Слайд 1Лекция №1 (конспект)
Состояние развития стратегических методов управления в промышленности авиационного
                                                            
                                    направления техники 
(на примере развития радиотехнических предприятий авиационно-космической отрасли)
Автор: Канащенков
                                    А.И. – к.э.н., д.т.н., профессор
Московский авиационный институт 
(национальный исследовательский университет)
Кафедра «Производственный менеджмент и маркетинг»
МАИ, 2016 г.
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 21
Например, концерн «КРЭТ» имеет плановый рост объемов производства на 2014-2016
                                                            
                                    
годы почти в 2 раза.
Отрасль машиностроения авиационно-космического направ-ления является ведущей
                                    отраслью – катализатором научно-технического прогресса. Важно, что ведущую роль играют радиоэлектронные отрасли авиационного направления. Эти отрасли обеспечивают выпуск продукции специального (оборонного назначения) и общего применения. По темпам развития радиоэлектронные отрасли в структуре машиностроения в целом и в авиационном направлении играют ведущую роль, и требуются высокие темпы их развития.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32
Ведущая роль соответствующих приборов, изделий и систем в определении качества
                                                            
                                    
летательных аппаратов видна из того, что радиоэлектронные средства управления их
                                    вооружением и полетом составляют от 30 до 50% стоимости летательного аппарата и существенно влияют на состояние и перспективу технико-экономического развития авиационной промышленности. Чтобы обеспечить высокое качество летательных аппаратов, их радиоэлектронные системы управления вооружением и полетом непрерывно совершенствуются, технически усложняются, в том числе, за счет роста функциональных возможностей и точности определяющих параметров.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43
Быстрое наращивание и усложнение задач, которые решают радиоэлектронные системы управления
                                                            
                                    
вооружением и полетом, требуют их постоянного совершенствования и создания новых,
                                    более эффективных систем. Это влечет за собой частую смену изделий в процессе производства, усложнение техники, рост ее стоимости и увеличение объемов производства. Изложенные выше требования и определяют ведущую и возрастающую роль радиоэлектроники в решении народно-хозяйственных и оборонных задач. Последнее время по ряду причин (и особенно из-за недостаточного финансирования исследований, разработок и переоснащения производства) эти требования не соблюдались, что привело к снижению конкурентоспособности этого вида продукта, замедлению развития и внедрения новых технических решений и производственных технологий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54
Анализ стратегических направлений развития промышленных предприятий осуществляется методом исследования способов
                                                            
                                    
адаптации научно-производственной технологической среды к условиям развития рынка. Поэтому хозяйственное
                                    поведение предприятий строится на основе приспособления к внешней рыночной среде, хотя чисто рыночные ориентиры не всегда надежны при принятии стратегических решений. Особенно это касается научно-технических инноваций, социальных аспектов и других экономических проблем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 65
Следует отметить, что реализация технических требований к новым авиационным радиолокационным
                                                            
                                    
системам и приборам требует перестройки организационно-технологического уровня науки и производства,
                                    значительных объемов финансовых, материальных, людских и временных затрат.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 76
В этих случаях основной задачей оценки эффективности на уровне корпораций
                                                            
                                    
и предприятий становится разложение финансового результата его деятельности на две
                                    составляющие:
одна из которых зависит от внутренних условий и характеризуется производительностью труда;
вторая зависит от конкретных рыночных условий, Госзаказа и характеризуется финансовой производительностью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 87
Серьезные недостатки (по результатам анализа), имеющие место в действующей системе
                                                            
                                    
управления, снижают возможности развития научно-технической перестройки науки и производства высокими
                                    темпами, а, следовательно, эффективность научных исследований, разработок и производства остается низкой и увеличиваются сроки поставки изделий потребителю. В этом случае снижается конкурентоспособность разрабатываемых и поставляемых на рынок изделий, снижается потребительская ценность и не создаются условия развития бережливого производства, что приводит к дальнейшему проявлению негативных факторов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 98
Новые задачи, которые стоят перед корпорациями и предприятиями радиопромышленности в
                                                            
                                    
области разработки и освоения новых видов продукции и импортозамещения потребной
                                    продукции, требуют увеличения темпов роста объемов производства, производительности труда, существенного изменения технического уровня технологической базы исследований, конструирования и производства. Это требует изменения структуры персонала, его образовательного уровня, новых способностей менеджеров применять новые, наиболее совершенные методы управления.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 109
Решая задачи ускорения и более эффективного внедрения стратегических методов управления
                                                            
                                    
предприятием, следует учитывать особенности развития авиационных отраслей, которые базируются на:
целостности
                                    и единстве научно-производственного и хозяйственного комплекса;
единстве конечной продукции, представляющей собой как сложные программно-технические системы, так и массовое производство современной радиоэлектронной аппаратуры (что важно сегодня);
единстве накопленных знаний и сформировавшихся научных школ и коллективов в области радиотехники, радиоэлектроники, информатики и вычислительной техники (для радиопромышленности);
уникальном научном и производственном потенциале с высокой по качеству технологической структурой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1110
В настоящий период важно для ускорения темпов развития авиационного машиностроения
                                                            
                                    
(в том числе, радиоэлектронных отраслей) определить ситуацию в 2-х аспектах,
                                    которые определяются целенаправленными действиями государства:
с одной стороны: «требований к отрасли со стороны защиты национальных интересов»,
с другой: совершенствование структуры финансов, организации работ и финансирования с целью обеспечения этих требований в новой экономической среде.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1211
Динамика развития радиолокационных систем и комплексов 
истребительно-ударной авиации (на примере
                                                            
                                    
отечественных)
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            
                                                            
                                             
                                                       и ее элементы, несмотря на имеющиеся основательные теоретические разработки, не переведена в научном и практическом плане в область практического использования, и учитывая еще и то, что при такой ситуации не подготовлены менеджеры, это приводит к не- комплексному и несистемному внедрению методов управления;
Основные недостатки внедрения стратегических методов управления
1
Структура ОЭМ стратегического управления
                                       не отражает возможности каче-ственной разработки стратегии, т.е. отсутствуют элементы структуры, обеспечивающие качество разработки и реализации стратегии;
2
Структура ОЭМ стратегического управления
Отсутствует технология процесса разработки элементов структуры ОЭМ стратегического управления;
3
                           на предприятиях прежде всего направлена на выживание, т.е. на текущие проблемы, а потом – на развитие. В то же время фактическая мировая практика большинства фирм направляет усилие на развитие, а ресурсы зарабатываются на марше. Наша практика может приводить к непредсказуемым последствиям и возможному банкротству.
4
Методология процесса развития
                                
 
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 1514
Отсутствует сквозная технология разработки и внедрения стратегических методов управления.
5
Продолжение слайда
                                                            
                                    13
Менеджеры-разработчики стратегии, да и топ-мендежеры имеют недостаточно знаний для обеспечения
                                    качественной разработки стратегии предприятия. Отсутствует постоянная переподготовка менеджеров.
6
Некачественно проводится стратегический анализ внутренних и внешних факторов, что приводит к принятию стратегии низкого качества.
7
Не организована работа по разработке стратегии по уровням управления в структуре управления предприятием.
8
Отсутствует организационно-экономический механизм обеспечения взаимосвязей по уровням управления.
9
  Структурно-интегрированные предприятия микроуровневого управления не обеспечивают единства процесса «исследований, разработки и организации производства», в результате чего этот цикл в 1,5 – 2 раза выше, а стоимость жизненного цикла изделий увеличивается.
10
 Организационные структуры управления предприятий слабо совершенствуются, поэтому при их укрупнении возникает «болезнь большого бизнеса», когда реакция на изменения во внешней и внутренней среде происходит медленно, что часто ведет к потере рынков и прибыльности.
11
                                
 
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 1615
Россия будет экономически сильным государством, если в промышленности будет более
                                                            
                                    
целевое использование финансовых ресурсов, а система управления промышленностью создает условия
                                    развития «духа предпринимательства».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 172. Представление российских предприятий авиационного направления 
как обособленной сферы стратегического
                                                            
                                    
управления и идентификация их особенностей
16
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1817
Централизованное управление, важные вопросы стратегического управления определялись в вышестоящих органах
                                                            
                                    в годы социалистической экономики (недостатки): 
 Это не способствовало приобретению
                                    новых знаний и опыта руководителями предприятий и самостоятельному решению проблем управления.
1
Отсутствие передачи опыта
 и смена персонала, и изменения
в кадровом составе не позволили накопить за последние 25 лет хорошего опыта и знаний для стратегического и даже оперативного управления.
2
 На мезо- и макроуровне это привело к практическому
 отсутствию системного и комплексного стратегического управления. Это связано и с тем, что на государственном уровне слабо проводилась политика стратегического управления вывода его на современный уровень экономического развития.
3
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 1918
Для выхода из кризисной ситуации важным является внедрение ОЭМ (усовершенствованного)
                                                            
                                    стратегического управления предприятием
и других связанных с ним мероприятий.
Необходимо учесть при
                                    внедрении стратегических методов управления особенности структурной и технологической модернизации.
1
Экономика стала рассредоточенной и зависит от нескольких важных факторов:
Складывающейся системы управления и ее постоянного совер-шенствования;
 Механизма распределения и функционирования финансов, имея в виду направленность для стратегических целей модернизации промышленности;
Усиление конкурентоспособного потенциала, который создает условия получения дохода от продукции, поставляемой на экспорт и потребления ее внутри страны.
2
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2019
На примере радиотехнической отрасли авиационного направления рассмотрим обособленность сферы стратегического
                                                            
                                    управления. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и внедрении стратегического
                                    управления на предприятиях радиопромышленности.
Основные требования, учитывающие особенности развития радиопромышленных предприятий при создании сложных 
технических систем для авиационно-космических платформ.
к продолжению слайда 18
                                
 
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 2221
Направленность рыночной стратегии предприятия
Ориентация ресурсов и способностей 
предприятия (потенциала) прежде
                                                            
                                    всего на внешнюю среду, чтобы обеспечить развитие конкурентоспособного потенциала для
                                    достижения успеха.
1
Идентифицировать потенциал предприятия 
на создание спектра предпринимательских возможностей на основе его разумной структуризации и обеспечения его стратегического развития и эффективного воспроизведения.
2
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2322
Структура потенциала предприятия
Две задачи : 
На основе анализа внутренней и
                                                            
                                    
внешней среды идентифицировать и развивать будущий конкурентоспособный потенциал;
Трансформировать конкурентоспособный потенциал
                                    в результат конкурентоспособности (успеха).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2423
Идентификация потенциала и технология управления им 
Оценка структуры, динамики и
                                                            
                                    эффективности потенциала предприятия
Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия
Системный анализ 
резервов и потерь
Выбор
                                    стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности предприятия
Проведение комплекса мероприятий по повышению конкуренто-способности предприятия, исходя из выбранной стратегии и тактики решения задач для достижения поставленных целей
В связи с этим и другими потребностями для разработки системной и комплексной стратегии необходимо проводить многофакторный комплексный стратегический анализ внешних и внутренних факторов, выявить конкурентоспособный потенциал, обеспечивающий успех предприятия.
Разработать модель диагностики и использовать ее для проверки состояния конкурентоспособности предприятия на разных этапах развития.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2524
Структура потенциала и типология понятий стратегического потенциала
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 2726
Практика разработки стратегического управления на предприятиях радиопромышленности показывает, что, как
                                                            
                                    
правило, при решении задач стратегического менеджмента приоритет отдается процессу формирования
                                    стратегии, хотя и с нарушением системности и комплексности, слабой ориентированности на качество миссии, стратегического видения и стратегии. Это происходит потому, что анализ воздействующих факторов (внутренних и внешних), их оценка, создание и развитие стратегического потенциала происходит не глубоко, не масштабно и не комплексно. Оцениваются отдельные факторы без выделения такого понятия, как анализ стратегического потенциала предприятия, как возможности кратчайшего пути достижения стратегических целей предприятия и обеспечения формирования поддержки и развития устойчивых конкурентных преимуществ.
Фактически не учитываются эволюция теории стратегического управления и смещение акцентов развития потенциала предприятий в сторону знаний и информационных технологий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2827
3. Анализ в условиях рыночной среды, обусловленность привнесения новаций в
                                                            
                                    
сферу стратегического управления российскими предприятиями авиационного направления
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2928
Двойственная природа стратегии
 как философия – желание выжить;
 как функция
                                                            
                                    – желание совершенствоваться.
Эволюция парадигмы стратегического управления
Старая парадигма стратегического управления определяла
                                    сначала сохранение, а затем – развитие и преследует философию сохранения и стабильности, а затем прибыль для развития.
 Новая парадигма: сохранение через развитие. Быстроменяющийся мир требует замены старой парадигмы стратегического управления на новую – «сохранение через развитие».
Старая парадигма ориентирована на оперативное управление предприятием, а новая парадигма ориентирована на стратегическое управление.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3029
Сравнение текущего и стратегического управления
Концерны «Талесс», «Филипс» основными направлениями стратегического
                                                            
                                    управления считают:
 концентрацию внимания на стратегии развития;
 диверсификацию производства;
 расширение
                                    фундаментальных и прикладных исследований;
 концентрацию усилий на введении нововведений;
 обеспечение лидирующих позиций по всей цепочке нововведений;
 маневренность использования ресурсов.
Пример
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3130
Российские предприятия, например, радиотехнической отрасли, в большинстве своем, внедряя стратегические
                                                            
                                    
методы управления, характеризуются следующим:
Копирование продуктовой политики своих конкурентов, но часто
                                    в процессе копирования создается новый продукт;
Сохранение доли рынка, на котором оно работает;
Незначительное влияние маркетинга;
Стремление часто к однородной выпускаемой продукции;
Слабое проведение НИР при исследовании рынка;
Низкий уровень создания новых рынков;
Слабый контроль продуктовой политики своих конкурентов.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 3433
06
Структура основных элементов ОЭМ и ее взаимосвязи по уровням управления
                                                            
                                    
с внутренней и с внешней средой 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3534
Проблемы стратегического анализа
   Смещение акцентов в сторону новой
                                                            
                                    парадигмы стратегического управления требует от предприятий более глубокого стратегического анализа
                                    внутренних и внешних факторов, выявления структурно наиболее уязвимых проблем стратегического развития.
1
   Отслеживание в процессе разработки и внедрения стратегии быстро меняющихся воздействующих факторов внешней и внутренней среды и сопоставление их с Главными целям и задачами развития предприятия.
2
   Учет при проведении стратегического анализа на других стадиях факторов обособленности развития предприятий авиационного направления техники. 
3
                                
 
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 3837
Стратегическое видение – наивысший план развития предприятия и является основой
                                                            
                                    для разработки последующих планов. Миссия – это представление о том,
                                    чем предприятие занимается в настоящее время. Стратегическое видение – это основные направления развития, является частью бизнеса.
Куда предприятие 
должно идти
Как изменится 
ситуация в будущем
Как эти изменения скажутся на позиции предприятия
Стратегическое видение – концентрированное мнение руководства о развитии предприятия в долгосрочном периоде
Стратегическое видение снижает риск случайных решений
Стратегическое видение должно ответить на три основных вопроса
Преимущество стратегического видения
На его основе менеджеры среднего звена формируют цели и задачи своих подразделений и согласуют их с целями предприятия
Стратегическое видение готовит предприятие к будущему
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3938
Недостатки при разработке стратегического видения
Стратегическое видение проводится с отступлением от
                                                            
                                    требований системного и комплекс-ного подхода по причинам:
Недостаточно качественно разрабатывается миссия
                                    из-за присущих ей недостатков при разработке;
 Отсутствует базовая структура технологии разработки стратегического видения;
По существу, на предприятии разрабатываются мероприятия, не полно учитывающие динамично воздействующие факторы внутренней и внешней среды. 
Низкий уровень компетенции менеджеров и топ-менеджеров.
Детальное описание стратегического видения не проводится, следовательно, для слабо подготовленного менеджера это не является основополагающим документом, позволяющим разработать качественное стратегическое видение.
1
2
3