Слайд 1Лекция. Основы местного самоуправления в РФ
Воробьева И.В.
Слайд 2Местное самоуправление - это
система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из
интересов всех жителей данной территории;
децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Слайд 3Местное самоуправление в России
это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов
местного значения через органы местного самоуправления;
На данном этапе в РФ
одним из главных приоритетных направлений развития местного самоуправления считается: ориентирование на формирование бюджетной системы доходов, которые могли бы обеспечивать органы местного самоуправления возможностью реализовывать свои прямые функции и полномочия.
Слайд 4Правовая база
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ
I «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(с изм. и доп.от 03 июня 2006 г.);
3. Закон РФ от 06.07.1991 г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 апреля 2006 г.);
4. Иные федеральные законы и нормативно-правовые акты непосредственно субъектов РФ.
Слайд 5Принципы (Конституция РФ)
1) местное самоуправление может осуществляться гражданами или выборными
органами;
2) границы территорий муниципальных образований изменяются по согласованию с населением
данного образования;
3) местное самоуправление является самостоятельным в пределах принимаемых решений;
4) население определяет структуру избираемых им органов власти местного самоуправления;
5) население владеет, пользуется, распоряжается собственностью муниципального образования в соответствии с законодательством (средствами местного бюджета, имуществом органов местного самоуправления, муниципальными землями и природными ресурсами, муниципальным жилищным фондом и др.).
Слайд 6Полномочия органов местного самоуправления
формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования
в соответствии с действующим законодательством РФ;
владение, использование и управление муниципальной
собственностью;
установление штрафов и организация сбора налогов на территории, подведомственной органам местного самоуправления (земельного налога, налога на рекламу и др.);
иные вопросы местного значения.
Слайд 7Гарантии местного самоуправления
1) компенсация дополнительных расходов, понесенных органами местного самоуправления
при реализации своих полномочий на территории муниципального образования;
2) право на
защиту судебными органами.
Слайд 8Финансово-экономическая основа
1) муниципальная собственность;
2) другая собственность, предназначенная удовлетворять потребности населения;
3)
имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное муниципальным органам власти
на праве оперативного управления
Слайд 9Роль местного самоуправления
органы самоуправления являются основным, первостепенным звеном, связующим население
государства с высшими уровнями государственной власти;
с помощью местного самоуправления реализуются
прямые права населения на самостоятельное управление местными делами на местах;
население в лице органов местного самоуправления берет на себя в полном объеме ответственность за принятые ими решения в соответствии с местными традициями, историческими устоями конкретного населенного пункта.
Слайд 10Методы самоуправления
1) путем общего схода граждан или организацией общих собраний
населения, референдумов или прямых выборов, при этом используя право голоса;
2)
путем избрания из общего числа населения в выборные органы местного самоуправления (домовые комитеты, советы микрорайонов).
Слайд 11Принципы формирования
право самостоятельного принятия решений в пределах полномочий местных органов
власти;
разграничение полномочий местных органов самоуправления в системе государственного управления;
допустимость использования
разных форм и методов выражения права голоса в процессе местного самоуправления;
соответствие полномочий органов местного самоуправления и существующей ресурсной базы.
Слайд 12История: этапы развития местного самоуправления в России
1 этап: Местное самоуправление
Древней Руси.
Догосударственные формы развития самоуправления - зарождении общинного местного
самоуправления.
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве.
Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
Слайд 13История: этапы развития местного самоуправления в России
2 этап: Местное самоуправление
в 988–1764 гг.
Данный период начинается с принятия христианства на
Руси и продолжается до конца XVIII в.
В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами.
Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
Слайд 142 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг.
В древнерусском государстве
местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность,
осуществление на уровне старших городов и местных Вече.
С приходом татаро-монгол вечевая власть была существенно подорвана на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия – крестьянская община и казачье самоуправление.
Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.
Слайд 152 этап: Местное самоуправление в 988–1764 гг.
XVII век положил начало
бюрократизации местного самоуправления.
Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские
учреждения и воеводская система управления.
Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.
Слайд 163 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.
Существенный толчок в его
развитии дали земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы
Александра II, преследовавшие цели децентрализации.
Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной правительственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов.
Необходимость перехода на местное самоуправление возникла с отменой крепостного права в России.
Слайд 173 этап: Местное самоуправление в 1764–1917 гг.
При Александре III были
пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.), и Городовое
положение (1892 г.), в результате чего заметно усилился контроль за местными органами самоуправления со стороны правительственных чиновников не только с точки зрения законности их деятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Эта система местного самоуправления практически оставалась неизменной вплоть до октября 1917 года.
Слайд 184 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
Новая модель местного
самоуправления – советская.
В основу организации власти на местах был
заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного, государственного аппарата управления.
Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.
Слайд 194 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
К началу 30-х
годов становится ясно, что местная власть не соответствует центральной системе
власти, а также восстановленной государственной собственности, и поэтому в 1933 году принимается новое положение «О горсовете».
В нем городские Советы приобретают роль органа пролетарской диктатуры с проведением политики центра на местах.
В этот период также происходит усиление общественных форм самоуправления домкомов, уличкомов и др.
Слайд 204 этап: Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
В 80-х гг.
решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало
принятие 9 апреля 1990 года закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Впервые этот Закон ввел понятие «коммунальная собственность», отнеся к ней «имущество, передаваемое безвозмездно субъектами СССР союзным и автономным республикам, иным субъектам, а также имущество, создаваемое или приобретенное местным Советом за счет принадлежащих ему средств».
Слайд 215 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
6 июля
1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в
РСФСР».
С принятием этого Закона в России начался процесс реформирования местных органов власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть стала также иметь более широкие полномочия.
Слайд 225 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
В соответствии
с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления различается, учитывая местные
особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
Это связано с многовариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
Слайд 235 этап: Реформы местного управления с начала 90-х годов
Организационные формы
местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех
элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица. Данные организационные формы отличаются:
Способами вступления в должность высшего должностного лица;
Распределением полномочий между различными органами местного самоуправления;
Порядком осуществления взаимодействий между органами местного самоуправления.
Слайд 24Европейские модели развития самоуправления
Слайд 25Англосаксонская модель
отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня);
высокая степень
автономии, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на
местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
Слайд 26Англосаксонская модель
Основной принцип - «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий».
Выборные
органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного
прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства.
Слайд 27Англосаксонская модель
Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в
форме судебного контроля.
Средство влияния – государственные дотации.
Англосаксонская модель
распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.
Слайд 28Континентальная модель
сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти
местного уровня), выборности и назначаемости;
определенная иерархия системы управления, в которой
местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
ограниченная автономия местного самоуправления;
наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
Слайд 29Континентальная модель
Варианты:
«сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных
полномочий (французская);
«сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и коллегиально осуществляющий исполнительную
власть (северогерманская);
Слайд 30Континентальная модель
«сильный директор» – глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом
при том, что бургомистр несет в основном представительские функции (англосаксонская);
«сильный
совет», являющийся высшим органом власти общины, бургомистр является председателем совета и одновременно главой исполнительной власти.
Слайд 31Континентальная модель
Кроме того, в Европе сформировалась модель, присущая скандинавским странам.
Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного самоуправления, страны Южной
Европы – низкой.
Эта модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.