Слайд 1Лекция № 5
Транспортная травма и падение с высоты
*
* *
Доктор медицинских наук
профессор Г.М.Харин
Слайд 2Повреждения транспортными средствами
Транспортная травма – это механические повреждения,
причиняемые при воздействии наружных или внутренних частей транспорта во время
его движения или при падении с движущегося транспорта.
Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, нередко быва-ют вызваны различными повреждающими факторами (механическими, термическими, химическими).
Особенности возникающих повреждений связаны с разнообразием видов транспорт-ных средств, которые сводятся в две группы: колесный и неколесный.
Слайд 3 К колесному транспорту относят: рельсовый (поезда, трамваи, дрезина)
и нерельсовый (автомобили, мотоциклы, тракторы и экскаваторы на колесном ходу
и др.).
Неколесный транспорт подразделяют на гусе-ничный (танки, тракторы и экскаваторы на гусенич-ном ходу) и негусеничный (лифты, эскалаторы и др.).
В подземных условиях (в шахтах, тоннелях, метро) травма причиняется аналогичными видами подземного транспорта.
Кроме того, отдельно выделяют авиационную и воднотранспортную травму.
Слайд 4Виды автомобиль-ной травмы и механизмы образования
повреждений
Слайд 5Повреждения при автомобильной травме подразделяются на:
специфические (отражающие форму, рисунок,
размеры деталей и частей конкретного автомобиля – следы-отпечатки протектора шин,
радиатора, фары, болтов крепления);
характерные (бампер-повреждения, обширные параллельные ссадины и др.);
нехарактерные (аналогичны любой травме от действия тупого предмета).
Слайд 19Мотоциклетная травма
Различают следующие основные виды мотоциклетных травм:
от столкновения
человека с движущимся мотоциклом;
от переезда колесом движущегося мотоцик-ла;
от
падения с движущегося мотоцикла;
от ударов мотоцикла о неподвижные предме-ты.
Кроме того, встречаются комбинированные и атипичные виды мотоциклетных травм.
Слайд 20Травма гусеничным транспортом
Механизм образования и особенности повреж-дений, причиняемых
гусеничными транспортны-ми средствами, включают в себя:
удар какой-либо частью движущегося
транс-порта, приводящий к образованию повреждений, характерных для воздействия тупого твердого предмета;
переезд гусеницами через тело сопровождает-ся грубыми множественными повреждениями, приводящими, как правило, к гибели потерпев-ших на месте происшествия. При этом на теле потерпевшего выявляются повреждения, пред-ставляющие собой замкнутую ленту из последо-вательно шарнирно соединенных звеньев – траков.
Слайд 21Железнодорожная травма (виды)
Удар движущимся железнодорожным транспортом
Переезд колесами железнодорожного транспорта
Падение с движущегося железнодорожного транспорта
Сдавление вагонами
Травма внутри вагонов
при железнодорожных катастрофах
Слайд 27Авиационная травма
Повреждения при авиационных происшествиях возникают:
внутри самолета во
время полета (раз-герметизация кабины или пассажирского салона, столкновение с летящим
или неподвижным объектом, взрыв, пожар, отравление);
внутри самолета при падении его и ударе о землю (повреждение от удара, взрыва и пожара);
травма при нахождении самолета на земле (взрыв, пожар, отравление).
Слайд 28К числу повреждающих факторов относят:
1) динамические перегрузки;
2) ударные
перегрузки;
3) встречный поток воздуха;
4) взрывную декомпрессию;
5) высотную
декомпрессию;
6) термическое воздействие;
7) токсические вещества, проникающие в кабину и салон;
8) тупые предметы, расположенные внутри кабины;
9) взрывную волну;
10) наружные части самолета;
11) твердый грунт.
Слайд 29Воднотранспортная травма
При несчастных случаях в
процессе экс-плуатации морских и речных судов повреж-дения обычно получают члены
экипажа и пассажиры.
В результате воздействия частей движу-щегося водного транспорта травму могут получать люди, находящиеся вне судна.
В результате воздействия гребных винтов
и ударов возникают грубые механические
повреждения различных отделов тела.
Слайд 30 Вопросы, разрешаемые при экспертизе транспортной травмы
1. Какой вид транспортной травмы имел место (безрельсовый – автомобиль,
трактор, мотоцикл, велосипед и др. или рельсовый – локомотив, ва-гоны, дрезина, трамвай и др.)?
2. Каков механизм возникновения повреждений (наезд, переезд, внутри транспортного средства, падение с транспорта, комбинированный), их фаз-ность и последовательность (удар, падение, сдав-ление, скольжение, волочение и пр.)?
3. Какими частями движущегося транспортного средства могли быть причинены повреждения?
Слайд 31 4. Где локализуется место первичного прило-жения силы?
Каково направление травматичес-кого воздействия?
5. Каково возможное взаиморасположение
человека и частей транспортного средства при возникновении повреждений?
6. Имело ли место одновременное или пос-ледовательное образование повреждений?
7. Могли ли образоваться выявленные повре-ждения при воздействии конкретного транспорт-ного средства?
Слайд 328. При авиационных происшествиях:
а) Каково положение (поза) тел членов экипажа и пассажиров в момент
травмы?
б) Каково основное направление травми-рующего воздействия?
в) Имело ли место воздействие на потерпев-ших каких-либо неблагоприятных факторов во время полета (перепад давления, кислородное голодание, перегрузка и др.)?
г) Страдали ли члены экипажа какими-либо заболеваниями и не могли ли они состоять в причинной связи со смертью?
Слайд 339. Воднотранспортная травма:
а) От действия каких частей транспорта могли возникнуть повреждения?
б) Прижизненно или посмертно образование повреждений?
в) Каков срок пребывания трупа в воде?
Слайд 34Падение с высоты
В отличие от других видов повреждений
тупыми предметами, при падении движется тело человека, а повреждающий предмет
(поверхность, на которую падает тело) – неподвижен.
Различают два вида падения:
с высоты
на плоскости (с высоты собственного роста).
Слайд 35Падение с высоты подразделяют на:
прямое (беспрепятственное), при
котором основные повреждения на теле образу-ются от однократного одностороннего ударного
воздействия от поверхности падения;
непрямое (ступенчатое, последова-тельное), при котором тело во время движе-ния сталкивается с выступающими предмета-ми, расположенными на различной высоте (балконы, навесы, карнизы и пр.);
свободное (самостоятельное);
несвободное (совместно с какими-либо предметами, конструкциями или сооружения-ми).
Слайд 36 Если каждому из перечисленных видов падения предшествует
предварительное ускорение (прыжок, толчок и др.), то оно является активным,
а при отсутствии предварительного ускорения – пассив-ным.
В зависимости от перемещения частей тела относительно друг друга во время полета различают координированное и некоординированное падение.
-
Слайд 37 По положению тела в момент приземления
принято выделять падение в вертикальном положении с приземлением на стопы,
голени, ягодицы, голову, в горизонтальном положении, когда тело падает на переднюю, заднюю или одну из боковых поверхностей (плашмя), в положении тела под острым углом.
По характеру поверхности приземления выделяют падение на горизонтальную поверхность (плоскость) и наклонную поверхность. Та и другая может быть ровной, гладкой и неровной.
Слайд 38 При падении на туловище (плашмя) обычно отмечаются незначительные
наружные повреж-дения в виде ссадин и кровоподтеков и выражен-ные внутренние
повреждения.
Для падения с высоты характерны переломы костей, образующиеся вдали от места приложения силы: вколоченные переломы трубчатых костей нижних конечностей, компрессионные переломы тел позвонков, кольцевидные переломы основа-ния черепа, а также прямые переломы различных костей скелета, в том числе пяточных костей.
Слайд 40В случаях падения с высоты наблюдаются так на-зываемые признаки общего
сотрясения тела, представляющие собой повреждения внутренних органов и их фиксирующего
аппарата: кровоизли-яния в прикорневую зону легких, парааортальную клетчатку, связки печени, ворота почек и селезен-ки, брыжейку тонкой кишки, частичные или пол-ные отрывы и разрывы внутренних органов, по-вреждение связочного аппарата. Эти признаки тем значительнее и тем выраженнее, чем больше высота падения.
Слайд 43 При падении человека с высоты собствен-ного роста говорят
о падении на плоскости.
В этих случаях наиболее часто
повреждается голова. В местах приложения силы обычно возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы лицевого или мозгового отделов черепа. Нередки случаи внутричерепной травмы в виде кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, а также его сотрясения и ушиба, как в местах удара, так и противоудара.
О падении на плоскость свидетельствует также наличие повреждений на локтях (падение навзничь) или коленях и ладонях (падение вперед).
Слайд 44Вопросы, разрешаемые при СМЭ повреждений, возникающих при падении с высоты
или из положения стоя на плоскость
1. Могли ли выявленные повреждения
возникнуть при падении на плоскость из положения стоя?
2. Имеются ли повреждения, указывающие на пер-воначальное ускорение, приведшее к падению из положения стоя на плоскость?
3. Могли ли выявленные повреждения образоваться при падении с высоты? Если да, то какова возможная высота и условия падения (прямое, последователь-ное, свободное, несвободное)?
4. На какую следообразующую поверхность произо-шло падение с высоты?
5. С какой частью тела был первичный контакт?