Слайд 1Леонардо да Винчи
Гидравлические механизмы.
Слайд 2
Архимедовы винты и водяные колеса:
На рисунке "Архимедов винт" слева изображена
плотно обернутая трубка, по которой вода попадает из ванны наверх.
За счет вращения рукояти вода из трубки подается непрерывным потоком.
Слайд 3Вентилятор:
Одно из применений гидродинамики, предложенных Леонардо, - это создание устройства,
способного сжимать воздух и прогонять его по трубам. У такого
устройства широкий спектр применения: от вентиляции комнат до разжигания печей. Цилиндрический барабан, покрытый снаружи лопастями, приводящими его в движение (водой или вручную), а внутри разделенный на четыре взаимосвязанных секции с открытыми створками между ними, для выпуска наружу сжатого воздуха. Определенное количество воды циркулирует внутри него, перетекая из одной секции в другую по мере вращения барабана, сжимая воздух и проталкивая его наружу по трубе, расположенной в середине.
Слайд 4Водолазный костюм:
С проблемой нахождения человека подводой был связан проект водолазного
костюма Леонардо. Костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был
иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой.
Слайд 5
Водяное колесо:
Изучая гидродинамику, Леонардо пытался найти наиболее эффективный способ применения
силы и энергии воды при помощи больших колес. Одно из
них изображено на рисунке.
Слайд 6Водяное колесо с чашами:
Еще один метод закачки воды Леонардо заключался
в применении водяного колеса с чашами, которые зачерпывали воду из
нижней емкости и выливали ее в верхнюю.
Слайд 7Ворота для шлюза:
Леонардо усовершенствовал систему открытия и закрытия шлюзовых ворот.
Он изобрел маленькие шлюзовые ворота с засовом в их основании.
Засов позволял впустить то количество воды, которое было необходимо для выравнивания давления по обеим сторонам главных ворот, что облегчало их открытие.
Ворота для шлюза
Слайд 8Гидравлическая пила:
Поток воды приводил в движение колесо, которое, в свою
очередь, двигало вертикальную пилу и тележку со стволом дерева. Таким
образом, весь процесс распиливания становился автоматизированным.
Слайд 9Дноуглубительный снаряд (драга):
Для очистки каналов Леонардо изобрел драгу, помещаемую между
двумя лодками иснабженную четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью.
По замыслу, собранный со дна ил складывался на плот, укрепленный между двумя лодками. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, что автоматически передвигало установку. Ось вращения барабана можно было установить вертикально. Тем самым регулировалась глубина выборки грунта.
Слайд 10
Дыхательная трубка:
Леонардо - не первый ученый, которого заинтересовала возможность человека
погрузиться и оставаться под водой. Средневековые книги давали тщательное толкование
этой задачи. В период Ренессанса проводились эксперименты, связанные с этой проблемой. Например, Леон Баттиста Альберти планировал поднять некоторые римские суда со дна оз. Неми. У Леонардо водолаз был снабжен гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединениями). На рисунке изображен аппарат для дыхания под водой с деталями клапанов для забора и выпуска воздуха.
Слайд 11
Канал со шлюзами:
Изобретение Леонардо "Канал со шлюзами" относится к периоду
его работы в Ломбардии. По каналу, текущему под уклон, благодаря
ряду шлюзов могло осуществляться судоходство. Уровень воды при заходе судна на воду можно было контролировать открытием или закрытием ворот, спускающих или поднимающих воду таким образом, что достигалась необходимая высота воды для прохождения кораблей.
Слайд 12Контуры рыб:
Так как форма корпуса корабля имеет первостепенное значение, то
Леонардо использовал для нее контуры рыбы, как наиболее органичные для
воды.
Слайд 13Лодка с гребным колесом:
Леонардо пробовал решить и такую проблему, как
ускорение и облегчение навигации. Он предполагал оснастить некоторые лодки большими
гребными колесами, приводимыми в движение либо вручную, либо при помощи ножной рукояти, возможно, оснащенной маховиком. Все это учащало ритм и повышало эффективность традиционной гребли.
Слайд 14Лодка с двойной обшивкой и подводная лодка:
Гипотезу о том, что
Леонардо намеревался создать корабль, способный погружаться под воду и всплывать
на поверхность, подтверждает рисунок слева: "Если хочешь остаться на поверхности, надуй козлиную шкуру, потяни за подвешенный снизу груз и иди". Леонардо, несомненно, знал гидростатику. Он мог быть вдохновлен подводной лодкой Цезариано, которая была построена и опробована во рву, окружавшем замок в Милане. Возможно, судно Леонардо да Винчи погружалось, используя систему грузов и балластов; всплывало на поверхность путем нагнетания воздуха в специальные отсеки, встроенные в обшивку корабля. Накачка воздуха на суше производилась парусами, а под водой - веслами.
Лодка с двойным корпусом на рисунке (справа) связана с изучением процесса погружения. Хотя, возможно, она представляла собой систему обороны во время морских сражений, необходимую для защиты от “бронебойного” орудия.
Слайд 15Плавательные перепончатые перчатки:
Перепончатые перчатки, изобретенные Леонардо, предназначались для увеличения скорости
плавания.
Слайд 16Проект канала к Средиземному морю:
Идея искусственного канала между Флоренцией и
Средиземным морем была не нова для флорентийцев. Согласно планам Леонардо,
канал изменял русло р. Арно в сторону Прато, Пистойи и Серравалля. Не достигая Пизы, река должна была вновь войти в свое обычное русло. Это создало возможность обильной ирригации региона, а также способоствовало судоходству между Флоренцией и Пизой.
Возможность реализовать этот проект возникла во время войны против Пизы в начале XVI в. Многие флорентийцы, включая Маккиавелли, поддерживали этот проект, надеясь таким образом отрезать вражеский город от р. Арно. Под руководством Леонардо, вернувшегося из северной Италии, работы были начаты, но они скоро прекратились как по техническим причинам, так и в силу препятствий, чинимых пизанцами.
Слайд 17Серравальский тоннель:
На рисунке - планы земляных работ Леонардо по прорытию
тоннеля в лощине под Серраваллем, около Пистойи.
Слайд 18Система для хождения по воде:
Система хождения по воде, созданная Леонардо,
включала в себя плавательные ботинки и шесты.
Слайд 19Система уничтожения судов:
Здесь представлено cпециальное винтовое приспособление, разбивающее деревянные борта.
Леонардо также предложил привязывать корпус корабля ко дну моря при
помощи винтового механизма. При этом паруса сдувались и корабль шел ко дну.
Слайд 20Спасательный круг:
Спасательный круг, созданный Леонардо да Винчи.
Слайд 21Способы поднятия воды:
Приспособления, поднимающие воду, были известны еще в Древнем
Египте. В Древней Греции этой разработкой занимался Архимед. В эпоху
Возрождения такие устройства стали применяться повсюду. Леонардо нарисовал множество их вариантов, часто улучшая их конструкцию и внешний вид. Спектр применения такой техники варьируется от фонтанов до водоснабжения, от водных игр до осушения болот.
Слайд 22Судно с гребным колесом:
Динамический рисунок показывает подвижность судна, а также
его маневренность, которая стала возможной в силу того, что гребец
смотрит вперед, а не назад.
Слайд 23Трубы и сверло:
Леонардо разработал технологию соединения и просверливания деревянных труб,
предназначенных для снабжения города водой.
Слайд 24Экскаватор:
Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого
материала, чем для рытья, как такого. Это облегчало труд рабочих.
Возможно, экскаваторы были нужны для проекта отведения р. Арно. Предполагалось вырыть ров шириной 18м и длиной 6м. Рисунки дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.