Слайд 1ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
Участие в санитарно-просветительной работе среди населения
Подготовила преподаватель
Резаева И.П.
ГБПОУ СПО Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной
Слайд 2
Санитарное просвещение – это специальная область медицинской науки и
здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения людей – индивидуума,
коллектива, общества, направленных на обеспечение здоровья.
Гигиеническое воспитание – это комплексная просветительная, обучающая и собственно воспитательная деятельность, направленная на формирование гигиенической культуры индивидуумов, социальных групп и общества в целом.
Слайд 3
В задачи санитарного просвещения и гигиенического воспитания входит убедить человека
в необходимости:
- Принимать решения, направленные на
улучшение индивидуального и коллективного
здоровья и условий окружающей среды;
- Научиться здоровому образу жизни;
- Использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.
Содержание ГВ составляют вопросы, касающиеся различных аспектов, способствующих здоровью, стилей жизни, профилактики заболеваний и травм, оказания первой помощи и др.
Слайд 4Принципы гигиенического воспитания
Принцип актуальности
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип положительного ориентирования
Принцип единства теории
и практики
Принцип единства обучения и воспитания
Принцип индивидуального подхода
Принцип иллюстративности
Принцип последовательности
Принцип
системности
Слайд 5Средства гигиенического воспитания -
это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные
на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления,
имеющие отношение к гигиенической тематике.
Слайд 6
Речевые средства:
Устные речевые средства:
- лекция – выступление лектора с
законченным изложением темы;
- беседа – сообщение информации с ответом на
вопросы;
- выступление по радио или телевидению – сообщение населению информации.
Слайд 7
Письменные речевые средства:
– лозунг:
Слайд 15- автоматический справочный информатор –
Слайд 16- электронный информатор «бегущая строка»:
Минздрав предупреждает...
Слайд 17Изобразительные средства:
- плакат
Слайд 22Предметные средства;
Искусственные средства:
Слайд 23Технические средства:
Информации (звуковые);
Контроля;
Программированного обучения,
Видеофильмы,
Использование сети Интернет.
Слайд 24Формы гигиенического воспитания – это способы применения отдельного средства или
совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания.
Слайд 25Содержание гигиенического воспитания – это совокупность медицинских знаний, предназначенных для
усвоения и практического применения индивидом, группой лиц, населения.
Это вопросы:
Питания
Ухода
за телом
Поддержание гигиенических условий труда, быта, отдыха
Двигательной активности
Закаливания
Режима дня
Сексуальной культуры
Психологического здоровья
Экологической культуры
Слайд 26Злоупотребления алкоголем
Самолечения
Употребления наркотиков
Вреда курения
Профилактике заболеваний
Профилактике травматизма
Оказания медицинской помощи
Ухода за больными
Участия
в поддержании здоровья населения
Слайд 27ФОРМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -
это способы применения отдельного средства или совокупности
средств в определённой последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания
Слайд 28Индивидуальные формы:
Индивидуальная беседа
Индивидуальное консультирование;
Индивидуальный инструктаж;
Индивидуальное телефонное консультирование (телефон доверия);
Личная корреспонденция.
Слайд 29Групповые формы:
Групповая беседа
Беседа за круглым столом
Дискуссия
Клубы здоровья
Игра
Практическое занятие.
Слайд 31Санитарное просвещение в деятельности ЛПУ
Представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных
мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных
с деятельностью ЛПУ.
Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач ЛПУ, который обеспечивает активную работу как в стенах ЛПУ, так и на обслуживаемой территории.
Слайд 33Санитарное просвещение в поликлинике
2 основных аспекта СПР в
амбулаторно-поликлинических учреждениях:
Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы
Цель
– сохранение и укрепление здоровья, ранее выявление факторов риска и профилактика заболеваний
Методики:
Индивидуальные беседы,
Настенная печать
Раздача тематических памяток, брошюр
Слайд 34Санитарное просвещение в поликлинике
Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамичного
наблюдения за ними
Цель – выработать навыки адекватного правильного гигиенического поведения,
способствующего скорейшему выздоровлению и облегчению течения заболевания
Методики:
Индивидуальные беседы
Групповые беседы (дискуссии)
Заочное обучение (книжка диспансеризуемого) с памяткой вкладышем
Слайд 35Санитарное просвещение в стационаре
Цель – повысить эффективность лечебных и профилактических
мероприятий привитием пациенту необходимых гигиенических навыков.
Методики:
альбомы,
буклеты,
брошюры,
картотеки
Слайд 36Санитарное просвещение на обслуживаемой территории
Цель – выработать у населения обслуживаемой
территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в
них участвовать.
Методики:
Средства массовой информации
Лекции
Народные университеты здоровья
Профилактические приемы
Слайд 37Требования к санитарному бюллетеню
Санитарный бюллетень - это форма стенной печати.
Он может быть посвящен только медицинской теме. Санитарный бюллетень -
несистематическое, непериодическое издание, он может быть оригинальный или типовой, разработанный по образцу. Санбюллетень может быть рисованным или апплицированным.
Размер санбюллетеня, как правило, 60-90 см, расположение - горизонтальное. Санбюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем текстовая часть преобладает. Среди разнообразных средств санитарного просвещения широкое распространение получили санитарно - просветительные бюллетени
Слайд 38Требования к названию. Название должно быть броским, ярким и не
запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким, написанным шрифтом
без наклона. Слово "санбюллетень" в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные.
Требования к тексту. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть.
Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию.
Требования к оформлению. Должны быть выделены абзацы. Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. должны использоваться как можно меньше. Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.
Слайд 39Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не
должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места,
иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких
Слайд 40Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте, так,
чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции - не
более двух недель. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше, чем через два-три месяца или накануне подъема сезонной заболеваемости. Правильно разработанный и оформленный санбюллетень - источник медицинских и гигиенических знаний.