольный возраст (6-7 лет): творческие сюжетные игры. Ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий. Задача педагога на этом этапе создавать все необходимые условия для реализации творческих задумок детей.
Слайд 6ТРИ группы методов
(Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, С.Л.Новоселова и др.).
Первая
группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об
окружающей жизни: наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенныетемы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Слайд 7Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой
деятельности.
Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в
творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли.
Педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Слайд 8 Третья группа методов связана с обучением детей конструированию
из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.
Большую роль
играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам;
изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.
Слайд 94.Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах
развития ребенка
4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет)
Слайд 10Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций (по
Губановой Н.Ф., 2009)
Игры с куклой и игры в семью
• Знакомство с
куклами.
• Кормление кукол.
• Купание.
• Укладывание спать.
• Куклы просыпаются.
• Куклы одеваются на прогулку.
• Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).
• Кукла заболела.
• Комната для куклы.
• Новая кукла.
• Куклы идут в детский сад.
• Куклы отдыхают.
• Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.
• Кукла встречает гостей.
• У куклы день рождения.
• Мама и дочка.
• Чья очередь гулять с собачкой?
• Бабушка приехала.
• Папа – хороший хозяин.
Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.
Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу спать – петь колыбельную – качать – рассказывать сказки; кукла просыпается – встает – умывается – идет на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней; встречать гостей – провожать гостей; разговаривать по телефону – подзывать к телефону кого-либо; ремонтировать кран.
Слайд 11Игры с машинами и другими транспортными средствами
• Машина едет по улице.
• Мойка
машины.
• Ремонт машины.
• Заправка машины.
• Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус, трактор
и др.).
• Легковая машина (скорая помощь, такси, маршрутка) везет гостя (больного, пассажира).
• Грузовая машина везет груз.
• Подъемный кран работает на стройке.
• Трактор работает в поле.
• Самосвал выгружает кирпичи.
• Продуктовая машина везет продукты.
• Автобус везет пассажиров.
• Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).
• Железная дорога.
• Самолет летит.
• Летчики готовы к полету.
• Корабль (пароход) плывет.
• Кто шофер?
Роли. Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки, машинист, летчик, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.
Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз – машину разгружают; в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал разгружают; пассажиры входят в автобус – выходят из автобуса на остановках; машину осматривают – ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает; самолет заводит мотор – поднимается – летит – опускается на аэродром; машина заводится – едет; машину моют из шланга – вытирают; едет поезд (паровоз, автобус).
Слайд 12Игры в животных и с игрушечными животными
• Я – ежик (котик,
собачка, лиса и т. д.).
• Диалог зверей (котик и ежик; цыпленок и
ежик и т. д.).
• Уход за зверятами (поможем зайке, накормим щенка).
• Выступления зверей (цирк зверей, концерт зверей).
Роли. Зверята-мамы, папы и дети, дрессировщик, помощник дрессировщика, зверята-артисты.
Основные игровые действия и поведение. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) – кланяться зрителям; кормить животных – мыть животных; показывать концерт; выступать в роли животных (зверей); вступать в диалог.
Слайд 13Игры в магазин
• Булочная (хлебный магазин).
• Овощной магазин (палатка).
• Мясной, колбасный
магазины.
• Бочка (палатка) с квасом.
• Магазин одежды.
• Обувной магазин.
• Мебельный магазин.
• Магазин посуды.
• Диалоги у прилавка.
• Кукла
выбирает товар.
• Новые товары.
• Вежливый продавец.
Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер.
Основные игровые действия и поведение. Привозить товар – разгружать – взвешивать; выбирать товар – покупать; вступать в диалог.
Слайд 14Игры в больницу
• Прием в кабинете врача.
• Работа процедурного кабинета.
• Работа
физиокабинета.
• Аптека.
• В травмопункте.
• Вызов врача на дом.
• Стоматологический кабинет.
Роли. Врач (доктор), больной (пациент),
медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).
Основные игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать, ставить градусник) – лечить (давать лекарство; лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).
Слайд 15Игры в мастерскую
• Ателье.
• Ремонт одежды, обуви.
• Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).
• Изготовление
инструментов, приспособлений (замков, ключей).
• Изготовление мебели.
Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.
Основные игровые
действия и поведение. Привозить в ремонт – ремонтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).
Слайд 16Игры в парикмахерскую
• Стрижка волос.
• Прически.
• Маникюр.
• Новые услуги.
• Ассортимент средств.
Роли. Мастер (парикмахер, мастер
по маникюру).
Основные игровые действия и поведение. Мыть голову мылом (шампунем) –
вытирать; причесывать – стричь – смотреться в зеркало – расчесывать волосы; красить ногти лаком; делать массаж; красить волосы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).
Слайд 17Игры в почту
• Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).
• Действия клиента
(отправление посылок, писем и телеграмм по почте).
Роли. Почтальон, работники почты,
клиенты.
Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать посылки – относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) – читать (рассматривать содержимое); приносить почту – раздавать письма.
Слайд 184.2.Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Слайд 194.3.Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Слайд 214.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Слайд 23Задания для самостоятельной работы:
Написать 5 сценариев сюжетно-ролевой игры (группа
на выбор студента).
Литература
Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование». Москва, 2014. – 94с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 196с.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Гном и Д, 2001.
Слайд 24Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»
для детей средней группы
Задачи: Побуждать детей творчески
воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для
задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Слайд 25Сюжетно-ролевая игра «Волшеники»
для детей подготовительной группы
Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления
проявить заботу и внимание к окружающим.
Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин
и др.
Подготовка к игре. Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту.
Игровые роли. Волшебники.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит этическую беседу «Добрые волшебники», опираясь на сказочные сюжеты, в которой наводит детей на мысль о том, что добрые волшебники в сказках всегда помогают хорошим людям. Для дальнейшего хода беседы педагог задает следующие вопросы: «А какого человека мы могли бы назвать добрым волшебником не в сказке, а на самом деле? (Доброго, отзывчивого, который всегда старается помочь другим людям). Как вы думаете, а вы могли бы вы постараться всегда поступать, как добрые волшебники? Вот, например, кто-то из вас забыл принести, из дома фломастеры и очень огорчен, а ему на помощь приходят добрые волшебники и предлагают «Возьми мои». А давайте мы с вами станем добрыми волшебниками для малышей? Что бы мы могли для них
сделать? (Дети предлагают мастерить из пластилина игрушки; слепить снежную бабу, сделать из картона фигурки кукол и т. д.). Затем воспитатель обобщает беседу: «Значит, чтобы играть в добрых волшебников, надо действительно, прежде всего, стать добрыми — делать только хорошее и приятное».
После этого педагог знакомит с правилами добрых волшебников: «Разговаривай приветливо и ласково с людьми», «Научись всем делиться с другими», «Делай радостные сюрпризы и малышам, и товарищам, и своим родителям».
Затем педагог предлагает: «Давайте с сегодняшнего дня играть в добрых волшебников. Согласны? Теперь каждый из нас добрый волшебник» и дает задание каждому ребенку подумать, чтобы он хотел сделать доброго для детей младшей группы.
На следующий день воспитатель снова возвращается к игре про волшебников и просит ребят сообщить о своих задумках и планах. Ребята, к примеру, могут предложить сделать для малышей альбом «Наш детский сад», или вылепить снежную бабу, или залить горку, или сделать из пластилина маленький сказочный город, или смастерить елочные игрушки и т. д.
Воспитатель делит ребят на группы и предлагает каждой сделать свой сюрприз. После того, как все подарки готовы, педагог с ребятами выпускают «молнию» (здесь на большой лист бумаги вывешиваются рисунки, на которых изображены дела добрых волшебников).
Выход из игры: