Разделы презентаций


Лекция № 12 Тема 3.4. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства

Содержание

4 стадии в освоении игровой деятельности:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 12
Тема 3.4. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми

играми в разных возрастных группах
ПЛАН
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр.
2. Этапы развития

игры в разные возрастные периоды.
3. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры.
4. Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах развития ребенка.
4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет).
4.2. Младший дошкольный возраст (3-4 года).
4.3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
4.4. Старший дошкольный возраст(5-6лет).
4.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
5. Анализ видео-лекции доктора психологических наук, профессора Е.О.Смирновой «Сюжетно-ролевая игра дошкольника».

Лекция № 12Тема 3.4. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группахПЛАН1. Характеристика сюжетно-ролевых

Слайд 24 стадии в освоении игровой деятельности:

4 стадии в освоении игровой деятельности:

Слайд 32.Этапы развития игры в разные возрастные периоды

2.Этапы развития игры в разные возрастные периоды

Слайд 4Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры
Выбор

игры
Педагогическая разработка плана игры 
Ознакомление детей с планом игры и совместная

его
Создание воображаемой ситуации 
Распределение ролей 
Начало игры 
Сохранение игровой ситуации
Завершение игры
Основные  моменты  методики  применения  сюжетно-ролевой  игрыВыбор игрыПедагогическая разработка плана игры Ознакомление детей с

Слайд 53. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры
Ранний возраст (2-3

года) - игры в отдельные действия взрослых, в играх этого

уровня еще нет взаимодействия персонажей.
Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры.  Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один. В этом возрасте очень важны совместные игры со взрослым с целой цепочкой действий по роли.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет): сюжетно-ролевые игры. Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. Педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).
Предшкольный возраст (6-7 лет): творческие сюжетные игры. Ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий. Задача педагога на этом этапе создавать все необходимые условия для реализации творческих задумок детей.





3. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия

Слайд 6ТРИ группы методов (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, С.Л.Новоселова и др.).
Первая

группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об

окружающей жизни: наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенныетемы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

ТРИ  группы  методов  (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, С.Л.Новоселова и др.). Первая группа методов связана с обогащением

Слайд 7Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой

деятельности.
Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в

творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли.
Педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное

Слайд 8 Третья группа методов связана с обучением детей конструированию

из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.
Большую роль

играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам;
изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению

Слайд 94.Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах

развития ребенка 4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет)

4.Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах развития ребенка 4.1. Ранний возраст (1,5 до

Слайд 10Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций (по

Губановой Н.Ф., 2009)
Игры с куклой и игры в семью
   • Знакомство с

куклами.    • Кормление кукол.    • Купание.    • Укладывание спать.    • Куклы просыпаются.    • Куклы одеваются на прогулку.    • Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).    • Кукла заболела.    • Комната для куклы.    • Новая кукла.    • Куклы идут в детский сад.    • Куклы отдыхают.    • Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.    • Кукла встречает гостей.    • У куклы день рождения.    • Мама и дочка.    • Чья очередь гулять с собачкой?    • Бабушка приехала.    • Папа – хороший хозяин.
   Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.

   Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу спать – петь колыбельную – качать – рассказывать сказки; кукла просыпается – встает – умывается – идет на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней; встречать гостей – провожать гостей; разговаривать по телефону – подзывать к телефону кого-либо; ремонтировать кран.

Примерная  тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций  (по Губановой Н.Ф., 2009) Игры с куклой и

Слайд 11Игры с машинами и другими транспортными средствами
   • Машина едет по улице.    • Мойка

машины.    • Ремонт машины.    • Заправка машины.    • Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус, трактор

и др.).    • Легковая машина (скорая помощь, такси, маршрутка) везет гостя (больного, пассажира).    • Грузовая машина везет груз.    • Подъемный кран работает на стройке.    • Трактор работает в поле.    • Самосвал выгружает кирпичи.    • Продуктовая машина везет продукты.    • Автобус везет пассажиров.    • Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).    • Железная дорога.    • Самолет летит.    • Летчики готовы к полету.    • Корабль (пароход) плывет.    • Кто шофер?

Роли. Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки, машинист, летчик, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.    Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз – машину разгружают; в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал разгружают; пассажиры входят в автобус – выходят из автобуса на остановках; машину осматривают – ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает; самолет заводит мотор – поднимается – летит – опускается на аэродром; машина заводится – едет; машину моют из шланга – вытирают; едет поезд (паровоз, автобус).

Игры с машинами и другими транспортными средствами    • Машина едет по улице.    • Мойка машины.    • Ремонт машины.    • Заправка машины.

Слайд 12Игры в животных и с игрушечными животными
   • Я – ежик (котик,

собачка, лиса и т. д.).    • Диалог зверей (котик и ежик; цыпленок и

ежик и т. д.).    • Уход за зверятами (поможем зайке, накормим щенка).    • Выступления зверей (цирк зверей, концерт зверей).
   Роли. Зверята-мамы, папы и дети, дрессировщик, помощник дрессировщика, зверята-артисты.    Основные игровые действия и поведение. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) – кланяться зрителям; кормить животных – мыть животных; показывать концерт; выступать в роли животных (зверей); вступать в диалог.

Игры в животных и с игрушечными животными    • Я – ежик (котик, собачка, лиса и т. д.).    • Диалог зверей

Слайд 13Игры в магазин
   • Булочная (хлебный магазин).    • Овощной магазин (палатка).    • Мясной, колбасный

магазины.    • Бочка (палатка) с квасом.    • Магазин одежды.    • Обувной магазин.    • Мебельный магазин.    • Магазин посуды.    • Диалоги у прилавка.    • Кукла

выбирает товар.    • Новые товары.    • Вежливый продавец.    Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер.    Основные игровые действия и поведение. Привозить товар – разгружать – взвешивать; выбирать товар – покупать; вступать в диалог.

Игры  в  магазин    • Булочная (хлебный магазин).    • Овощной магазин (палатка).    • Мясной, колбасный магазины.    • Бочка (палатка) с

Слайд 14Игры в больницу
   • Прием в кабинете врача.    • Работа процедурного кабинета.    • Работа

физиокабинета.    • Аптека.    • В травмопункте.    • Вызов врача на дом.    • Стоматологический кабинет.   
 Роли. Врач (доктор), больной (пациент),

медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).    Основные игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать, ставить градусник) – лечить (давать лекарство; лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).

Игры  в  больницу    • Прием в кабинете врача.    • Работа процедурного кабинета.    • Работа физиокабинета.    • Аптека.    • В травмопункте.

Слайд 15Игры в мастерскую
   • Ателье.    • Ремонт одежды, обуви.    • Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).    • Изготовление

инструментов, приспособлений (замков, ключей).    • Изготовление мебели.   
 Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.    Основные игровые

действия и поведение. Привозить в ремонт – ремонтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).

Игры в мастерскую    • Ателье.    • Ремонт одежды, обуви.    • Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).    • Изготовление инструментов, приспособлений (замков,

Слайд 16Игры в парикмахерскую
   • Стрижка волос.    • Прически.    • Маникюр.    • Новые услуги.    • Ассортимент средств.    
Роли. Мастер (парикмахер, мастер

по маникюру).    Основные игровые действия и поведение. Мыть голову мылом (шампунем) –

вытирать; причесывать – стричь – смотреться в зеркало – расчесывать волосы; красить ногти лаком; делать массаж; красить волосы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).

Игры  в парикмахерскую    • Стрижка волос.    • Прически.    • Маникюр.    • Новые услуги.    • Ассортимент средств.    Роли. Мастер (парикмахер, мастер по

Слайд 17Игры в почту
   • Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).    • Действия клиента

(отправление посылок, писем и телеграмм по почте).    
Роли. Почтальон, работники почты,

клиенты.   Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать посылки – относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) – читать (рассматривать содержимое); приносить почту – раздавать письма.

Игры в почту    • Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).    • Действия клиента (отправление посылок, писем и телеграмм

Слайд 184.2.Младший дошкольный возраст (3-4 года)

4.2.Младший  дошкольный возраст (3-4 года)

Слайд 194.3.Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

4.3.Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Слайд 204.4.Старший дошкольный возраст  

4.4.Старший  дошкольный  возраст  

Слайд 214.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

4.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Слайд 22Методическая литература

Методическая  литература

Слайд 23Задания для самостоятельной работы:
 Написать 5 сценариев сюжетно-ролевой игры (группа

на выбор студента).
 
Литература
Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации

игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование». Москва, 2014. – 94с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 196с.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Гном и Д, 2001.

Задания для самостоятельной работы:  Написать 5 сценариев сюжетно-ролевой игры (группа на выбор студента). ЛитератураБарсукова Л. С. Теоретические и

Слайд 24Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» для детей средней группы
Задачи: Побуждать детей творчески

воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для

задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» для детей средней группы Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Слайд 25Сюжетно-ролевая игра «Волшеники» для детей подготовительной группы
Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления

проявить заботу и внимание к окружающим.
Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин

и др.
Подготовка к игре. Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту.
Игровые роли. Волшебники.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит этическую беседу «Добрые волшебники», опираясь на сказочные сюжеты, в которой наводит детей на мысль о том, что добрые волшебники в сказках всегда помогают хорошим людям. Для дальнейшего хода беседы педагог задает следующие вопросы: «А какого человека мы могли бы назвать добрым волшебником не в сказке, а на самом деле? (Доброго, отзывчивого, который всегда старается помочь другим людям). Как вы думаете, а вы могли бы вы постараться всегда поступать, как добрые волшебники? Вот, например, кто-то из вас забыл принести, из дома фломастеры и очень огорчен, а ему на помощь приходят добрые волшебники и предлагают «Возьми мои». А давайте мы с вами станем добрыми волшебниками для малышей? Что бы мы могли для них
сделать? (Дети предлагают мастерить из пластилина иг­рушки; слепить снежную бабу, сделать из картона фигурки кукол и т. д.). Затем воспитатель обобщает беседу: «Значит, чтобы играть в добрых волшебников, надо действительно, прежде всего, стать добрыми — делать только хорошее и приятное».
После этого педагог знакомит с правилами добрых волшебников: «Разговаривай приветливо и ласково с людьми», «Научись всем делиться с другими», «Делай радостные сюрпризы и малышам, и товарищам, и сво­им родителям».
Затем педагог предлагает: «Давайте с сегодняшнего дня играть в добрых волшебников. Согласны? Теперь каж­дый из нас добрый волшебник» и дает задание каждому ребенку подумать, чтобы он хотел сделать доброго для детей младшей группы.
На следующий день воспитатель снова возвращается к игре про волшебников и просит ребят сообщить о своих задумках и планах. Ребята, к примеру, могут предло­жить сделать для малышей альбом «Наш детский сад», или вылепить снежную бабу, или залить горку, или сде­лать из пластилина маленький сказочный город, или смастерить елочные игрушки и т. д.
Воспитатель делит ребят на группы и предлагает каж­дой сделать свой сюрприз. После того, как все подарки готовы, педагог с ребятами выпускают «молнию» (здесь на большой лист бумаги вывешиваются рисунки, на ко­торых изображены дела добрых волшебников).
Выход из игры:

Сюжетно-ролевая игра «Волшеники» для детей подготовительной группыЦель. Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим.Игровой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика