Слайд 1Лекция №1 (конспект)
Состояние развития стратегических методов управления в промышленности авиационного
направления техники
(на примере развития радиотехнических предприятий авиационно-космической отрасли)
Автор: Канащенков
А.И. – к.э.н., д.т.н., профессор
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
Кафедра «Производственный менеджмент и маркетинг»
МАИ, 2016 г.
Слайд 21
Например, концерн «КРЭТ» имеет плановый рост объемов производства на 2014-2016
годы почти в 2 раза.
Отрасль машиностроения авиационно-космического направ-ления является ведущей
отраслью – катализатором научно-технического прогресса. Важно, что ведущую роль играют радиоэлектронные отрасли авиационного направления. Эти отрасли обеспечивают выпуск продукции специального (оборонного назначения) и общего применения. По темпам развития радиоэлектронные отрасли в структуре машиностроения в целом и в авиационном направлении играют ведущую роль, и требуются высокие темпы их развития.
Слайд 32
Ведущая роль соответствующих приборов, изделий и систем в определении качества
летательных аппаратов видна из того, что радиоэлектронные средства управления их
вооружением и полетом составляют от 30 до 50% стоимости летательного аппарата и существенно влияют на состояние и перспективу технико-экономического развития авиационной промышленности. Чтобы обеспечить высокое качество летательных аппаратов, их радиоэлектронные системы управления вооружением и полетом непрерывно совершенствуются, технически усложняются, в том числе, за счет роста функциональных возможностей и точности определяющих параметров.
Слайд 43
Быстрое наращивание и усложнение задач, которые решают радиоэлектронные системы управления
вооружением и полетом, требуют их постоянного совершенствования и создания новых,
более эффективных систем. Это влечет за собой частую смену изделий в процессе производства, усложнение техники, рост ее стоимости и увеличение объемов производства. Изложенные выше требования и определяют ведущую и возрастающую роль радиоэлектроники в решении народно-хозяйственных и оборонных задач. Последнее время по ряду причин (и особенно из-за недостаточного финансирования исследований, разработок и переоснащения производства) эти требования не соблюдались, что привело к снижению конкурентоспособности этого вида продукта, замедлению развития и внедрения новых технических решений и производственных технологий.
Слайд 54
Анализ стратегических направлений развития промышленных предприятий осуществляется методом исследования способов
адаптации научно-производственной технологической среды к условиям развития рынка. Поэтому хозяйственное
поведение предприятий строится на основе приспособления к внешней рыночной среде, хотя чисто рыночные ориентиры не всегда надежны при принятии стратегических решений. Особенно это касается научно-технических инноваций, социальных аспектов и других экономических проблем.
Слайд 65
Следует отметить, что реализация технических требований к новым авиационным радиолокационным
системам и приборам требует перестройки организационно-технологического уровня науки и производства,
значительных объемов финансовых, материальных, людских и временных затрат.
Слайд 76
В этих случаях основной задачей оценки эффективности на уровне корпораций
и предприятий становится разложение финансового результата его деятельности на две
составляющие:
одна из которых зависит от внутренних условий и характеризуется производительностью труда;
вторая зависит от конкретных рыночных условий, Госзаказа и характеризуется финансовой производительностью.
Слайд 87
Серьезные недостатки (по результатам анализа), имеющие место в действующей системе
управления, снижают возможности развития научно-технической перестройки науки и производства высокими
темпами, а, следовательно, эффективность научных исследований, разработок и производства остается низкой и увеличиваются сроки поставки изделий потребителю. В этом случае снижается конкурентоспособность разрабатываемых и поставляемых на рынок изделий, снижается потребительская ценность и не создаются условия развития бережливого производства, что приводит к дальнейшему проявлению негативных факторов.
Слайд 98
Новые задачи, которые стоят перед корпорациями и предприятиями радиопромышленности в
области разработки и освоения новых видов продукции и импортозамещения потребной
продукции, требуют увеличения темпов роста объемов производства, производительности труда, существенного изменения технического уровня технологической базы исследований, конструирования и производства. Это требует изменения структуры персонала, его образовательного уровня, новых способностей менеджеров применять новые, наиболее совершенные методы управления.
Слайд 109
Решая задачи ускорения и более эффективного внедрения стратегических методов управления
предприятием, следует учитывать особенности развития авиационных отраслей, которые базируются на:
целостности
и единстве научно-производственного и хозяйственного комплекса;
единстве конечной продукции, представляющей собой как сложные программно-технические системы, так и массовое производство современной радиоэлектронной аппаратуры (что важно сегодня);
единстве накопленных знаний и сформировавшихся научных школ и коллективов в области радиотехники, радиоэлектроники, информатики и вычислительной техники (для радиопромышленности);
уникальном научном и производственном потенциале с высокой по качеству технологической структурой.
Слайд 1110
В настоящий период важно для ускорения темпов развития авиационного машиностроения
(в том числе, радиоэлектронных отраслей) определить ситуацию в 2-х аспектах,
которые определяются целенаправленными действиями государства:
с одной стороны: «требований к отрасли со стороны защиты национальных интересов»,
с другой: совершенствование структуры финансов, организации работ и финансирования с целью обеспечения этих требований в новой экономической среде.
Слайд 1211
Динамика развития радиолокационных систем и комплексов
истребительно-ударной авиации (на примере
отечественных)
и ее элементы, несмотря на имеющиеся основательные теоретические разработки, не переведена в научном и практическом плане в область практического использования, и учитывая еще и то, что при такой ситуации не подготовлены менеджеры, это приводит к не- комплексному и несистемному внедрению методов управления;
Основные недостатки внедрения стратегических методов управления
1
Структура ОЭМ стратегического управления
не отражает возможности каче-ственной разработки стратегии, т.е. отсутствуют элементы структуры, обеспечивающие качество разработки и реализации стратегии;
2
Структура ОЭМ стратегического управления
Отсутствует технология процесса разработки элементов структуры ОЭМ стратегического управления;
3
на предприятиях прежде всего направлена на выживание, т.е. на текущие проблемы, а потом – на развитие. В то же время фактическая мировая практика большинства фирм направляет усилие на развитие, а ресурсы зарабатываются на марше. Наша практика может приводить к непредсказуемым последствиям и возможному банкротству.
4
Методология процесса развития
Слайд 1514
Отсутствует сквозная технология разработки и внедрения стратегических методов управления.
5
Продолжение слайда
13
Менеджеры-разработчики стратегии, да и топ-мендежеры имеют недостаточно знаний для обеспечения
качественной разработки стратегии предприятия. Отсутствует постоянная переподготовка менеджеров.
6
Некачественно проводится стратегический анализ внутренних и внешних факторов, что приводит к принятию стратегии низкого качества.
7
Не организована работа по разработке стратегии по уровням управления в структуре управления предприятием.
8
Отсутствует организационно-экономический механизм обеспечения взаимосвязей по уровням управления.
9
Структурно-интегрированные предприятия микроуровневого управления не обеспечивают единства процесса «исследований, разработки и организации производства», в результате чего этот цикл в 1,5 – 2 раза выше, а стоимость жизненного цикла изделий увеличивается.
10
Организационные структуры управления предприятий слабо совершенствуются, поэтому при их укрупнении возникает «болезнь большого бизнеса», когда реакция на изменения во внешней и внутренней среде происходит медленно, что часто ведет к потере рынков и прибыльности.
11
Слайд 1615
Россия будет экономически сильным государством, если в промышленности будет более
целевое использование финансовых ресурсов, а система управления промышленностью создает условия
развития «духа предпринимательства».
Слайд 172. Представление российских предприятий авиационного направления
как обособленной сферы стратегического
управления и идентификация их особенностей
16
Слайд 1817
Централизованное управление, важные вопросы стратегического управления определялись в вышестоящих органах
в годы социалистической экономики (недостатки):
Это не способствовало приобретению
новых знаний и опыта руководителями предприятий и самостоятельному решению проблем управления.
1
Отсутствие передачи опыта
и смена персонала, и изменения
в кадровом составе не позволили накопить за последние 25 лет хорошего опыта и знаний для стратегического и даже оперативного управления.
2
На мезо- и макроуровне это привело к практическому
отсутствию системного и комплексного стратегического управления. Это связано и с тем, что на государственном уровне слабо проводилась политика стратегического управления вывода его на современный уровень экономического развития.
3
Слайд 1918
Для выхода из кризисной ситуации важным является внедрение ОЭМ (усовершенствованного)
стратегического управления предприятием
и других связанных с ним мероприятий.
Необходимо учесть при
внедрении стратегических методов управления особенности структурной и технологической модернизации.
1
Экономика стала рассредоточенной и зависит от нескольких важных факторов:
Складывающейся системы управления и ее постоянного совер-шенствования;
Механизма распределения и функционирования финансов, имея в виду направленность для стратегических целей модернизации промышленности;
Усиление конкурентоспособного потенциала, который создает условия получения дохода от продукции, поставляемой на экспорт и потребления ее внутри страны.
2
Слайд 2019
На примере радиотехнической отрасли авиационного направления рассмотрим обособленность сферы стратегического
управления. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и внедрении стратегического
управления на предприятиях радиопромышленности.
Основные требования, учитывающие особенности развития радиопромышленных предприятий при создании сложных
технических систем для авиационно-космических платформ.
к продолжению слайда 18
Слайд 2221
Направленность рыночной стратегии предприятия
Ориентация ресурсов и способностей
предприятия (потенциала) прежде
всего на внешнюю среду, чтобы обеспечить развитие конкурентоспособного потенциала для
достижения успеха.
1
Идентифицировать потенциал предприятия
на создание спектра предпринимательских возможностей на основе его разумной структуризации и обеспечения его стратегического развития и эффективного воспроизведения.
2
Слайд 2322
Структура потенциала предприятия
Две задачи :
На основе анализа внутренней и
внешней среды идентифицировать и развивать будущий конкурентоспособный потенциал;
Трансформировать конкурентоспособный потенциал
в результат конкурентоспособности (успеха).
Слайд 2423
Идентификация потенциала и технология управления им
Оценка структуры, динамики и
эффективности потенциала предприятия
Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия
Системный анализ
резервов и потерь
Выбор
стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности предприятия
Проведение комплекса мероприятий по повышению конкуренто-способности предприятия, исходя из выбранной стратегии и тактики решения задач для достижения поставленных целей
В связи с этим и другими потребностями для разработки системной и комплексной стратегии необходимо проводить многофакторный комплексный стратегический анализ внешних и внутренних факторов, выявить конкурентоспособный потенциал, обеспечивающий успех предприятия.
Разработать модель диагностики и использовать ее для проверки состояния конкурентоспособности предприятия на разных этапах развития.
Слайд 2524
Структура потенциала и типология понятий стратегического потенциала
Слайд 2726
Практика разработки стратегического управления на предприятиях радиопромышленности показывает, что, как
правило, при решении задач стратегического менеджмента приоритет отдается процессу формирования
стратегии, хотя и с нарушением системности и комплексности, слабой ориентированности на качество миссии, стратегического видения и стратегии. Это происходит потому, что анализ воздействующих факторов (внутренних и внешних), их оценка, создание и развитие стратегического потенциала происходит не глубоко, не масштабно и не комплексно. Оцениваются отдельные факторы без выделения такого понятия, как анализ стратегического потенциала предприятия, как возможности кратчайшего пути достижения стратегических целей предприятия и обеспечения формирования поддержки и развития устойчивых конкурентных преимуществ.
Фактически не учитываются эволюция теории стратегического управления и смещение акцентов развития потенциала предприятий в сторону знаний и информационных технологий.
Слайд 2827
3. Анализ в условиях рыночной среды, обусловленность привнесения новаций в
сферу стратегического управления российскими предприятиями авиационного направления
Слайд 2928
Двойственная природа стратегии
как философия – желание выжить;
как функция
– желание совершенствоваться.
Эволюция парадигмы стратегического управления
Старая парадигма стратегического управления определяла
сначала сохранение, а затем – развитие и преследует философию сохранения и стабильности, а затем прибыль для развития.
Новая парадигма: сохранение через развитие. Быстроменяющийся мир требует замены старой парадигмы стратегического управления на новую – «сохранение через развитие».
Старая парадигма ориентирована на оперативное управление предприятием, а новая парадигма ориентирована на стратегическое управление.
Слайд 3029
Сравнение текущего и стратегического управления
Концерны «Талесс», «Филипс» основными направлениями стратегического
управления считают:
концентрацию внимания на стратегии развития;
диверсификацию производства;
расширение
фундаментальных и прикладных исследований;
концентрацию усилий на введении нововведений;
обеспечение лидирующих позиций по всей цепочке нововведений;
маневренность использования ресурсов.
Пример
Слайд 3130
Российские предприятия, например, радиотехнической отрасли, в большинстве своем, внедряя стратегические
методы управления, характеризуются следующим:
Копирование продуктовой политики своих конкурентов, но часто
в процессе копирования создается новый продукт;
Сохранение доли рынка, на котором оно работает;
Незначительное влияние маркетинга;
Стремление часто к однородной выпускаемой продукции;
Слабое проведение НИР при исследовании рынка;
Низкий уровень создания новых рынков;
Слабый контроль продуктовой политики своих конкурентов.
Слайд 3433
06
Структура основных элементов ОЭМ и ее взаимосвязи по уровням управления
с внутренней и с внешней средой
Слайд 3534
Проблемы стратегического анализа
Смещение акцентов в сторону новой
парадигмы стратегического управления требует от предприятий более глубокого стратегического анализа
внутренних и внешних факторов, выявления структурно наиболее уязвимых проблем стратегического развития.
1
Отслеживание в процессе разработки и внедрения стратегии быстро меняющихся воздействующих факторов внешней и внутренней среды и сопоставление их с Главными целям и задачами развития предприятия.
2
Учет при проведении стратегического анализа на других стадиях факторов обособленности развития предприятий авиационного направления техники.
3
Слайд 3837
Стратегическое видение – наивысший план развития предприятия и является основой
для разработки последующих планов. Миссия – это представление о том,
чем предприятие занимается в настоящее время. Стратегическое видение – это основные направления развития, является частью бизнеса.
Куда предприятие
должно идти
Как изменится
ситуация в будущем
Как эти изменения скажутся на позиции предприятия
Стратегическое видение – концентрированное мнение руководства о развитии предприятия в долгосрочном периоде
Стратегическое видение снижает риск случайных решений
Стратегическое видение должно ответить на три основных вопроса
Преимущество стратегического видения
На его основе менеджеры среднего звена формируют цели и задачи своих подразделений и согласуют их с целями предприятия
Стратегическое видение готовит предприятие к будущему
Слайд 3938
Недостатки при разработке стратегического видения
Стратегическое видение проводится с отступлением от
требований системного и комплекс-ного подхода по причинам:
Недостаточно качественно разрабатывается миссия
из-за присущих ей недостатков при разработке;
Отсутствует базовая структура технологии разработки стратегического видения;
По существу, на предприятии разрабатываются мероприятия, не полно учитывающие динамично воздействующие факторы внутренней и внешней среды.
Низкий уровень компетенции менеджеров и топ-менеджеров.
Детальное описание стратегического видения не проводится, следовательно, для слабо подготовленного менеджера это не является основополагающим документом, позволяющим разработать качественное стратегическое видение.
1
2
3