Слайд 1
ГИА С2
Сочинение
о роли монолога
Слайд 2 Монолог - речь, обращенная к одному или к
группе слушателей (иногда к самому себе), не рассчитанная на ответную
реакцию другого лица. Монолог используется для
передачи информации (сообщение, лекция),
убеждения в чем-либо слушателей,
побуждения их к действию.
Повторяем
теорию
Слайд 3
В монологе наиболее ярко раскрывается
личность человека, так как именно в этой форме речи в
языковых единицах (морфемике, лексике, синтаксической конструкции и т.д.) закреплено отношение говорящего
к действительности;
к содержанию сообщения;
к адресату.
Слайд 4
коммуникативная направленность (цель говорящего и адресат, т.е. те, для кого
произносится монолог);
развернутость высказывания;
логичность и связность изложения;
смысловая законченность.
Признаки монолога
Слайд 5Типы монологов по содержанию
Слайд 6
Речевые типы монологов
и их признаки
Слайд 8 Монолог - это связная речь, организованная
по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все
части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами.
Это важно!
Слайд 9Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания,
взятого из учебника русского языка:
«В
монологе раскрываются
не только мысли и чувства
говорящего, но и
его характер».
Слайд 11 (1)Когда я заканчивал первый класс, у
нас дома появился дядя Сева c пятилетней Ленкой. (2)Он мне
не понравился. (3)Не думайте, что я скандалил или дулся открыто. (4)По утрам я говорил ему “здравствуйте”, а вечером – “спокойной ночи”. (5)Я даже стал звать его не “Всеволод Сергеевич”, а “дядя Сева”. (6)По маминой просьбе. (7)Но когда он пытался погладить меня по голове, я шарахался, как от крапивы. (8)Ничего не мог поделать с собой. (9)Да, по правде говоря, и не хотел.
(10)А тут еще Ленка! (11)Сразу прилепилась к маме. (12)Будто бы век была ее дочерью! (13)И говорить стала “мама”. (14)Я каждый раз вздрагивал, будто мне за шиворот падал таракан. (15)Мама однажды взяла меня за локти, поставила перед собой и тихо сказала:
(16)– Олежка, Олежка… (17)Она же маленькая. (18)А свою маму она и не помнит. (19)Разве ты не понимаешь, как плохо без мамы?
(20)Я понимал. (21)Это я прекрасно понимал! (22)Поэтому я проглотил стоявший в горле комок и кивнул. (23)Но хоть сто раз кивни, а ничего не поделаешь, если не проходит обида.
(24)Ленку я не обижал. (25)Иногда приходил даже в детский сад за ней. (26)А один раз показал, как делают из бумаги двухтрубные пароходики. (27)Но когда Ленка взяла без спросу моего фарфорового котенка и нечаянно грохнула о пол, я не выдержал. (28)Молча давясь слезами, я достал из-под дивана заброшенный школьный ранец, уложил в него свитер, книжку “Снежная королева”, бутылку с водой, полбуханки хлеба, колбасу, спички.
(29)– Ты в школу пойдешь? – подавленно спросила Ленка.
(30)– Дура, – мстительно сказал я. (31)– Кто это
ходит в школу, когда каникулы?
(32)Я вытер глаза, щелкнул пряжкой и сунул ноги в мамины резиновые сапоги. (33)А еще взял детскую лопатку и самодельное ружье с тугой резинкой. (34)Не сказав больше Ленке ни слова, я ушел из родного дома.
(35)Я решил пойти в дальние леса. (36)Там я вырою землянку. (37)Буду спать на подстилке из пахучей лесной травы, охотиться на зайцев, а по вечерам сидеть у костра, беседовать с верной собакой и читать ей сказку про Снежную королеву.
(38)Целый квартал я шагал довольно бодро. (39)Потом решительность моя пропала.
(40)В глубине души я прекрасно понимал, что едва ли сумею выкопать настоящую землянку. (41)Чувствовал, что одному у ночного костра будет жутко. (42)А кроме того, мне ужасно жаль было убивать симпатичных зайцев, про которых я знал целую кучу сказок.
(43)Но больше всего (чего уж скрывать-то!) мне жаль было покидать маму.
(44)Верная собака Джулька (не моя, а общая, уличная) предательски бросила меня, как только я скормил ей последний ломтик колбасы. (45)Я растерянно остановился на перекрестке.(46) Как же быть, в самом деле?
(47)Я был бы просто счастлив, если бы сейчас меня увидели мама и дядя Сева. (48)Но мамы и дяди Севы не было. (49)Ничего не оставалось, как продолжать путь. (50)И я побрел дальше…
(По В.Крапивину)
Слайд 13
К какому типу монологов можно отнести данный монолог?
Что значит исповедь?
Подберите синоним к этому слову.
(Откровенное признание в чем-либо или чистосердечное
изложение чего-либо).
Какими чертами характера должен обладать говорящий в этом случае?
(Искренность, честность)
Назовите типы речи в данном монологе. Докажите свою точку зрения.
Мы помним, что «монологи…допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных синтаксических конструкций, в т. ч. и конструкций диалогической речи».
Почему, на ваш взгляд, именно таковы языковые признаки монолога?
Что стало причиной появления этого монолога?
Какими чувствами был движим рассказчик?
(Ревность, обида)
Работаем с текстом
Слайд 14Как в языке текста можно увидеть, что
рассказчик очень ревниво
отнесся к появлению Ленки в его семье?
Морфемика - ЛенКа
(предл.1);
Синтаксис и пунктуация - восклицательные предложения 10,12.
Лексика – разговорное слово «прилепилась»; разговорное бранное – «дура»
Худож. средства изобразительности – сравнительные обороты (предл.12, 14)
Морфология – усилительные частицы «ещё» (предл.10), «даже» (предл. 25)
рассказчик – послушный, добрый сын, любящий свою маму?
(Синтаксис - парцелляция (предложения 5-6); тропы - лексический повтор (предложения 20-21);фразеологизм (предложение 22); глаголы несов.вида (предл.24-25);придат. изъяснительное (предл.26)
Слайд 15Как в языке текста можно увидеть, что
мальчик решителен и
смел?
он умён и сообразителен?
малыш отходчив и добр?
Найдите
аргументы в рассказе В.Крапивина. Выберите два из них, которые помогут вам доказать тезис:««В монологе раскрываются не только мысли и чувства говорящего, но и его характер».
Слайд 17 «В монологе раскрываются не только мысли
и чувства говорящего,
но и его характер», -
утверждается в учебнике русского языка.
Действительно, в речи человек проявляет
себя, свои эмоции, свой способ мышления и
мировосприятия, раскрывает свой
внутренний мир.
Например, обидчивость рассказчика
передана обособленным обстоятельством
в предложении 34, а ряд однородных членов
(предложение 37), помогает понять, что
мальчик по-детски наивен, неопытен. В самом
деле, разве может восьмилетний ребёнок
выжить в лесу без взрослых?
Поэтому, чтобы понять, с каким человеком
имеешь дело, стоит внимательно
вслушаться в его речь.
Слайд 18
Список литературы
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. -
М., 1987.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под
ред.В.И. Максимова. - М., 2003
Каган М. С. Мир общения. М., 1988
Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976. 399 с.
Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.
Якубинский Л. П. Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986.
Слайд 19Творческого роста!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"