Слайд 1Лекция. Введение в теорию физической культуры
Вопросы:
1. Основные понятия теории и
методики физической культуры.
2. Методы исследования в теории и методике физической
культуры.
3. Структура физической культуры.
4. Функции физической культуры.
Литература:
Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Академия, 2003. - 480 с.:
Слайд 2
1. Основные понятия теории и методики физической культуры
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и
результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей
Структура физической культуры:
-неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО),
-физическая рекреация,
- спорт,
- двигательная реабилитация,
- адаптивная физическая культура.
Слайд 3Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО)
НФО – процесс самодеятельного формирования нового,
более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных
человеком при рождении, от природы, а также двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.
Слайд 4Образование в сфере физической культуры
1. Общее «двигательное образование», или базовое
физкультурное образование
формирование и развитие
двигательных навыков и физических
качеств на
оптимальном для
жизнедеятельности человека уровне.
-освоение минимума знаний,
достаточного для повседневной жизни,
для укрепления здоровья, развития его
физических способностей.
(базовыми двигательными навыками
являются ходьба, бег, прыжки,
метания, плавание; физические
способности - сила, выносливость,
быстрота, ловкость и гибкость).
Слайд 5Образование в сфере физической культуры
2. Профессионально-прикладное физкультурное образование
формирование и совершенствование
специфических профессиональных двигательных навыков;
использование средств и методов укрепления здоровья,
противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.
Слайд 6Образование в сфере физической культуры
3. Образование с целью овладения знаниями
для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека
- наиболее
сложный аспект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладение знаниями, но и на решение «сверхзадач» в двигательной деятельности человека, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных навыков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне.
Слайд 7Средства реализации в физкультурном образовании
Едиными средствами для реализации
всех образовательных программ
в
сфере физической культуры
являются:
- физические упражнения,
- естественные силы
природы,
- содержание и режим питания, труда и отдыха,
- информационное обеспечение
Слайд 8СПОРТ - вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка
к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на
достижение наивысших результатов.
Специфические признаки спорта как вида физической культуры:
-состязательность,
-специализация,
-направленность на наивысшие достижения,
-зрелищность.
Слайд 9ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физической культуры: использование физических упражнений, а
также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей,
получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Слайд 10ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
- вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических
упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных
способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Слайд 11Основные понятия теории и методики физической культуры
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - вид
физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в
интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
Слайд 12Теория и методика физической культуры как наука и как учебная
дисциплина
ТиМФК - научная дисциплина, представляющая собой систему научных знаний о
сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей.
ТиМФК - педагогическая наука, связанная с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества.
Физическая культура рассматривается как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.
Слайд 132. Методы исследования в теории и методике физической культуры
Организация научного
исследования:
выбор темы исследования (актуальность, новизна);
определение объекта и предмета исследования;
разработка рабочей
гипотезы (обоснованное предположение);
анализ литературы;
систематизация и обработка теоретического материала;
определение цели и задач научного исследования;
подбор методов научного исследования;
сбор фактического материала;
обработка результатов исследования;
формулирование выводов по теме исследования.
Слайд 14Методы научного исследования
теоретический анализ и обобщение;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
контрольные испытания (тесты);
опрос
интервью
беседа
Эксперимент
— научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого процесса, явления в точно
организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях.
- естественный;
- модельный;
- лабораторный.
Слайд 15частные
функции компонентов
(частей) физической
культуры
Функции физической культуры
общекультурные
общеобразовательная;
воспитательная;
нормативная;
преобразовательная;
познавательная;
ценностная;
ориентационная;
коммуникативная
специфические
- образование надприродной телесности;
физическая подготовка;
удовлетворение людей в двигательной активности;
раскрытие функциональных резервов
и адаптационных возможностей
Слайд 16Специфические функции физической культуры
Образование надприродной телесности:
общефизическое развитие и укрепление
здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития;
совершенствование
физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков;
противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта;
сдерживание процессов инволюции, создание основы для здорового образа жизни и т.п.
Слайд 17Специфические функции физической культуры
Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и
защите Родины
- повышение работоспособности,
повышение устойчивости к неблагоприятным
условиям труда,
профилактика гипокинезии и гиподинамии,
профессионально-прикладная физическая подготовка и т.п.)
Слайд 18Специфические функции физической культуры
Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и
рациональном использовании свободного времени
развлечения,
игры,
переключение с одного вида
деятельности на другой,
активный отдых
Слайд 19Специфические функции физической культуры
Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека
-повышение
толерантности к физическим нагрузкам;
-развитие эффекта экономизации функций;
- расширение рамок гомеостаза.