Слайд 1Лекция. Видные теоретики и практики дошкольного образования
Швейцарский педагог Г.
ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.)
- Идея элементарного обучения;
Нравственное воспитание, формирование любви к
матери….
В умственном воспитание развитие мышления
Английский философ Р.ОУЭН (1771- 1858)
Много внимания уделялось физическому воспитанию, режиму дня
-развитие “духа общественности”
- значение детской деятельности, основным видом которой считал игры
Немецкий педагог Ф.ФРЕБЕЛЬ (1782-1852 )
создал пособие "Дары Фребеля", которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.)
осуществил подготовку “детских садовниц — воспитательниц
Слайд 2
Основоположники российской дошкольной педагогики
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 - 1870 г.г.) - Создал
оригинальную теорию детской игры. Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного
воспитания дошкольников.
-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;
-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей….
А.С.СИМОНОВИЧ (1840 - 1933 г.г.) - выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений.
Е.Н.ВОДОВОЗОВА (1844 - 1923 г.г.) - первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего.
П.Ф.ЛЕСГАФТ (1837 - 1909 г.г.) - доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.
Слайд 3Е.И. Тихеева и А.П. Усова
Е.И.Тихеева (1867-1943). Вклад в развитие сенсорного
воспитания. Создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов
чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.). Разрабатывала методику развития детской речи:
- развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
- накопление содержания речи;
- работа над формой речи, ее структурой.
А.П. Усова (1898-1965) сделала важный шаг вперед разработке основных положений дошкольной дидактики, разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста, положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники:
- элементарные знания – приобретаются стихийно;
более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.
Слайд 4Программные документы в истории дошкольного образования
"Инструкция по ведению очага и
детского сада" (1919 г.).
В 1921 г. выходит "Инструкция по
ведению детского сада".
"Программе навыков" (1928 г.)
Первый проект программы работы ДУ был издан в 1932 г.
Программно-методические указания "Руководство для воспитателя детского сада" (1938 г.)
В декабре1944г. был принят новый «Устав детского сада»
"Руководство для воспитателя детского сада" (1953 г.)
"Программа воспитания в детском саду" _(1962г.)
В 1969г. вышла в свет усовершенствованная "Программа воспитания в детском саду"
Слайд 5Лекция. Педагогический процесс в ДОО
Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное
взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о
растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.
Структура педагогического процесса образуется подсистемами – образовательный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Слайд 6Педагогический процесс в ДОО
Отличительные особенности процессов обучения и воспитания проявляются
при выборе форм и методов достижения цели.
В обучении используются преимущественно
регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
Три этапа педагогического процесса: подготовительный (разработка плана), основной, заключительный (анализ результатов).
Слайд 7Принципы построения педагогического процесса
учет возрастных возможностей детей, опора на интересы
ребенка;
решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
учет положения о ведущей
деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
создание развивающей среды.
Слайд 8Образовательная программа
Образовательные стандарты
Примерная образовательная программа ДО
Вариативные примерные образовательные программы (обязательная
часть – 60%)
Программа образовательной организации: три раздела: целевой, содержательный, организационный
Парциальные
образовательные программы
Программы коррекционной работы
Слайд 9Лекция. Развивающая предметно-пространственная среда
В отечественной педагогике и психологии термин «среда»
появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика
среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).
Объект воздействия педагога не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности
Слайд 10Свойства развивающей образовательной среды
гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому
перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
непрерывность,
выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Слайд 11Развивающая предметно-пространственная среда
Содержательно-насыщенная. Оснащенность средствами обучения и воспитания (техническим, игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем).
Трансформируемость. Возможность изменения в зависимости от
ситуации.
Полифункциональность материалов. Возможность разнообразия использования предметной среды, детской мебели, матов…..
Вариативность. Наличие пространств для игры, конструирования, уединения…Сменяемость игрового материала…
Доступность среды. Свобода доступа к играм, игрушкам, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность. Соответствие требованиям безопасности
Слайд 12Принципы формирования среды ДО
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Личностно-ориентированная позиция
педагога — партнерская, общение «глаза в глаза». (разновысокая мебель, высота
которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель»).
Принцип активности. Есть возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых, благодаря наличию — легких геометрических модулей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства. Стена для рисования, коврики со съемными изображениями…
Принцип стабильности. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды ….
Слайд 13Принципы формирования среды ДО
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность,
давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. (Уголки уединения, свое личное пространство)
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Для постижение детьми категории «эстетичности», языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами .
Принцип открытости — закрытости. Открытость – природе, культуре, обществу. Открытость своего «Я»
Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.