Слайд 1Лекция №1: Микроэкономика: предмет, методы и их применение.
План лекции:
Предмет экономической
теории. Микроэкономика. История развития экономической мысли.
Потребности, блага и ресурсы: понятие
и классификация.
Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.
Методология экономической науки.
Слайд 2
1. Предмет экономической теории. Микроэкономика. История развития экономической мысли.
Предмет исследования.
Как и любая наука, экономическая теория характеризуется:
Своим объектом изучения;
Рассмотрением
специфического содержания этого объекта (что и составляет ее предмет);
Методом исследования объекта и предмета (представлен в 4 вопросе этой темы).
Т.о., необходимо уточнить общетеоретическое понимание соотношения «объекта», «предмета» и «метода» и соответственно структуры «методологии науки». Как известно в гносеологическом плане разграничение объекта и предмета науки весьма относительно.
Слайд 3REM (примечание):
Гносеология (греч. gnosis – знание и logos –
учение) – это учение о познании; раздел философии, в котором
определяются возможности и границы познания мира (объекта), выявляются условия достоверности и критерии истинности человеческого знания как результата взаимодействия с онтологией (учением о бытии) и аксиологией (учением о ценностях). Предмет гносеологии – исследование путей, методов достижения достоверного знания.
Наряду с термином гносеология иногда употребляется равнозначный термин «эпистемология» (греч. episteme – знание, наука).
Слайд 4Экономическая теория (ЭТ) изучает «человека экономического» в отличие от других
аспектов его исследования иными общественными науками. Существенной чертой и важной
сферой реализации «человека экономического» является его экономическая деятельность или экономика.
Поэтому ОБЪЕКТОМ исследования ЭТ выступает экономика как целостная система, то есть экономика в широком смысле – сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для их жизнедеятельности благами.
В более узком смысле «экономика» означает хозяйство страны в целом или региона.
Слайд 5Предмет – это упорядоченный, идеализированный, выбранный субъектом познания объект –
материальный или идеальный (для разных наук). Разница лишь в том,
что объект существует вне и до его исследования и превращается в «объект-предмет» благодаря познавательной деятельности субъекта, т.е. в рамках соотношения «субъект-объект». При этом в объекте отбираются какие-то стороны, части, элементы.
Здесь формирующую роль играет общефилософский метод, мировоззренческая ориентированность исследования. Поэтому предмет «пребывает» в разных гносеологических и структурных состояниях: вначале – это сам объект (объективная реальность), затем – отражаемый объект со всеми ограничениями и словесными определениями, наконец, раздел этого объекта, выбираемый для непосредственного анализа.
Слайд 6В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия,
политическая экономия, экономикс.
«Экономия» (происходит от древнегреч. «ойкономия») – наука о
ведении домашнего хозяйства. В переводе с греч. «ойкос» – дом и «ном» – закон. Термин предложен Ксенофонтом в его работе «Домострой» (V-IV вв. до н.э.), встречается и у Аристотеля в книге «Политика» в рамках учения о справедливости (384-322 гг. до н.э. / IV вв. до н.э.), который разделил данную науку на собственно экономию (производство благ для удовлетворения потребностей людей + розничная торговля) и хрематистику (деятельность, направленная на накопление богатства, искусство наживы). Первый вид деятельности он считал справедливым, а второй – противоестественным.
Слайд 72. «Политическая экономия» (от греч. «politicos» - государственный, общественный, «oikonomia»)
– искусство государственного управления хозяйством. Термин введен Антуаном Монкретьеном де
Ваттевилем в 1615г. в работе «Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве». Он определил предмет новой науки как свод практических правил хозяйственной деятельности в рамках национального государства.
3. «Экономикс» - аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Появление этого термина связано с выходом в свет «Принципов экономики» основоположника неоклассического направления Альфреда Маршалла (1842-1924). Главный предмет анализа не теория стоимости, а теория цены.
Слайд 8
В качестве структуры предмета экономической теории выступают:
причинно-следственные связи, законы взаимодействия
элементов экономической системы в своем единстве (например, увеличение цены ведет
к падению спроса);
функциональные взаимосвязи в экономической деятельности (соотношение между трудом и капиталом обусловливает определенный выход продукции в соответствии с данной производственной функцией);
поведение людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг в условиях ограниченности ресурсов, которые могут иметь различные варианты использования.
Слайд 9Таким образом, предметом современной экономической теории является поведение экономических субъектов
в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, услуг
и информации в условиях ограниченности ресурсов, характеризующихся многовариантностью их использования. Им также охвачены и отношения непроизводственной сферы, рационального природопользования, связи общественной организации производства в рамках локальной, региональной, национальной экономики и мирохозяйственных связей.
Отсюда вытекает наиболее употребляемое определение экономической теории как науки, изучающей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление (Робинсон Дж. )
Слайд 10При изучении экономических процессов и явлений в экономической теории выделяют
микро- и макроуровни.
Микроэкономика анализирует экономическую деятельность таких субъектов, как домашние
хозяйства и фирмы, а также взаимодействие этих субъектов в процессе образования более крупных структур — рынков, отраслей.
Макроэкономика изучает функционирование экономики, хозяйства страны в целом или отдельных его секторов — государственного, частного, домохозяйств.
Кроме этого, в экономической теории различается позитивный и нормативный анализ (позитивная и нормативная экономическая теория).
Позитивная экономическая теория исследует взаимосвязи реальных экономических явлений («как они есть»). Например, рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений. Нормативная экономическая теория анализирует экономические процессы с точки зрения того, «как должно быть». Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Слайд 11История ЭТ как самостоятельной науки:
Развитие капитализма предопределило возникновение политической экономии
богатства. Предмет анализа - сфера обращения. Меркантилизм — первая школа политэкономии
(XVI— середина XVIII вв.), представители: в Англии - Антуан Монкретьен (1575 – 1621гг), Томас Мен (1571 – 1641 гг.), во Франции - Жан-Батист Кольбер (1619 – 1683 гг.). Мерк-зм исследует экономическое развитие (ЭР) стран эпохи первоначального накопления капитала.
Теория раннего (денежного) меркантилизма (Уильям Стаффорд, А. Монкретьен, Ж. Кольбер, Антонио Серра и Г. Скаруффи):
запрет вывоза денег за границу;
введение госуд. монополии на торговлю валютой;
создание «складочных» мест для торговли иностранными товарами;
все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.
Однако накопление богатства как самоцель привело к тому, что многие страны (Испания, Португалия и др.), караванами перевозившие через Атлантику латиноамериканское золото, оказались в глубоком экономическом застое, впоследствии названном «позолоченная бедность».
Слайд 12Теория позднего (мануфактурного) меркантилизма (со второй пол. 16 в. и
расцвет в 17 в.). Представители: Т. Мен, Джеймс Стюарт.
важнейшая задача - достижение активного торгового баланса;
поощрение промышленности, особенно мануфактурной;
государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров за счет:
А) вывоза только готовых изделий своей страны и запрета ввоза предметов роскоши.
Б) посреднической торговли, что позволяло вывозить деньги за границу, но при условии: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой.
государственная экономическая политика, была направлена на поощрение купцов становиться предпринимателями. В руки частных предпринимателей стали передаваться казенные заводы (в ЭТ это был первый прообраз приватизации).
Идеи меркантилизма стали теоретической основой протекционизма - госуд. политики, направленной на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, расширение рынков сбыта отечественных товаров.
Слайд 13Идеи меркантилизма в России реализовывали:
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680): активное
развитие свободной торговли через создание торговых компаний русскими купцами, формирование
основ таможенного протекционизма, принципов финансовой политики, попытка организации системы кредитования торговли (идея создания «земской избы», выполняющей функции своеобразного банка) и пр.
Юрий Крижанич (1617-1683): отстаивал идею провиденциализма (роли отдельных стран в развитии мировой цивилизации), согласно которой Россия может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации; необходимости усиления государственной власти; предотвращения вывоза промышленного сырья и пр.
Иван Тихонович Посошков (1652-1726): ставил задачей экономической политики достижение «всенародного обогащения»; в области развития промышленности предполагал: строительство заводов за счет средств казны с последующей передачей их в частные руки, развитие мелкой промышленности и ее регламентацию, введение цехового устройства, поощрение изобретательства, разведку недр и пр.
Слайд 144. Петр I - на практике воплощал экономическую политику позднего
меркантилизма, что проявилось в:
Создании крупной промышленности;
Присоединении балтийских портов;
Подъеме с/х производства;
Введении
привилегий для «указных» мануфактур (напр-р: монопольное право на данный вид производства);
Развитии компанейской формы предприятий и т.д.
5. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765): занимался вопросами обеспечения экономической независимости и политической самостоятельности России через всестороннее развитие отечественного производства, гл. образом промышленности, ограждаемой политикой таможенного протекционизма от иностр. конкур-ции. Основа развития внешней и внутренней торговли – отечественное производство. Но в отличие от меркантилистов отстаивал приоритетное развитие не экспортных отраслей обрабатывающей, а добывающей промышленности и металлургии с целью удовлетворения внутр. потребностей страны и пр.
6. Федор Степанович Салтыков, Артемий Петрович Волынский и др.
Слайд 152.Первая (французская) школа классической буржуазной политической экономии - школа физиократов
(дословно с греческого -власть природы) (Франсуа Кенэ – 1694 – 1774
гг., Анн Тюрго – 1727-1781гг.). Главный источник прироста богатства нации в земледелии, с/х производстве. Земледелие стало главным объектом экономической науки.
3. Классическая политическая экономия:
Адам Смит (1723-1790 гг.). Объект экономического анализа - сфера промышленного производства как источник богатства капиталистической экономики, управляемой «невидимой рукой» рынка.
Давид Рикардо (1772-1823гг.). Объект экономического анализа - сфера распределения, хотя он и пытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости.
В работах А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и Д.Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения», считающихся создателями теории и политики фритредерства (от англ. free trade – свобода торговли), обоснована роль труда как созидателя богатства, исследованы его характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.), выработаны основные понятия экономической науки - стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и др.
Слайд 164. Марксистская политэкономия (МПЭ) - основывается на трудовой теории стоимости
и теории прибавочной стоимости. Анализ системы категорий и законов капиталистического
способа производства с позиций политической экономии труда осуществлен Карлом Марксом (1818-1883гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895гг.). Развитие ортодоксальной МПЭ -Владимир Ильич Ленин (1870-1924 гг.).
5. Неоклассическая школа экономической теории (вторая пол. XIX в.). Основоположник А. Маршалл. Качественный анализ экономических процессов и явлений дополняется количественным, основой является маржинализм - учение о предельной полезности как фундамент микроэкономики. Это направление развивалось в рамках австрийской школы (Карл Менгер -1840-1921гг., Эйген Бем-Баверк -1851-1914гг.), лозаннской (Леон Вальрас -1834-1910гг.), американской (Джон Бейтс Кларк -1847-1938гг.).
6. Институционализм (20-30-х гг. XX в.). Представители: Торстейн Веблен (1857-1929гг.), Джон Коммонс (1862-1945гг., Уэсли Митчелл (1874-1948гг.). Проводили междисциплинарный анализ далекой от маржиналистских предпосылок реальной экономики. Главная движущая сила общественного развития и предмет ЭТ не рынок, а разнообразные институты – правила и нормы, ограничивающие поведение людей: семью, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки.
Слайд 177. Кейнсианство. В 1936 г. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946гг.) опубликовал
«Общую теорию занятости, процента и денег», где в целях решения
проблемы безработицы и кризисов обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики, заложил основы макроэкономики. Он считал, что рынок не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.
8. Неокейнсианцы - Рой Харрод (1900-1978гг.), Евсей Домар, Элвин Хансен (1887-1975гг.) считали необходимым органическое соединение методов рыночного и государственного регулирования.
9.Монетаризм (Милтон Фридман, 1912г.), ограничивший государственное вмешательство в хозяйственную жизнь только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.
Слайд 18
10. Неоинституционалисты (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Клод Менар) - считали,
что в экономике надо учитывать наличие институтов — государства, корпораций, профсоюзов,
традиций, законов.
11. Наконец, изменение вектора развития производительных сил в направлении их индивидуализации обусловило возрождение методологии рыночного либерализма в работах Джефри Сакса, Фридриха Хайека (1899-1984гг.).
Слайд 19
2. Потребности, блага и ресурсы: понятие и классификация.
Потребность - это
объективная нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Потребности
человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию отражает закон возвышения потребностей.
Общая классификация потребностей:
- по назначению: личностные и производственные,
- по сфере формирования: материальные, социальные, духовные,
- по уровню осознания потребителем: осознанные и неосознанные,
- по принципу рациональности: рациональные, иррациональные;
- по необходимости: подлинные и мнимые,
-по уровню потребления: индивидуальные, коллективные, групповые, общественные.
Типология потребностей по А. Маршаллу:
потребности в товарах для потребителей (потребительские потребности),
потребности в товарах для производителей (производственные или промежуточные потребности), которые нацелены на косвенное удовлетворение потребностей, обеспечивая производство потребительских товаров.
Слайд 20Классификация потребностей Абрахама Маслоу (потребности классифицируются по степени значимости для
потребителя):
Потребности в самореализации
(развитии своих возможностей, способностей и их использовании)
Потребности
в уважении
(со стороны других людей и в самоуважении)
Социальные потребности
(в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы)
Потребности в безопасности
(защите от преступников и внешних врагов, от нищеты, в помощи при болезнях)
Физиологические потребности
( в еде, питье, одежде, жилье, воспроизведении рода)
Принцип действия пирамиды: до тех пор пока не удовлетворятся потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Слайд 21Потребности развивают производство. В результате экономической деятельности производятся блага, для
создания которых используются ресурсы.
Благо — это все то, что человек
использует для удовлетворения своих потребностей.
Свободные (неэкономические) блага — это блага, которые доступны любому потребителю и не требуют отказа от других благ, т.е. могут потребляться в неограниченном количестве. Например, воздух, солнечный свет, вода на берегу океана. Свободные блага называются еще неэкономическими благами, поскольку к их созданию не приложен человеческий труд.
Экономические блага — это блага, потребление которых требует отказа от некоторого количества других благ и поэтому они не могут потребляться в неограниченном количестве.
Во-первых, это редкие блага, например, бриллианты, которые могут быть использованы как украшения или пойти на производство абразивных инструментов.
Во-вторых, это блага, для производства которых требуются ограниченные ресурсы.
Слайд 22Классификация экономических благ :
долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
недолговременные
блага разового потребления (продукты питания);
взаимозаменяемые блага;
взаимодополняемые блага;
настоящие;
будущие;
прямые (потребительские);
косвенные (производственные).
Ресурс -это
все то, что может быть использовано в процессе производства.
Слайд 23Экономические ресурсы - это совокупность всех природных, социальных и духовных
средств, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг
и иных ценностей.
Экономические ресурсы принято делить на четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы, которые классифицируются на исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые;
2) материальные - созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте, экономически активное, включая занятых и безработных;
4) финансовые - денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства.
Слайд 24Структурирование воспроизводственных ресурсов в зависимости от отраслевого, пофазового, сетевого и
др. критериев позволяет классифицировать их на следующие типы:
ресурсы секторов
экономики;
ресурсы отраслей экономики;
ресурсы стадий воспроизводства;
ресурсы глобальных, межотраслевых корпораций;
ресурсы «сетевой экономики».
Рисунок – Поэлементная структура воспроизводственных ресурсов
Слайд 253. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.
В кругообороте участвуют три
субъекта экономики: домашнее хозяйство, фирмы и государство. Они тесно взаимодействуют
между собой на рынках товаров и услуг, ресурсов и других рынках.
Рисунок начертить самостоятельно (см. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М. 2008)
Данная схема также иллюстрирует взаимосвязь, осуществляемую между частным сектором экономики и государственным. К частному сектору относятся фирмы и домохозяйства, а к государственному – государство и его институты.
Слайд 264. Методология экономической науки.
Метод экономической теории - это путь, средство,
способ познания ее предмета. Уровень развития метода характеризует развитость науки.
Метод исследования формируется на базе определенной методологии.
Методология - это наука о принципах построения, формах и способах научного познания или, точнее, - совокупность правил научного мышления, приемов и средств отражения закономерностей объективного мира.
Предмет экономической теории определяет структуру ее метода.
Рисунок 1. Методы экономического анализа
Слайд 27При исследовании экономики используются:
- формальная логика с ее категориями (понятие-суждение-умозаключение),
методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза) и законами
(тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания);
- диалектика с ее принципами (взаимосвязи и развития), категориями (единичное и общее, часть и целое, причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность), и законами (взаимопереход количества и качества, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания).
Индукция – это логическое умозаключение от частных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям, т. е. выведение принципов из фактов.
Дедукция - это логическое умозаключение от общего к частному определению.
В исследовании экономики используются также общенаучные методы (математический, статистический анализ и др.), а также метод абстракции, историко-генетический подход, субъектно-объектный и сравнительный анализ, экономический эксперимент. Научно обоснованные эксперименты дают возможность выбрать оптимальные экономические решения.
Слайд 28Метод научной абстракции очищает объект исследования от случайного, временного и
выявляет постоянные, типичные, характерные черты.
Метод абстракции формирует научные категории,
выражающие существенные стороны исследуемого объекта, на основе которых создаются экономические модели.
Совокупность методов той или иной науки образует ее методологию.