Слайд 1подготовил студент
группы 2-1э
Чехоев Давид
Презентация по дисциплине: «Эк. теория»
Тема: «Модель
рынка совершенной и несовершенной конкуренции»
Слайд 2Содержание:
1. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
2. Модель рынка
совершенной конкуренции;
3. Модель рынка несовершенной конкуренции.
Слайд 31. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Все виды и
формы конкуренции, так или иначе, можно свести к двум кардинальным
направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ними различают конкурентные и неконкурентные рынки.
Слайд 41.1
Критериями различия рынков совершенной и несовершенной конкуренции являются основные характерные
черты, свойственные в той или иной степени всем моделям:
количество фирм
в отрасли и их размеры;
производят ли данные фирмы однотипные (стандартизированные) или разнородные (дифференцированные) товары;
степень легкости входа в отрасль или выхода фирмы из нее;
насколько доступна фирмам информация о рынке.
Слайд 51.2
Модели рынка совершенной конкуренции присущи следующие черты:
имеется много покупателей и
продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую
долю общего рыночного объема;
товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли;
полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы; сговор в какой-либо форме исключается.
Слайд 61.3
На конкурентном рынке рыночную конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий,
широчайшее разнообразие товаров и услуг и т.д., а следовательно, и
само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется соотношением спроса и предложения.
Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену. Выделяют три модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Слайд 72. Модель рынка совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:
а)
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя
ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями. Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Слайд 82.1
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный
вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об
изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Слайд 92.2
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и
барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной
отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Слайд 102.3
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это
означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек,
цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Слайд 113.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность
контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели
рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Слайд 123.1
Признаки несовершенной конкуренции:
наличие входных барьеров в отрасль;
дифференцированность продукции;
основная доля продаж
приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
возможность контролировать полностью или частично
цену на свою продукцию.
Слайд 13Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести превеликое множество. К ним
можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola
и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроники (Samsung, LG, Sony) и др.