Разделы презентаций


Лекция № 4. Рыночная система: спрос и предложение

Содержание

ВопросыСпрос и факторы, его определяющиеПредложение и его детерминантыРыночное равновесие на рынке отдельного товараРыночное равновесие и общественное благосостояние. Излишек потребителя и излишек производителя5. Вмешательство государства и общественное благосостояние

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 4. «Рыночная система: спрос и предложение»

Лекция № 4.   «Рыночная система: спрос и предложение»

Слайд 2Вопросы
Спрос и факторы, его определяющие
Предложение и его детерминанты
Рыночное равновесие на

рынке отдельного товара
Рыночное равновесие и общественное благосостояние. Излишек потребителя и

излишек производителя
5. Вмешательство государства и общественное благосостояние
ВопросыСпрос и факторы, его определяющиеПредложение и его детерминантыРыночное равновесие на рынке отдельного товараРыночное равновесие и общественное благосостояние.

Слайд 3Основные обозначения

Основные обозначения

Слайд 4 Спрос и факторы, его определяющие
СПРОС – потребность, подкрепленная платежеспособностью
ОБЪЕМ СПРОСА

– количество товара определенного вида, которое при данном уровне цены

и прочих равных условиях готов приобрести покупатель (индивидуальный спрос) или покупатели (рыночный спрос)

- спрос агента j на товар i

- рыночный спрос на товар i

Спрос и факторы, его определяющие СПРОС – потребность, подкрепленная платежеспособностьюОБЪЕМ СПРОСА – количество товара определенного вида,

Слайд 5Объем спроса измеряется в натурально-вещественной, а не в денежной форме
Готов

приобрести, значит, хочет и может, то есть потребность будет реализована,

как только будет товар по данной цене

Функциональная зависимость объема спроса от основных факторов

Объем спроса измеряется в натурально-вещественной, а не в денежной формеГотов приобрести, значит, хочет и может, то есть

Слайд 6ЦЕНОВОЙ ФАКТОР
- цена товара

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА
ФОРМАЛИЗУЕМЫЕ

– можем указать направление и величину их изменения, а также

направление и величину изменения объема спроса

– цена сопряженных товаров;

– бюджет потребителя j;
ЦЕНОВОЙ ФАКТОР    - цена товараНЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСАФОРМАЛИЗУЕМЫЕ – можем указать направление и величину их

Слайд 7Товары – заменители (субституты) PS – удовлетворяют одну потребность, но

с разной эффективностью: вероятность переключения зависит от вкусов, предпочтений и

т. п. (кофе, чай)
Дополняющие товары (комплементарии) PC – образуют с рассматриваемым товаром потребительский комплект, так как не могут быть потреблены по отдельности (машина и бензин)
Независимые товары (индифферентные) Pind

Товары – заменители (субституты) PS – удовлетворяют одну потребность, но с разной эффективностью: вероятность переключения зависит от

Слайд 8НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ – можно указать только направление изменения

– уровень накопленного богатства потребителя j;

– система вкусов и предпочтений потребителя
– внешние эффекты в потреблении потребителя j;
– ожидания потребителя j.
J - количество потребителей (неценовой формализуемый)

Функция рыночного спроса в свою очередь зависит от спроса покупателей на рынке и количества покупателей:





НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ – можно указать только направление изменения     – уровень накопленного богатства потребителя j;

Слайд 9Для формализуемых факторов производится расчет эластичностей
ЗАКОН СПРОСА – при изменении

цены на товар объем спроса изменяется в обратном направлении

ЗАКОН СПРОСА

ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВУМЯ ЭФФЕКТАМИ:
1. Эффект замещения – при росте цены на товар покупатель переключается на товары заменители
2. Эффект дохода - при роcте цены на товар у покупателя остается меньше средств для приобретения товаров, следовательно, данного товара будет приобретаться по крайней мере не больше
Для формализуемых факторов производится расчет эластичностейЗАКОН СПРОСА – при изменении цены на товар объем спроса изменяется в

Слайд 10График функции спроса

График функции спроса

Слайд 11В линейном случае функция спроса принимает вид Qd = a

- bр,

где а - максимальная величина спроса на данный

товар (т.е. количество товара, которое, при прочих равных условиях, потребители готовы приобрести по нулевой цене),
b - показывает, на сколько единиц изменится величина спроса при изменении цены товара на единицу (∆Qd =-b∆p),
a/b - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина спроса падает до нуля).

В линейном случае функция спроса принимает вид Qd = a - bр, где а - максимальная величина

Слайд 12Кривая спроса линейного вида

Кривая спроса линейного вида

Слайд 13Влияние неценовых факторов спроса

В случае изменения неценовых факторов спроса в

системе координат Q – p происходит сдвиг кривой спроса

Цена товара

в данном случае рассматривается как константа
Влияние неценовых факторов спросаВ случае изменения неценовых факторов спроса в системе координат Q – p происходит сдвиг

Слайд 14Сдвиг кривой спроса

Сдвиг кривой спроса

Слайд 15Спрос и величина спроса
Величина спроса – количество единиц товара/услуги, которое

покупатели хотят и могут купить при данной цене в данном

месте, в данное время
Спрос – зависимость величины спроса от цены (при прочих равных условиях)

Уменьшение величины спроса – только в результате изменения цены

Уменьшение спроса – в результате действия любого другого фактора спроса кроме цены

Какова размерность величины спроса?

Спрос и величина спросаВеличина спроса – количество единиц товара/услуги, которое покупатели хотят и могут купить при данной

Слайд 16Какие причины роста спроса вы можете назвать? (Факторы спроса)
Изменение доходов

покупателей
Повышение цен заменителей или снижение цен дополнителей
Увеличение количества покупателей
Благоприятные изменения

вкусов, обычаев, моды
Благоприятная информация о данном товаре/услуге (например, удачная рекламная компания)
Благоприятный сезон
Ожидания покупателей – ожидаемый в будущем рост цен на товар или изменение доходов
Какие причины роста спроса вы можете назвать? (Факторы спроса)Изменение доходов покупателейПовышение цен заменителей или снижение цен дополнителейУвеличение

Слайд 17Предложение и факторы, его определяющие
Объем предложения – количество товара определенного

вида, которое при данном уровне цены и прочих равных условиях

готов реализовать продавец (индивидуальное предложение) или продавцы (рыночное предложение)

- объем предложения продавцом h товара I


- объем рыночного предложения Н - количество продавцов)



Предложение и факторы, его определяющиеОбъем предложения – количество товара определенного вида, которое при данном уровне цены и

Слайд 18pi – цена товара;

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Формализуемые
TCi –

издержки i-го продавца;
pfi – цены

ресурсов i-го продавца;
Techi – технология i-го продавца;
NTi – чистые налоги i-го продавца:

Taxi – налоги i-го продавца;
Ri – субсидии i-го продавца

H – количество продавцов (неценовой, формализуемый)

Неформализуемые
Exi – ожидания i-го продавца

pi – цена товара;НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:ФормализуемыеTCi –    издержки i-го продавца;pfi –

Слайд 20В линейном случае функция предложения принимает вид Qs = c

+ dр,

где c - минимальная величина предложения (т.е. количество

товара, которое, при прочих равных условиях, продавцы готовы предложить по нулевой цене),
d - показывает, на сколько единиц изменится величина предложения при изменении цены на единицу (∆Qs = d∆p),
- c/d - резервная цена (т.е. цена, при достижении которой величина предложения падает до нуля).

В линейном случае функция предложения принимает вид Qs = c + dр, где c - минимальная величина

Слайд 21Кривая предложения линейного вида

Кривая предложения линейного вида

Слайд 22Влияние неценовых факторов предложения
p

Влияние неценовых факторов предложенияp

Слайд 23Предложение и величина предложения
Величина предложения – количество единиц товара/услуги, которое

продавцы готовы продать при данной цене в данном месте, в

данное время
Предложение – зависимость величины предложения от цены (при прочих равных условиях)

Qs

Предложение и величина предложенияВеличина предложения – количество единиц товара/услуги, которое продавцы готовы продать при данной цене в

Слайд 24Какие причины роста предложения вы можете назвать? (Детерминанты предложения)

Усовершенствование

технологии производства
Увеличение объема доступных ресурсов для производства и/или снижение их

цен – и издержек производства
Увеличение количества продавцов
Благоприятная гос. политика (снижение налогов, введение субсидий)
Благоприятные ожидания продавцов
Благоприятные погодные условия (например, урожайный год на рынке с/х продукции)

Какие причины роста предложения вы можете назвать?  (Детерминанты предложения) Усовершенствование технологии производстваУвеличение объема доступных ресурсов для

Слайд 25Модель частичного рыночного равновесия
(равновесие на рынке одного товара)
S











D
E








Qe

Pe
E:
Qe

= QD = QS

Pe = PD = PS
CУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО

РАВНОВЕСИЯ – рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают
Модель частичного рыночного равновесия (равновесие на рынке одного товара)SDEQePeE: Qe = QD = QSPe = PD =

Слайд 26Оцените высказывания
"На первый взгляд кажется, что налог на товар увеличивает

цену, уплачиваемую потребителем. Но рост цены сокращает спрос. При сократившемся

спросе цена снова снижается. Поэтому в конечном счете нельзя с уверенностью утверждать, что введение налога повышает цену".

"Рынок кофе ведет себя так, как и положено вести себя рынку и как это объясняется в элементарных учебниках: цены повышаются, спрос падает, и цены снижаются".
Оцените высказывания

Слайд 27Рыночное равновесие 1
Если на рынке сложилась цена P1,
-Сколько готовы купить

покупатели?
-Сколько готовы продать продавцы?
-Каковы последствия?
Если на рынке сложилась цена P2,
-Сколько

готовы купить покупатели?
-Сколько готовы продать продавцы?
-Каковы последствия?

Qd, Qs

D

P

S

P1

P2

Избыток продукции

Рыночное равновесие 1Если на рынке сложилась цена P1,-Сколько готовы купить покупатели?-Сколько готовы продать продавцы?-Каковы последствия?Если на рынке

Слайд 28Рыночное равновесие 2
Pe – равновесная цена
Qe – равновесный объем

продаж.
Отсутствует избыток/дефицит товара
Нет стимула ни к росту, ни к

падению цены
Продается максимальное для данных спроса и предложения количество товара

Qd, Qs

D

P

S

Pe

Qe= Qd = Qs

Рыночное равновесие 2Pe – равновесная цена Qe – равновесный объем продаж. Отсутствует избыток/дефицит товараНет стимула ни к

Слайд 29Общая выручка (TR – Total Revenue)
Это произведение объема продаж продукта

на среднюю продажную цену одной его единицы, т.е.

TR = PQ

Общая выручка  (TR – Total Revenue)Это произведение объема продаж продукта на среднюю продажную цену одной его

Слайд 30Сравнительная статика 1
Каковы последствия роста спроса?
Повышение равновесной цены и равновесного

объема продаж
А что произойдет с общей выручкой?
Qd, Qs
D
P
S
Pe1
Qe1
Pe2
Qe2

Сравнительная статика 1Каковы последствия роста спроса?Повышение равновесной цены и равновесного объема продажА что произойдет с общей выручкой?Qd,

Слайд 31Сравнительная статика 2
Каковы последствия роста предложения?
Снижение равновесной цены и рост

равновесного объема продаж
А что произойдет с общей выручкой?

Qd, Qs
D
P
S
Pe1
Qe1
Pe2
Qe2

Сравнительная статика 2Каковы последствия роста предложения?Снижение равновесной цены и рост равновесного объема продажА что произойдет с общей

Слайд 32Case: Связь рынков
Нарисуйте спрос и предложение на двух рынках: рынке

легковых автомобилей и рынке труда автомобилестроителей.
Какие последствия глобального экономического кризиса

вы видите для этих рынков?
Наблюдаются ли события, предсказываемые моделью спроса и предложения, на практике?

Нарисуйте спрос и предложение на двух рынках: рынке отечественных автомобилей и рынке подержанных иномарок.
Объясните, использую модель спроса и предложения, почему отечественные производители всегда выступают за повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок?
Case: Связь рынковНарисуйте спрос и предложение на двух рынках: рынке легковых автомобилей и рынке труда автомобилестроителей.Какие последствия

Слайд 33Цены спроса и предложения
Цена спроса – максимальная цена (за единицу

товара), по которой потребители готовы купить данное количество товара.
Цена предложения

– минимальная цена (за единицу товара), по которой продавцы готовы продать данное количество товара.

Qd, Qs

D

P

S

PS

PD

Цена спроса

Цена предложения

Q

Цены спроса и предложенияЦена спроса – максимальная цена (за единицу товара), по которой потребители готовы купить данное

Слайд 34Индивидуальный и рыночный спрос
Индивидуальный спрос – это спрос отдельно взятого

покупателя.
Рыночный спрос – суммарный спрос всех покупателей на данном

рынке.
В большинстве случаев рыночный спрос получается в результате суммирования по горизонтали индивидуальных спросов.
Индивидуальный и рыночный спросИндивидуальный спрос – это спрос отдельно взятого покупателя. Рыночный спрос – суммарный спрос всех

Слайд 35Построение рыночного спроса: пример
Qd
P
15
30
50
20
40
1
4
9
15
19
25

Построение рыночного спроса: примерQd P1530502040149151925

Слайд 36Излишек потребителя (Consumer’s Surplus)
D
P
Излишек потребителя – это площадь фигуры,

которая находится выше рыночной цены, но ниже линии спроса.
Qd

Излишек потребителя  (Consumer’s Surplus)D PИзлишек потребителя – это площадь фигуры, которая находится выше рыночной цены, но

Слайд 37Индивидуальное и рыночное предложение
Индивидуальное предложение – это предложение отдельно взятого

продавца.
Рыночное предложение – суммарное предложение всех продавцов на данном

рынке.
Рыночное предложение получается в результате суммирования по горизонтали индивидуальных предложений.
Индивидуальное и рыночное предложениеИндивидуальное предложение – это предложение отдельно взятого продавца. Рыночное предложение – суммарное предложение всех

Слайд 38Построение рыночного предложения: пример
QS
P
5
15
25
20
10
70
110
130
26

Построение рыночного предложения: примерQS P5152520107011013026

Слайд 39Излишек производителя (Producer’s Surplus)
S
P
Излишек производителя – это площадь фигуры, находящейся

выше кривой рыночного предложения и ниже цены.
QS

Излишек производителя (Producer’s Surplus)S PИзлишек производителя – это площадь фигуры, находящейся выше кривой рыночного предложения и ниже

Слайд 40Общественное благосостояние (выигрыш от торговли)
S
P
Торговля выгодна и покупателям, и

продавцам: в результате торговли и потребитель и производитель получают свои

излишки. Общественное благосостояние – это сумма излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

Общественное благосостояние (выигрыш от торговли)S PТорговля выгодна и покупателям, и продавцам: в результате торговли и потребитель и

Слайд 41Проверьте себя
S
P
Функция рыночного спроса задана как Qd = 70

– P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P

– 20.
Рассчитайте величину излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

30

40

70

70

10

800

400

Проверьте себяS PФункция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения задана как

Слайд 42Общественная выгода от конкурентного равновесия
Благодаря равновесной цене потребители покупают больше

и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продают дороже

и больше, чем были готовы
СТАБИЛЬНОСТЬ РАВНОВЕСИЯ – способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием своих внутренних сил
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – результат взаимодействия спроса и предложения
СПРОС ПОКУПАТЕЛЕЙ обусловлен предельной полезностью, определяющей их цену спроса
ПРЕДЛОЖЕНИЕ обусловлено предельными усилиями и потерями, т.е. издержками производства товара, определяющими цену предложения продавцов


Общественная выгода от  конкурентного равновесияБлагодаря равновесной цене потребители покупают больше и дешевле, чем первоначально были согласны,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика