Слайд 1Лекция. Введение в теорию физической культуры
Вопросы:
1. Основные понятия теории и
                                                            
                                    методики физической культуры.
2. Методы исследования в теории и методике физической
                                    культуры.
3. Структура физической культуры.
4. Функции физической культуры.
Литература: 
Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2.  Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Академия, 2003. - 480 с.:
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
1. Основные понятия теории и методики физической культуры 
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
                                                            
                                    - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и
                                    результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей
Структура физической культуры: 
-неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО), 
-физическая рекреация, 
- спорт, 
- двигательная реабилитация, 
- адаптивная физическая культура.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО)
НФО – процесс самодеятельного формирования нового,
                                                            
                                    
более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных
                                    человеком при рождении, от природы, а также двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Образование в сфере физической культуры
1. Общее «двигательное образование», или базовое
                                                            
                                    
физкультурное образование
формирование и развитие 
двигательных навыков и физических 
качеств на
                                    оптимальном для 
жизнедеятельности человека уровне. 
-освоение минимума знаний, 
достаточного для повседневной жизни, 
для укрепления здоровья, развития его 
физических способностей. 
(базовыми двигательными навыками 
являются ходьба, бег, прыжки, 
метания, плавание; физические 
способности - сила, выносливость, 
быстрота, ловкость и гибкость).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Образование в сфере физической культуры
2. Профессионально-прикладное физкультурное образование
формирование и совершенствование
                                                            
                                    
специфических профессиональных двигательных навыков; 
использование средств и методов укрепления здоровья,
                                    противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Образование в сфере физической культуры
3. Образование с целью овладения знаниями
                                                            
                                    
для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека 
- наиболее
                                    сложный аспект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладение знаниями, но и на решение «сверхзадач» в двигательной деятельности человека, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных навыков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Средства реализации в физкультурном образовании
Едиными средствами для реализации
всех образовательных программ
                                                            
                                    
в 
сфере физической культуры 
являются:
- физические упражнения, 
- естественные силы
                                    природы, 
- содержание и режим питания, труда и отдыха, 
- информационное обеспечение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8СПОРТ - вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка
                                                            
                                    
к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на
                                    достижение наивысших результатов.
Специфические признаки спорта как вида физической культуры: 
-состязательность, 
-специализация, 
-направленность на наивысшие достижения, 
-зрелищность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физической культуры: использование физических упражнений, а
                                                            
                                    
также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей,
                                    получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ 
- вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических
                                                            
                                    
упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных
                                    способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Основные понятия теории и методики физической культуры
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - вид
                                                            
                                    
физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в
                                    интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Теория и методика физической культуры как наука и как учебная
                                                            
                                    
дисциплина
ТиМФК - научная дисциплина, представляющая собой систему научных знаний о
                                    сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей.
ТиМФК - педагогическая наука, связанная с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества. 
Физическая культура рассматривается как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132. Методы исследования в теории и методике физической культуры
Организация научного
                                                            
                                    
исследования:
выбор темы исследования (актуальность, новизна);
определение объекта и предмета исследования;
разработка рабочей
                                    гипотезы (обоснованное предположение);
анализ литературы;
систематизация и обработка теоретического материала;
определение цели и задач научного исследования;
подбор методов научного исследования;
сбор фактического материала;
обработка результатов исследования;
формулирование выводов по теме исследования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Методы научного исследования
теоретический анализ и обобщение;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
контрольные испытания (тесты);
опрос
интервью
беседа
Эксперимент
                                                            
                                    
— научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого процесса, явления в точно
                                    организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях.
- естественный;
- модельный;
- лабораторный.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15частные
функции компонентов 
(частей) физической 
культуры
Функции физической культуры
общекультурные
общеобразовательная;
воспитательная;
нормативная;
преобразовательная;
познавательная;
ценностная;
ориентационная;
коммуникативная
специфические
- образование надприродной телесности;
                                                            
                                    
физическая подготовка;
 удовлетворение людей в двигательной активности;
 раскрытие функциональных резервов
                                    и адаптационных возможностей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Специфические функции физической культуры
Образование надприродной телесности: 
общефизическое развитие и укрепление
                                                            
                                    
здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития;
совершенствование
                                    физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; 
противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; 
сдерживание процессов инволюции, создание основы для здорового образа жизни и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Специфические функции физической культуры
Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и
                                                            
                                    
защите Родины 
-  повышение работоспособности, 
повышение устойчивости к неблагоприятным
                                    условиям труда, 
профилактика гипокинезии и гиподинамии, 
профессионально-прикладная физическая подготовка и т.п.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Специфические функции физической культуры
Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и
                                                            
                                    
рациональном использовании свободного времени 
развлечения, 
игры, 
переключение с одного вида
                                    деятельности на другой, 
активный отдых
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Специфические функции физической культуры
Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека
-повышение
                                                            
                                    
толерантности к физическим нагрузкам;
-развитие эффекта экономизации функций;
- расширение рамок гомеостаза.