Слайд 1Лекция
Художественная культура России Нового времени - архитектура
Филичева Н.В.
Слайд 2Русская художественная культура России в Новое время (архитектура)
План лекции
Особенности развития
русской культуры XVIII – XX вв.
Петровское барокко
Елизаветинское барокко
Франческо Бартоломео Растрелли
Искусство
России конца ХVШ – 1-ой трети ХIХ вв.
Классицизм – строгий, высокий
Ампир - Карл Иванович Росси
Период эклектики
Русский модерн - Федор Шехтель (Москва), «северный» модерн (СПб) - Федор Лидваль
Слайд 3Особенности развития русской культуры XVIII – XX вв.
XVIII век – важная веха в
истории России. XVIII век стал временем крупных перемен в экономике, в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра затронули все стороны экономики, государственного устройства, военного дела, просвещения, науки и культуры. Эти преобразования приобщили Россию к достижениям европейского прогресса, помогли преодолеть отсталость, вывести страну в ряды влиятельных государств Европы.
Современная наука основывается на признании важнейшей роли происходящего перелома. Это был переход от средневековья к новому времени. Россия к этому перелому пришла на 200 – 300 лет позже, чем Италия или Франция, естественно, переход не был механическим заимствованием. Семь веков длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Переход от древнерусского к новому, русскому искусству был сложен, многообразен, не всегда последователен, но подготовлен предшествующим развитием.
Развитие архитектуры нового времени связано с основанием Петербурга. Город складывался как крепость, порт, столица. Для архитектуры XVIII в. характерны три стилевых направления: архитектура петровского времени, барокко елизаветинское или растреллиевское, классицизм.
Слайд 4Петровское барокко
Ж. Б.-А.ЛЕБЛОН (1679–1719) – проект планировки Петербурга (1716), дворец
в Стрельне
Д. ТРЕЗИНИ (около 1670 – 1734) - обер-архитектор
Летний дворец (1711–1714), Петропавловский Собор (1712 –1733), Здание 12 коллегий (1722 –1742)
30-е годы 18 в. - раннее барокко:
М.Г.ЗЕМЦОВ (1684 – 1743) возглавлял регулирование жилого строительства и был автором многих гражданских и церковных сооружений
И.К.КОРОБОВ (1700/01 – 1747) посвятил себя производственному строительству по адмиралтейскому ведомству
П.М.ЕРОПКИН (1698 – 1740) стоял во главе работ по планировке и являлся крупнейшим деятелем в области архитектурной теории
Слайд 7Ж.Б.-А.Леблон.
Генеральный план Петербурга. 1716-1717.
Слайд 9Д.Трезини, А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови
Летний Дворец Петра I. 1710-1714
Слайд 10Доменико Трезини
Здание Двенадцати коллегий. 1722-1742
Слайд 11Д. Трезини, Дж.Трезини, М.Г.Земцов
Здание Двенадцати коллегий. 1722-1742.
Слайд 12Кикины палаты. Ставропольская ул.,9 (Неизв. арх-р)
Слайд 13И.Ф.Браунштейн
Петергоф. Дворец Марли 1720-1723 гг.
Слайд 14Арх-ры (Г.И.Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавели, М.Г. Земцов)
Кунсткамера. 1718-1734.
Слайд 15Арх. Д.Фонтана, Г.-И.Шедель.
Дворец князя А.Д.Меншикова на Васильевском острове. 1711-1716.
Слайд 16Д.Фонтана, Г.-И.Шедель
Меншиковский дворец. 1711-1716
Слайд 17М. Г. Земцов
Церковь Симеона и Анны, ул.Моховая., 48. 1731-1734
Слайд 18И.К. Коробов.
Адмиралтейская башня. 1734-35.
Слайд 19Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли
(1700-1771)
Бартоломео Растрелли (1700 – 1771 гг.)
Слайд 21Франческо Бартоломео Растрелли.
Расцвет русского
зодчества в середине XVIII в. связан с единой стилевой основой
- БАРОККО. Крупнейшим зодчим середины века был ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им – это «пленительное» русское барокко, оригинальный стиль, переработавший и впитавший русские традиции. Великолепие развитого, зрелого барокко, его своеобразие, блеск. Ликующий, жизнерадостный, живописный стиль:
n Зимний дворец (1754 – 1762)
n Царское Село (1752 – 1757)
n Петергоф (1745 – 1757)
n Строгановский дворец (1752 – 1754)
n Воронцовский дворец (1757)
n Смольный монастырь (1748 –1764)
При Елизавете Петровне сооружение роскошных дворцов стало делом государственной важности и необходимости. Строительство дворцов стало политикой. Размах и роскошь свидетельствовали о богатстве и могуществе державы. Посмотрите на эти постройки, без них мы не мыслим Петербурга. Они праздничны и строги, пластичны и ясны.
Слайд 22Леблон, Браунштейн, Микетти.
Петергоф. Нагорные палаты. 1716-1717.
Слайд 23Ф. Б. Растрелли
Большой Петергофский дворец. 1745-1754.
Слайд 24Ф. Б. Растрелли
Большой дворец. Вид со стороны Верхнего сада.
Слайд 25Ф. Б. Растрелли
Большой Петергофский дворец. Гербовый корпус.
Слайд 26Ф. Б. Растрелли
Большой Петергофский дворец. Церковный корпус.
Слайд 27Франческо Бартоломео Растрелли.
Купеческий зал в Большом Петергофском дворце.
Слайд 28Петергофский дворец,
Танцевальный зал.
Создавался в 1751-1752 годах
и полностью сохранил
изначальный
замысел Растрелли.
Особенность Танцевального зала —
фальшивые зеркальные
окна-обманки, занимающие
основное пространство глухих
западной и северной стен.
На противоположных им стенах —
окна настоящие, большие, в два
яруса.
Слайд 29Ф. Б. Растрелли
Екатерининский дворец. 1751-1756
Ф. Б. Растрелли. Екатерининский дворец (1751-1756 гг.). Царское
село.
Слайд 33Ф.Б.Растрелли. Екатерининский дворец. Танцевальный зал.
Слайд 34 Янтарная комната Екатерининского дворца (довоенная фотография)
Слайд 35Воссозданная Янтарная комната Екатерининского дворца
Слайд 36Ф.Б.Растрелли. Янтарная комната.
Слайд 37Ф. Б. Растрелли
Грот в Царском Селе.
Слайд 38Ф. Б. Растрелли
Эрмитаж в Пушкине.
Слайд 39Ф.Б.Растрелли. Дворец Воронцова (1749—1757, Санкт-Петербург)
Ф.Б.Растрелли. Строгановский дворец (1752 – 1754 гг.)
Слайд 41Ф. Б. Растрелли
Строгановский дворец. 1753
Слайд 42Ф.Б.Растрелли. Строгановский дворец (1752 – 1754 гг.)
Слайд 43Ф. Б. Растрелли
Зимний дворец. 1754-1762.
Слайд 44Ф. Б. Растрелли
Зимний дворец. 1754-1762.
дворец, Иорданская лестница
Слайд 46Проект колокольни Воскресенского
Новодевичьего монастыря
(140 м высота)
Ф.Б. Растрелли. Музей АХ.
СПб.
Слайд 47Франческо Бартоломео Растрелли.
Макет Новодевичьего Воскресенского монастыря (Смольный монастырь).1748-1769.
Слайд 48Ф. Б. Растрелли
Смольный монастырь. 1748-1762.
Слайд 49
Искусство России конца
ХVШ – 1-ой трети ХIХ вв. Эволюция и периодизация
классицизма.
Классицизм – художественный стиль в архитектуре конца ХVШ – 1-ой трети ХIХ вв., ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики. Классицизм – это стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновещенности и гармонии форм. Одним из главных требований к сооружениям этого стиля является подчинение архитектурной композиции ордерной системе, которая приближается к идеальным формам и образам античного мира. В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный.
Ордер (порядок, строй) – основной атрибут архитектуры классицизма, художественная система несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.
Слайд 50
Классицизм ранний:
А.Ф.Кокоринов (1726 –1772) – Академия Художеств (1762-1772), совместно с
Валлен-Деламотом
Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729 – 1800) - Малый Эрмитаж, (1759-1775), Гостиный
двор
В.И.Баженов (1737? – 1799) – Дом Пашкова (1784-1786), Михайловский замок (1796-1801)
Строгий классицизм:
Дж. Кваренги (1744 – 1817) – Академия наук (1748), Эрмитажный театр (1787), Смольный институт (1808) М.Ф. Казаков (1738 – 1812) - Большой Кремлевский дворец
И.Е. Старов (1745 – 1808) - Троицкий собор (1790), Таврический дворец (1783-1789)
Чарльз Камерон (1740 – 1812) - дворец в Павловске, Камеронова галерея (1770-1780)
Слайд 51Ордерная система Древней Греции и Рима
А — дорический; Б —
тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.
Слайд 53А.Ф.Кокоринов, Ж.Б.-А.Валлен-Деламот
Академия художеств. 1765-1788
Слайд 54Дж.Кваренги
Здание Академии Наук.1783-1789.
Слайд 55Ж.Б.-А.Валлен-Деламот
Малый Эрмитаж. Со стороны Миллионной улицы.
Слайд 56Ю.М.Фельтен, Ж.Б.-А.Валлен-Деламот.
Решетка Летнего сада. 1773-1786.
Слайд 57Ю. М. Фельтен
Армянская церковь. 1771-1780.
Слайд 58Ю. М. Фельтен
Церковь Св. Екатерины на 1 линии В.О. 1768-1771.
Слайд 59В.И.Баженов
Дом Е.П. Пашкова в Москве
Слайд 60Ф.Б.Растрелли. Летний Дворец (1740-1744 гг.)
Слайд 61Франческо Бартоломео Растрелли.
Летний дворец императрицы Елизаветы. 1741-1744. Гравюра А.А.Грекова. 1753.
Слайд 62В.И.Баженов, В.Ф.Бренна
Михайловский или Инженерный Замок. 1796-1800.
Слайд 63В.И.Баженов, В.Бренна
Михайловский или Инженерный Замок. 1796-1801.
Слайд 64А.Ринальди.
Модель Исаакиевского собора. 1768.
Слайд 65Архитектор: А.Ринальди
Большой Гатчинский дворец. 1766-1781 гг.
Слайд 66Архитектор: И.Е.Старов
Таврический дворец. 1783-1789 гг.
Слайд 67В.Е. Старов
Таврический дворец. 1782-1790
Слайд 68В.П.Стасов
Троицкий (Измайловский) Собор.
Слайд 69В.П. Стасов.
Триумфальные ворота у Московской заставы. 1833-1838.
Слайд 70Ч.Камерон
Павловский дворец. 1782-1786
Слайд 71Ч.Камерон
Камеронова галерея. 1782-1786
Слайд 72Ч. Камерон.
Колоннада, или Храм Аполлона в Павловске. 1780-1786.
Слайд 73Архитектор: Дж. Кваренги
Ассигнационный банк. 1783-1790 гг.
Слайд 74Дж.Кваренги
Эрмитажный театр. 1780-1787.
Слайд 75
Арх-ры: Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1770 гг., А.М. Михайлов-второй, Б. Симон,
И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.
Слайд 76Дж.Кваренги
Смольный Институт. 1806-1808.
Слайд 77ПЕРИОД ВЫСОКОГО, РАЗВИТОГО КЛАССИЦИЗМА
(ампир)
1800 – 1812 гг.
1810 –1830 гг.
А.Н.ВОРОНИХИН К.И.РОССИ (1777– 1849)
(1759–1814)
А.Д.ЗАХАРОВ
(1761–1811) В.П.СТАСОВ (1769-1848)
Ж. ТОМА де ТОМОН
(1760 – 1813)
АНСАМБЛЬ - эволюция классицизма!
Архитектурные направления:
30 – 40 –50-е гг. - романтизм
60 – 70-е гг. 19 в. – эклектика – использование деталей разнообразных стилей –
арх. А.И.Штакеншнейдер (1802-1865) – Мариинский дворец (1844), дворец Белосельских-Белозерских (1848), Николаевский дворец, ныне дворец Труда (1861), Петергоф
Тектонические системы:
1. Стоично-балочная конструкция
2. Арочно -сводчато-купольная конструкция
3. Конструкция пространственных структур
Слайд 78А.Д.Захаров
Адмиралтейство. 1806-1823.
Слайд 79Тома де Томон
Здание Биржи.1804-1810.
Слайд 80А.Н.Воронихин
Казанский собор. 1801-1811.
Слайд 81Архитектор: А.Н.Воронихин
Горный институт. 1806-1811 гг.
Слайд 82Тома де Томон, А.Д. Захаров
Стрелка Васильевского острова. 1804-1810.
Слайд 83«Русский ампир» - Карл Иванович Росси
Первая треть ХIХ века
"высшая фаза" в развитии архитектуры – «русский ампир», который достигает
своей кульминации в творчестве К.И.Росси (1777-1849).
Первой крупной самостоятельной работой Росси в Петербурге стал Михайловский дворец (1810-1825, ныне здание Русского музея).
При сооружении Главного штаба (1819-1829) великим изобретением архитектора стала не имеющая прецедентов тройная арка, точнее три арки, первая из которых встала на переломе Большой Морской улицы, замкнув ее, вторая - под углом к первой "повернула" улицу, третья - открывается на Дворцовую площадь.
Созданный Росси ансамбль Александрийского театра (1816-1834) демонстрирует слитность архитектурного решения и градостроительного замысла. Центр композиции - театр, поставленный в глубине открытого со стороны Невского проспекта пространства. В торце театра - корпуса училища и министерств, которые за театром образуют одну из немногих в мире улиц, (ныне улица зодчего Росси), задуманных и построенных как единое целое. Нет в мире другой такой улицы. Всего два здания величавой простоты - одно справа, другое слева - рождают это удивительне ощущение. Возможно, виновата "чудесная магия масштаба": длина строений на этой улице - 220 метров (длина улицы), высота зданий - 22 метра, ширина улицы тоже 22 метра.
Последний по времени строительства россиевский ансамбль - здания Сената и Синода (1829-1834) - стал последним архитектурным воплощением "имперского" Петербурга, где еще раз в полной мере проявился градостроительный талант зодчего.
Слайд 84Архитектор Карл Иванович Росси. 1775-1849.
Слайд 85К.И.Росси
Дворец на Елагином острове
Слайд 86 К.И.Росси.Михайловский дворец (Русский музей). 1819-1825 гг.
Слайд 88К.И. Росси.
Лестница Михайловского дворца. 1819-1823.
Слайд 92Архитектор: К.И.Росси
Здание Главного штаба. 1819-1829 гг.
Слайд 93Архитектор: К.И.Росси
Арка Главного штаба. 1819-1829 гг.
Слайд 94К.И.Росси
Михайловский манеж (Зимний стадион)
Слайд 95К.И. Росси, Соколов
Здание Публичной Библиотеки
Александринский театр (1828-1832 гг.)
Слайд 102К.И. Росси.
Театральная улица и фасад Александринского театра. 1828-1832.
Слайд 106К.И.Росси. Здание Сената и Синода. (1829-1834).
Слайд 107Архитектор: К.И.Росси
Арка Сената и Синода. 1829-1834 гг.
Слайд 108К.И. Росси.
Здание Сената. 1829-1834.
Слайд 109Архитектор: К.И.Росси
Здание Сената. 1829-1834 гг.
Слайд 110О.Монферран
Исаакиевский собор. 1818-1858.
Слайд 111Ю. М. Фельтен
Чесменская церковь.1876.
Слайд 112Арх. К.Ф. Шинкель, А.А.Менелас, И.И.Шарлемань.
Капелла, или церковь Александра Невского
в Александрии. 1830-1834.
Слайд 113А.Менелас
Коттедж в Александрии. 1826-1829.
Слайд 114А.И. Штакеншнейдер
Царицын павильон в Петергофе. 1842-1844.
Слайд 115Эклектика
Эклектика - направление в
искусстве, появляющееся в период упадка того или иного стиля, объединяющее
разнородные художественные элементы; соединение несовместимого, различных чужеродных явлений в одном художественном образе или смешение стилей. Эклектика может выступать в качестве творческого метода и художественного стиля. Эклектика стала типичной для архитектуры середины и второй половины XIX столетия. Зодчие этого направления использовали формы и композиционные приемы различных эпох, создавая здания и сооружения в стиле неоклассицизма, неоренессанса, русско-византийском и др. Эклектизм оказал значительное влияние на зарождение и развитие модерна. Представителями эклектики в России были К. А. Тон, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, М. М. Перетяткович и другие известные архитекторы конца XIX — начала XX вв.
Слайд 116А.И. Штакеншнейдер
Дворец Белосельских-Белозерских. 1846-1848.
Слайд 117А.И. Штакеншнейдер
Мариинский дворец. Резиденция Законодательного собрания города. 1839-1844.
Слайд 118А.И. Штакеншнейдер
Николаевский дворец. Административное здание. 1853-1861.
Слайд 119Арх. Султанов
Собор Петра и Павла в Петергофе. Начало ХХ в.
Слайд 120Арх. А.А.Парланд, архимандрит Игнатий (И.В.Малышев)
Храм Воскресения Христова. Спас на крови.
1883-1907.
Слайд 121Стиль МОДЕРН (примерно 1895 – 1910/15)
Art Nouveau, Jugendstil, Sezession-stil, Modernista,
Liberti, Modern Stile, новый, современный
Л. БЕНУА – «корпус Бенуа» Русского
музея, певческая Капелла
Ф.ЛИДВАЛЬ (1870-1945) – лидер «северного» модерна- Каменноостровский пр.1/3,
Малая Посадская 15-19, (1902-1910),
А.Ф.Циммермана (Каменноостровский, 61 (1906-1908), «Шведский дом» (Малой Конюшенной, 3), (1904-1905), Большая Конюшенная, 19,
Азово-Донской банк (1907-1910),
гостиницы «Астория», «Европейская» (внутренняя перестройка, отделка и надстройка (1908-1910)
Ф. ШЕХТЕЛЬ (1859-1926) - лидер московского модерна:
Особняк З.Г.Морозовой (1893)
Особняк С.П.Рябушинского (1900-1902)
Художественный театр (1901)
Особняк Дерожинской (1902)
Ярославский вокзал (1902-1904)
Слайд 122А.И. фон Гоген
Особняк Кшесинской на Кронверкском. 1904-1906.
Слайд 123Арх-р Г.В.Барановский
Торговый дом Елисеевых, Невский пр.,1902-1903
Слайд 124Арх-р П.Ю.Сюзор
Дом компании «Зингер», Невский пр., 1904
Слайд 125Арх. Хренов
Доходный дом на Знаменской. Витраж
Слайд 126
пор
Г. БАРАНОВСКИЙ – Елисеевский магазин, Буддийский храм
Р. МЕЛЬЦЕР – дачи
на Каменном острове
М. ПЕРЕТЯТКОВИЧ - банк Вавельберга, Невский 7/9, ныне
здание «Аэрофлота» (1910-1912), «Здание общественных учреждений», ныне СПбГУ ИТМО), (1912-1913 гг.)
М.ЛЯЛЕВИЧ – дом Мертенса, кинотеатр «Паризиана», Невский, 21
А. фон ГОГЕН – дворец М.Ф.Кшесинской
Н. ВАСИЛЬЕВ – Мусульманская мечеть
АРХИТЕКТОРЫ МОДЕРНА
Слайд 127Арх-р Ф.Лидваль
Доходный дом Иды Лидваль на Каменноостровском пр.,1/3. 1902-1904.
Слайд 128Ф.Лидваль. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная ул., 3)
Слайд 129Ф.Лидваль
Доходный дом Толстого на Фонтанке. 1910-1912.
Слайд 130Арх-р М.М.Перетяткович
Здание Общественных учреждений, 1912-1913, Кронверкский пр., 49, ныне СПбНИУ
ИТМО
Слайд 131Арх-т Перетяткович Марьян Марьянович
Банк Вавельберга, Невский 7/9, ныне здание «Аэрофлота»,
1910-1912
Слайд 132М.С.Лялевич
Дом Мертенса на Невском пр.
Слайд 133М.С.Лялевич
Кинотеатр «Паризиана», Невский пр., 21
Слайд 134Застройка Саблинской ул. в Петербурге
Слайд 135Арх. Морозов
Доходный дом на Кронверкском пр., 1902
Слайд 136Претро
Доходный дом на Большом проспекте.
Слайд 137Арх-р В.Ф. Валькот
Гостиница Метрополь. Москва. 1899-1906.
Слайд 138Арх. И.П.Машков
Доходный дом М.В.Сокол. Москва, Кузнецкий Мост, 3.1902-1904.
Слайд 139Арх-р Ф.Шехтель
Особняк А.И.Дерожинской. Москва, Кропоткинский пер., 13. 1901-1903.
Слайд 140Арх-р Ф.О.Шехтель
Особняк банкира С.Рябушинского, ныне музей-квартира А.Горького. Москва, Малая Никитская,
д.6. Садовый фасад.
Слайд 141Арх-р Ф.О.Шехтель
Особняк С.Рябушинского, фрагмент фриза.
Слайд 142Арх. Ф.О.Шехтель
Лестница особняка Рябушинского.
Слайд 143Стиль МОДЕРН (1895 – 1910/15)
Art Nouveau, Jugendstil, Sezession-stil, Modernista, Liberti,
Modern Stile, новый, современный.
Модерн - стиль в европейском и русском
искусстве к.ХIХ - нач.ХХ в.- использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство модерна отличает поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор. Основные категории стиля модерн атектоничность и декоративность; он был создан живописцами и графиками, положившими в основу стиля мотив вьющегося растения. В архитектуре позднего модерна проявились черты рационализма.
Слайд 144Архитекторы модерна
Г. БАРАНОВСКИЙ – Елисеевский магазин, Буддийский храм.
М.ЛЯЛЕВИЧ – дом
Мертенса, кинотеатр «Паризиана», Невский, 21.
А. фон ГОГЕН – дворец М.Ф.Кшесинской.
Н.
ВАСИЛЬЕВ – Мусульманская мечеть.
Л. БЕНУА – «корпус Бенуа» Русского музея, певческая Капелла
М. ПЕРЕТЯТКОВИЧ - банк Вавельберга, Невский 7/9, ныне здание «Аэрофлота» (1910-1912), «Здание общественных учреждений», ныне СПбГУ ИТМО) (1912-1913 гг.).
Ф. ЛИДВАЛЬ (1870-1945) – лидер «северного» модерна:
Каменноостровский пр.1/3
Малая Посадская 15-19 (1902-1910)
А.Ф. Циммермана (Каменноостровский, 61), (1906-1908)
«Шведский дом» (Малой Конюшенной, 3), (1904-1905)
Большая Конюшенная, 19 (Азово-Донской банк), (1907-1910)
Ф. ШЕХТЕЛЬ (1859-1926) - лидер московского модерна:
особняк З.Г.Морозовой (1893)
особняк С.П.Рябушинского (1900-1902)
Художественный театр (1901)
особняк Дерожинской (1902)
Ярославский вокзал (1902-1904)