Разделы презентаций


Лекция. Основы местного самоуправления в РФ

Содержание

Местное самоуправление - этосистема организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории;децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция. Основы местного самоуправления в РФ
Воробьева И.В.

Лекция. Основы местного самоуправления в РФВоробьева И.В.

Слайд 2Местное самоуправление - это
система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное

решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из

интересов всех жителей данной территории;
децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Местное самоуправление - этосистема организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной

Слайд 3Местное самоуправление в России
это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов

местного значения через органы местного самоуправления;
На данном этапе в РФ

одним из главных приоритетных направлений развития местного самоуправления считается: ориентирование на формирование бюджетной системы доходов, которые могли бы обеспечивать органы местного самоуправления возможностью реализовывать свои прямые функции и полномочия.
Местное самоуправление в Россииэто самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения через органы местного самоуправления;На данном

Слайд 4Правовая база
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ

I «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(с изм. и доп.от 03 июня 2006 г.);
3. Закон РФ от 06.07.1991 г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 апреля 2006 г.);
4. Иные федеральные законы и нормативно-правовые акты непосредственно субъектов РФ.
Правовая база1. Конституция РФ;2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ I «Об общих принципах организации местного самоуправления

Слайд 5Принципы (Конституция РФ)
1) местное самоуправление может осуществляться гражданами или выборными

органами;
2) границы территорий муниципальных образований изменяются по согласованию с населением

данного образования;
3) местное самоуправление является самостоятельным в пределах принимаемых решений;
4) население определяет структуру избираемых им органов власти местного самоуправления;
5) население владеет, пользуется, распоряжается собственностью муниципального образования в соответствии с законодательством (средствами местного бюджета, имуществом органов местного самоуправления, муниципальными землями и природными ресурсами, муниципальным жилищным фондом и др.).
Принципы (Конституция РФ)1) местное самоуправление может осуществляться гражданами или выборными органами;2) границы территорий муниципальных образований изменяются по

Слайд 6Полномочия органов местного самоуправления
формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования

в соответствии с действующим законодательством РФ;
владение, использование и управление муниципальной

собственностью;
установление штрафов и организация сбора налогов на территории, подведомственной органам местного самоуправления (земельного налога, налога на рекламу и др.);
иные вопросы местного значения.
Полномочия органов местного самоуправленияформирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в соответствии с действующим законодательством РФ;владение, использование

Слайд 7Гарантии местного самоуправления
1) компенсация дополнительных расходов, понесенных органами местного самоуправления

при реализации своих полномочий на территории муниципального образования;
2) право на

защиту судебными органами.
Гарантии местного самоуправления1) компенсация дополнительных расходов, понесенных органами местного самоуправления при реализации своих полномочий на территории муниципального

Слайд 8Финансово-экономическая основа
1) муниципальная собственность;
2) другая собственность, предназначенная удовлетворять потребности населения;
3)

имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное муниципальным органам власти

на праве оперативного управления
Финансово-экономическая основа1) муниципальная собственность;2) другая собственность, предназначенная удовлетворять потребности населения;3) имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное

Слайд 9Роль местного самоуправления
органы самоуправления являются основным, первостепенным звеном, связующим население

государства с высшими уровнями государственной власти;
с помощью местного самоуправления реализуются

прямые права населения на самостоятельное управление местными делами на местах;
население в лице органов местного самоуправления берет на себя в полном объеме ответственность за принятые ими решения в соответствии с местными традициями, историческими устоями конкретного населенного пункта.
Роль местного самоуправленияорганы самоуправления являются основным, первостепенным звеном, связующим население государства с высшими уровнями государственной власти;с помощью

Слайд 10Методы самоуправления
1) путем общего схода граждан или организацией общих собраний

населения, референдумов или прямых выборов, при этом используя право голоса;
2)

путем избрания из общего числа населения в выборные органы местного самоуправления (домовые комитеты, советы микрорайонов).
Методы самоуправления1) путем общего схода граждан или организацией общих собраний населения, референдумов или прямых выборов, при этом

Слайд 11Принципы формирования
право самостоятельного принятия решений в пределах полномочий местных органов

власти;
разграничение полномочий местных органов самоуправления в системе государственного управления;
допустимость использования

разных форм и методов выражения права голоса в процессе местного самоуправления;
соответствие полномочий органов местного самоуправления и существующей ресурсной базы.
Принципы формированияправо самостоятельного принятия решений в пределах полномочий местных органов власти;разграничение полномочий местных органов самоуправления в системе

Слайд 12История: этапы развития местного самоуправления в России
1 этап: Местное самоуправление

Древней Руси.
Догосударственные формы развития самоуправления - зарождении общинного местного

самоуправления.
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве.
Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
История: этапы развития местного самоуправления в России1 этап: Местное самоуправление Древней Руси. Догосударственные формы развития самоуправления -

Слайд 13История: этапы развития местного самоуправления в России
2 этап: Местное самоуправление

в 988–1764 гг.
Данный период начинается с принятия христианства на

Руси и продолжается до конца XVIII в.
В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами.
Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
История: этапы развития местного самоуправления в России2 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг. Данный период начинается с

Слайд 142 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг.
В древнерусском государстве

местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность,

осуществление на уровне старших городов и местных Вече.
С приходом татаро-монгол вечевая власть была существенно подорвана на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия – крестьянская община и казачье самоуправление.
Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.
2 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую

Слайд 152 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг.
XVII век положил начало

бюрократизации местного самоуправления.
Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские

учреждения и воеводская система управления.
Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.
2 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг.XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления.Существовали две формы местного самоуправления:

Слайд 163 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.
Существенный толчок в его

развитии дали земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы

Александра II, преследовавшие цели децентрализации.
Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной правительственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов.
Необходимость перехода на местное самоуправление возникла с отменой крепостного права в России.
3 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.Существенный толчок в его развитии дали земская (1864 г.) и городская

Слайд 173 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.
При Александре III были

пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.), и Городовое

положение (1892 г.), в результате чего заметно усилился контроль за местными органами самоуправления со стороны правительственных чиновников не только с точки зрения законности их деятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Эта система местного самоуправления практически оставалась неизменной вплоть до октября 1917 года.
3 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890

Слайд 184 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
Новая модель местного

самоуправления – советская.
В основу организации власти на местах был

заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного, государственного аппарата управления.
Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.
4 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.Новая модель местного самоуправления – советская. В основу организации власти

Слайд 194 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
К началу 30-х

годов становится ясно, что местная власть не соответствует центральной системе

власти, а также восстановленной государственной собственности, и поэтому в 1933 году принимается новое положение «О горсовете».
В нем городские Советы приобретают роль органа пролетарской диктатуры с проведением политики центра на местах.
В этот период также происходит усиление общественных форм самоуправления домкомов, уличкомов и др.
4 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.К началу 30-х годов становится ясно, что местная власть не

Слайд 204 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
В 80-х гг.

решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало

принятие 9 апреля 1990 года закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Впервые этот Закон ввел понятие «коммунальная собственность», отнеся к ней «имущество, передаваемое безвозмездно субъектами СССР союзным и автономным республикам, иным субъектам, а также имущество, создаваемое или приобретенное местным Советом за счет принадлежащих ему средств».
4 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.В 80-х гг. решающим, с точки зрения процесса реформирования местных

Слайд 215 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
6 июля

1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в

РСФСР».
С принятием этого Закона в России начался процесс реформирования местных органов власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть стала также иметь более широкие полномочия.
5 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О

Слайд 225 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
В соответствии

с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления различается, учитывая местные

особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
Это связано с многовариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
5 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годовВ соответствии с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления

Слайд 235 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
Организационные формы

местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех

элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица. Данные организационные формы отличаются:
Способами вступления в должность высшего должностного лица;
Распределением полномочий между различными органами местного самоуправления;
Порядком осуществления взаимодействий между органами местного самоуправления.

5 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годовОрганизационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких

Слайд 24Европейские модели развития самоуправления

Европейские модели развития самоуправления

Слайд 25Англосаксонская модель
отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня);
высокая степень

автономии, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на

местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
Англосаксонская модельотсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня);высокая степень автономии, выборность, контроль прежде всего со стороны

Слайд 26Англосаксонская модель
Основной принцип - «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий».
Выборные

органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного

прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства.

Англосаксонская модельОсновной принцип - «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий».Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая,

Слайд 27Англосаксонская модель
Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в

форме судебного контроля.
Средство влияния – государственные дотации.
Англосаксонская модель

распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.
Англосаксонская модельГосударственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния – государственные

Слайд 28Континентальная модель
сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти

местного уровня), выборности и назначаемости;
определенная иерархия системы управления, в которой

местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
ограниченная автономия местного самоуправления;
наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
Континентальная модельсочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости;определенная иерархия системы

Слайд 29Континентальная модель
Варианты:
«сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных

полномочий (французская);
«сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и коллегиально осуществляющий исполнительную

власть (северогерманская);
Континентальная модельВарианты:«сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных полномочий (французская);«сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и

Слайд 30Континентальная модель
«сильный директор» – глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом

при том, что бургомистр несет в основном представительские функции (англосаксонская);
«сильный

совет», являющийся высшим органом власти общины, бургомистр является председателем совета и одновременно главой исполнительной власти.

Континентальная модель«сильный директор» – глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом при том, что бургомистр несет в основном

Слайд 31Континентальная модель
Кроме того, в Европе сформировалась модель, присущая скандинавским странам.

Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного самоуправления, страны Южной

Европы – низкой.
Эта модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.
Континентальная модельКроме того, в Европе сформировалась модель, присущая скандинавским странам. Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика