Слайд 1Ознакомление дошкольников
с произведениями изобразительного искусства
Слайд 2Литература:
Дошкольникам о художниках детской книги /Сост. Т.Н. Доронова. – М.:
Просвещение, 1991.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1998.
Чумичева
Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992.
Слайд 3Программные задачи
Первая группа — содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью
обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем
рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.
Вторая группа — изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа — эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что в ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»
Четвертая группа — воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Слайд 4Младшая группа
детей учат понимать смысловую сторону произведения;
эмоционально откликаться на него;
формируют
эмоциональное отношение к картине;
умение соотносить свой небольшой опыт с увиденным
на полотне;
воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов;
учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке;
учат всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов;
учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.
Средняя группа
детей учат понимать содержание произведения (помочь не только увидеть, что изображено на полотне, но и установить взаимосвязь между предметами, образами картины),
рассказывать о нем,
сравнивать действия изображенных персонажей с реальными,
замечать детали,
формируют умение всматриваться в картину (внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине),
формируют эмоционально-личностное отношение к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.
Слайд 5Старшая группа
Дошкольников знакомят с новым видом искусства — живописью.
Продолжают обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются
дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено),
Учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест).
Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.
Дети могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства.
У детей формируют понятия «хороший» и «красивый».
Развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
Подготовительная к школе группе
Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин.
Учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства,
формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма),
чувствовать и понимать настроение, переданное художником,
характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов,
развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Слайд 6Условия организации педагогической работы
по ознакомлению дошкольников с живописью
1. Материальные
условия – это подготовка необходимого оборудования, организация изостудий, с набором
удобной мебели и их соответствующее оформление.
Подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей музыкальных произведений.
2. Создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.
Для того чтобы подготовить детей к встрече с искусством, нужно вызвать интерес к предстоящему восприятию.
1. Послушать мелодию и поставить картину о человеке (лесе, поле). После чего сообщить детям о том, что познакомим их с произведением и эта музыка поможет разгадать его «тайну», или рассказать что-либо интересное о создании картины.
2. Провести беседу о профессии художника (до занятия). Можно пригласить художника или в художественной мастерской.
3. Посетить музей.
3. Отбор произведений живописи.
Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи происходит гуманизация личности ребенка.
Слайд 7Принципы отбора произведений живописи
принцип актуальности выраженного в жанровой живописи
социального явления;
принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры
исполнения:
- колористическое решение (картины, выполненные в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные);
- композиционное решение (художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д.);
- манера исполнения (картины отличаются ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением);
принцип концентричности;
принцип - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Слайд 8Игорь Грабарь Февральская лазурь
Мартирос Сарьян
Финиковая пальма
Исаак Левитан Осень. Туман
Винсент
Ван Гог
Ваза с двенадцатью подсолнухами
Слайд 9Кузьма Петров-Водкин
Купание красного коня
В детской
Девочка с куклой
Слайд 10Исаак Левитан Березовая роща
Архип Куинджи Березовая роща
Слайд 11Александр Дейнека
Оборона Петрограда
Теннис
Винсент Ван Гог
Прогулка заключенных
Валентин Серов Дети
Слайд 12Требования к отбору жанровой живописи
1. Произведения живописи должны реалистически отражать
знакомые детям явления общественной жизни и природы.
2. В картине
должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи. Необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
3. Тема произведения (что изображено) должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям (темы: быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны).
Слайд 13Требования к отбору портретов
Доступность содержания портретов для детского восприятия. Тематика
картин: «Дети», «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы портретной
живописи».
Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображения.
Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).
Слайд 14Методика работы с дошкольниками
по ознакомлению с живописью
Этапы ознакомления детей
с живописью:
первый — эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание в содержание
картины;
второй — осмысление на уровне обобщения;
третий этап—творческое целостное восприятие произведения.
Слайд 15Приемы ознакомления
Первый этап
Искусствоведческий рассказ педагога
Примерная структура искусствоведческого рассказа:
сообщение
названия картины и фамилии художника;
о чем написана картина; что
самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение);
что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);
что красивого показал своим произведением художник;
о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Слайд 16Конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное
рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания
произведения.
Например: «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?»
Прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.
Рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.
Слайд 17Аркадий Пластов
Сенокос
Перед вами картина Аркадия Александровича Пластова «Сенокос».
В ней рассказывается о том, как с наступлением жаркого знойного
лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разноцветный ковер, все — от мала до велика — выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях! Они стоят плечом к плечу, так, чтобы не пропустить рядков с некошеной травой, косят энергично, только звон стоит, будто коса поет: «Дзинь, дзинь, дзинь». Эти люди крепкие и мужественные, они победили в войне, а теперь заняты мирным трудом. На лицах людей радость, улыбка играет на губах. Их радует веселое разноцветие, пышное и яркое цветение трав. Художник яркими красками как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов, красивым белоствольным березам. Люди, любите и берегите эту красоту!»
Присмотритесь. Вы узнаете на этом разноцветном ковре каждый цветок: вот вежливые голубые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пушистые, изогнутые розовые «раковые шейки», пышные желтые купальницы, здесь же цветы со сказочными названиями — иван-чай и иван-да-марья. Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки: желтая лимонница, расписанная оранжево-бело-черным узором крапивница, а рядом с ней — рыженькая с черными крапинками перламутровка.
Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика под ногами косарей. Художник показал красоту летнего дня, трудовой порыв и азарт людей. Красота человеческого труда и природы — все слилось воедино под волшебными красками А. А. Пластова в прекрасной картине, где много солнца, цветов, любви к природе.
Слайд 18Юрий Кугач
В субботу
Семья
Хозяйка
Слайд 19Второй этап
Постановка вопросов более обобщенного характера (по сравнению с первым
этапом работы). Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите.
Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием. (Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее точно дал название картине и внимательно рассматривал произведение.) Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?»
Прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».
Прием композиционных и колористических вариантов.
Расчлененные (конкретные) вопросы с целью формирования личностного отношения детей к живописи.
Эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается, что представляется?»
Слайд 20Третий этап
Прием сравнения.
Прием классификации картин по теме, общему цветовому решению,
настроению, жанру.
Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному
художником.
Прием точных установок (предписание о выполнении некоторых операций в определенном порядке): «Расскажи, о чем будет картина, что в ней ты выделишь главное. Как это будет изображено? Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне? Что будет особенно красивым? Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?»
Игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»
Слайд 21Показатели уровней представлений дошкольников о произведениях живописи
Высокий — отвечает на
вопросы, что изображено, о чем картина, что художник рассказал, подтверждает
логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой), точно определяет и обосновывает настроение, чувства, умеет пользоваться образным языком.
Средний — отвечает на вышеуказанные вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.
Низкий — затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи в содержании и выразительных средствах.
Показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям искусства
Высокий — без затруднений отвечает на вопрос, почему понравилась картина, мотивирует содержательными выразительно-изобразительными ее качествами, высказывает личные ассоциации, привносит свое эмоциональное отношение в восприятие произведения, живые, яркие речь и мимика (желание поделиться своими впечатлениями).
Средний — объясняет, почему понравилось произведение, рассказывает, какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены.
Низкий — выбор понравившейся картины не мотивирует или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» и др.