Разделы презентаций


Лекция № 8. Тема Конкурентные и неконкурентные рынки и особенности их

Содержание

ВопросыКлассификация рыночных структурРынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества3. Модель монополистической конкуренции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 8. Тема «Конкурентные и неконкурентные рынки и

особенности их функционирования»

Лекция № 8.   Тема  «Конкурентные и неконкурентные рынки и особенности их функционирования»

Слайд 2Вопросы
Классификация рыночных структур
Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества
3. Модель

монополистической конкуренции

ВопросыКлассификация рыночных структурРынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества3. Модель монополистической конкуренции

Слайд 3Классификация рыночных структур (способ организации отраслевого рынка)

Классификация рыночных структур (способ организации отраслевого рынка)

Слайд 4Типы рыночных структур
Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия
Нет рыночной власти
Max рыночная власть
Min

прибыль-ность
Max прибыль-ность
Max эффек-тивность
Min эффек-тивность

Типы рыночных структурСовершенная конкуренцияМонополистическая конкуренцияОлигополия МонополияНет рыночной властиMax рыночная властьMin прибыль-ностьMax прибыль-ностьMax эффек-тивностьMin эффек-тивность

Слайд 5Сравнение рыночных структур

Сравнение рыночных структур

Слайд 6Входные барьеры
Внешние
Государственные: налоги, тарифы, лицензирование, сертификация и т п.
Негосударственные: наличие

фиксированных издержек (экономия от масштаба), дифференциация продукции, вертикальная интеграция (соглашения

между поставщиками и потребителями)
Внутренние
Манипулирование ценами (демпинг)
Создание избыточных производственных мощностей
Заполнение продуктового пространства
Входные барьерыВнешниеГосударственные: налоги, тарифы, лицензирование, сертификация и т п.Негосударственные: наличие фиксированных издержек (экономия от масштаба), дифференциация продукции,

Слайд 7Дифференциация продукции предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих

близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары,

не являющиеся совершенными заменителями.
Дифференциация товаров может быть основана на:
физических характеристиках товара;
месторасположении;
"мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
Дифференциация продукции предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам

Слайд 8Price-taker vs. Price-maker
Рост продаж не приво-дит к падению

цены
TR(3)=300
TR(4)=400
MR(4)=100 = P
100
Рост продаж снижает рыночную цену
TR(3)=360
TR(4)=400
MR(4)= +100 = 40

< P(4)
-3∙20
Price-taker  vs.  Price-makerРост продаж не приво-дит к падению ценыTR(3)=300TR(4)=400MR(4)=100 = P100Рост продаж снижает рыночную ценуTR(3)=360TR(4)=400MR(4)=

Слайд 9Сравнение рыночных структур 2

Сравнение рыночных структур 2

Слайд 10Показатель монопольной власти: коэффициент Лернера
Минимальное значение – 0 –

для совершенной конкуренции (рыночная власть фирмы равна =0)
Максимальное для рынка

значение – в случае монополии (максимальная рыночная власть)
Показатель монопольной власти: коэффициент Лернера Минимальное значение – 0 – для совершенной конкуренции (рыночная власть фирмы равна

Слайд 11Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
США с 1982 г. :
HHI

< 1000: неконцентрированный рынок. Слияния, как правило, беспрепятственно допускаются.
1000< HHI

<1800: умеренно концентрированный рынок, (HHI >1400: «угрожающе немногочисленный»). Может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния.
HHI >1800 высококонцентрированный рынок . Если в результате слияния HHI увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается.

n - количество фирм в отрасли,
Si - доля i-ой фирмы в общем
выпуске отрасли (%).

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). США с 1982 г. :HHI < 1000: неконцентрированный рынок. Слияния, как правило,

Слайд 12Какой тип рыночной структуры на следующих рынках? Почему, по вашему

мнению, на них сложился именно такой тип рыночной структуры?
Рынок услуг

строительных рабочих в г. Москве.
Рынок услуг по ксерокопированию в г. Москве.
Рынок парикмахерских услуг в г.Париже.
Рынок услуг сотовой связи в г. Москве.
Рынок услуг стационарной телефонной связи в г. Москве.
Рынок услуг междугородной телефонной связи в г. Москве.
Мировой рынок туристических услуг (а конкретно космический туризм)

Какой тип рыночной структуры на следующих рынках? Почему, по вашему мнению, на них сложился именно такой тип

Слайд 13Модель совершенной конкуренции

Модель совершенной конкуренции

Слайд 14Совершенная конкуренция (абстрактно-теоретическая модель рынка) –
большое количество фирм производят

аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не

позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, поэтому спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж (спрос отдельной фирмы абсолютно эластичен по цене)
На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продаж

Совершенная конкуренция (абстрактно-теоретическая модель рынка) – большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни

Слайд 15Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений:
•Множество относительно мелких

продавцов и покупателей
Абсолютная мобильность факторов производства в краткосрочном периоде
Наличие у

всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях
Абсолютная однородность одноименных товаров
Барьеры входа отсутствуют (свободный вход и выход)


Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений:•Множество относительно мелких продавцов и покупателейАбсолютная мобильность факторов производства в

Слайд 16
На третьем допущении основан закон единой цены, согласно которому на

совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене

На третьем допущении основан закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по

Слайд 17
Примеры рынков, приближающихся по условиям функционирования к конкурентным:

рынок сельскохозяйственной продукции
рынок

ценных бумаг

Примеры рынков, приближающихся по условиям функционирования к конкурентным:рынок сельскохозяйственной продукциирынок ценных бумаг

Слайд 18Спрос на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции является абсолютно

эластичным, поэтому фирма никак не может влиять на цену.
Предельный

доход фирмы постоянен и равен цене, установившейся на рынке:

Спрос на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции является абсолютно эластичным, поэтому фирма никак не может влиять

Слайд 19Максимизация прибыли фирмы

Максимизация прибыли фирмы

Слайд 20Правило максимизации прибыли
Если предельная выручка больше предельных издержек, увеличение объема

производства принесет дополнительную прибыль
Если предельная выручка меньше предельных издержек, сокращение

объема производства принесет дополнительную прибыль
При объеме выпуска, приносящем максимальную прибыль предельная выручка равна предельным издержкам, MR=MC
Внимание! Условие MR=MC выполняется не только для максимальной, но и для минимальной прибыли!

Правило максимизации прибылиЕсли предельная выручка больше предельных издержек, увеличение объема производства принесет дополнительную прибыльЕсли предельная выручка меньше

Слайд 21Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое):


MR(q*) = MC(q*)
Для совершенно

конкурентного предприятия:
MC(q*) = P

Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): MR(q*) = MC(q*)Для совершенно конкурентного предприятия:MC(q*) = P

Слайд 22Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное):

Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное):

Слайд 23Фирма, работающая на рынке совершенной конкуренции, получает максимум прибыли тогда,

когда объем выпуска позволяет сравнять предельные издержки с рыночной ценой:

Р = МС

Фирма, работающая на рынке совершенной конкуренции, получает максимум прибыли тогда, когда объем выпуска позволяет сравнять предельные издержки

Слайд 24Предельная выручка и предельные издержки для совершенной конкуренции
MC
ATC, AVC, MC,MR,P
AVC
TP
ATC
P1=MR1
Q1
P2=MR2
Q2
P3=MR3
Q3
P4=MR4

Предельная выручка и предельные издержки для совершенной конкуренцииMCATC, AVC, MC,MR,PAVCTPATCP1=MR1Q1P2=MR2Q2P3=MR3Q3P4=MR4

Слайд 25Фирма прибыльна тогда, когда рыночная цена больше, чем средние издержки

(себестоимость) при данном объеме производства
Фирма самоокупаема, если рыночная цена равна

средним издержкам при данном объеме производства

Фирма прибыльна тогда, когда рыночная цена больше, чем средние издержки (себестоимость) при данном объеме производстваФирма самоокупаема, если

Слайд 26Фирма убыточна, но ее еще рано закрывать, если постоянные издержки

больше убытков от выпуска продукции, т.е. рыночная цена выше средних

переменных издержек

Фирма убыточна, но ее еще рано закрывать, если постоянные издержки больше убытков от выпуска продукции, т.е. рыночная

Слайд 27Фирма должна прекратить операции, если убытки от выпуска продукции превышают

постоянные издержки, т.е. рыночная цена меньше средних переменных издержек
Р

< min A VC

Фирма должна прекратить операции, если убытки от выпуска продукции превышают постоянные издержки, т.е. рыночная цена меньше средних

Слайд 28Совершенная и монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде
А
Б
В
Г

Совершенная и монополистическая конкуренция в долгосрочном периодеАБВГ

Слайд 29Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Слайд 30Монополистическая конкуренция –

рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих

схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.

Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и

Слайд 31Основные черты монополистической конкуренции

Дифференциация продукции
Большое количество продавцов
Относительно низкие

барьеры вхождения и выхода из отрасли
Жесткая неценовая конкуренция

Основные черты монополистической конкуренцииДифференциация продукции Большое количество продавцов Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли Жесткая

Слайд 32Преимущества и ограничения рынка монополистической конкуренции
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
дифференциация продукции

расширяет возможности выбора потребителя;
сильная конкуренция удерживает цены близко к

уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции);
рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
это рынок наиболее благоприятный для покупателей.

Преимущества и ограничения рынка монополистической конкуренции Преимущества рынка монополистической конкуренции:дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя; сильная конкуренция

Слайд 33Недостатки рынка монополистической конкуренции:

Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса.


Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые

возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия).
Недостатки рынка монополистической конкуренции:Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных

Слайд 34Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде
MC
ATC, AVC, MC,MR,P
AVC
TP
ATC
Здесь нулевая экономическая прибыль
Эффективный

размер фирмы

Совершенная конкуренция в долгосрочном периодеMCATC, AVC, MC,MR,PAVCTPATCЗдесь нулевая экономическая прибыльЭффективный размер фирмы

Слайд 35Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде
MC
ATC, AVC, MC,MR,P
TP
ATC
MR
D
Здесь нулевая экономическая прибыль
Эффективный

размер фирмы

Монополистическая конкуренция в долгосрочном периодеMCATC, AVC, MC,MR,PTPATCMRDЗдесь нулевая экономическая прибыльЭффективный размер фирмы

Слайд 36Проверьте себя:
По графику рассчитайте, какую максимальную прибыль может получить фирма

в условиях совершенной конкуренции при P=10?
Какими при этом будут выручка,

общие, переменные и постоянные издержки?
Как показать на графике прибыль, выручку, общие, переменные и постоянные издержки?

ATC

AVC

6,5

P=MR

Проверьте себя:По графику рассчитайте, какую максимальную прибыль может получить фирма в условиях совершенной конкуренции при P=10?Какими при

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика