Слайд 1Леонардо да Винчи.
Тайная вечеря.
Часть 3.
Слайд 2Тайная вечеря Ок. 1494-1498 До реставрации.
Смешанная техника 460х880 см. Трапезная
монастыря Санта Мария делла Грация. Милан.
Слайд 3
После того, как в 1494 году Лодовико Моро (Моро –
Мавр и Лодовико Сфорцо одно и тоже лицо) был назван
герцогом Милана, он решил сделать монастырь Санта Мария делла Грация своей фамильной усыпальницей. Леонардо был дан заказ на роспись трапезной монастыря.
«Тайная вечеря» не единственная роспись в трапезной. На противоположной торцовой стене большое изображение «Распятия», написанное миланским художником Донато Монторфано в 1495 г.. Современники высоко оценили «Тайную вечерю», французский король после взятия в 1499 году Милана высказал пожелание перенести её во Францию.
Уже через 20 лет после создания фрески появились повреждения –от проникшей на стену воды. В 1943 году во время воздушной атаки в трапезной монастыря взорвалась бомба, крыша и стена справа от «Тайной вечери» были разрушены, фреска, защищённая мешками с песком не пострадала.
Слайд 4С 1980 г. проводится реставрация исключительно при закрытых дверях –
без атмосферного влияния и дыхания посетителей, так отрицательно повлиявших на
её состояние, активизировавшие процесс разрушения. Было принято решение оставить места утрат открытыми, удалив лишь возникшие позже поновления. Единственным исключением являются изображения гобеленов, в которых были сохранены значительно поздние красочные слои. Было выявлено много повреждений. Сейчас «Тайную вечерю» можно смотреть в том оригинальном качестве, которое ей дал автор.
Слайд 5
На металлической посуде после реставрации стали видны красочные отражения одеяний
апостолов, раскрылись тончайшие переходы светотени. Учёные изучили порядок нанесения красочных
слоёв и использованные художником материалы. Потвердили сообщения современников о том, что Леонардо над фреской работал очень медленно, нанося, порой, лишь несколько мазков в течение целого дня. При традиционной технике фрески (по сырому – роспись ведётся, пока не высохнет слой штукатурки) такой медленный темп работы был бы невозможен. Леонардо применил смешанную технику и писал, как в станковой живописи на двухслойном грунте маслом и темперой. Ответственный хранитель «Тайной вечери» миланец Пьетро Марани считает, что именно эта техника стала причиной раннего разрушения росписи при неблагоприятных климатических условиях.
Год окончания фрески 1498 упоминается в книге монаха и математика Луи Пачоли «Божественная пропорция».
Слайд 6
Примечание:
намеренно не приведены слайды с фреской «Тайная вечеря» и её
фрагментами после реставрации, так как выложенный в Интернете материал вызывает
сомнение.
Слайд 7В основе картины лежат наброски людей в действии. Это было
принципиально важно для Леонардо в работе над идеей картины, что
выразилось художником в трактате о живописи: « И такие образы, если жесты и положения хорошо подходят к их душевному состоянию понимаются так, словно бы они разговаривали».
Слайд 8
Этюд Тайной вечери (фрагмент) Ок. 1494-95 Бумага, перо, чернила
В черновом
эскизе должно было проявиться отношение персонажей к происходящему через жесты,
мимику, манеру держаться. Он разработал общее расположение фигур. А затем детально проработал персонажи (рисунки предыдущего слайда), одновременно оттачивая композицию, добиваясь целостности.
Слайд 9
Этюд к Тайной вечере Ок. 1494-1495 Бумага, сангина 26х39,2 Венеция
Композиция
намечена рукой Леонардо, а затем рисовал один из учеников мастера.
Надписи в зеркальном отражении свидетельствуют лишь о том, что Леонардо приложил руку к этому листу.
Слайд 10Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие, Милан
«Фигура, нарисованная с
точки зрения сверху, всегда выглядит так, как если бы на
неё смотрели сверху, даже если глаз зрителя находится ниже, чем изображение» Леонардо. «Кто хочет отобразить природу столь точно, чтобы ввести в заблуждение зрителя, может не копировать её, он должен перехитрить зрителя. Но это может сделать только тот, кто знает природу и законы восприятия».
Слайд 11
Итоговое задание по теме. Ответить на вопросы:
1. Назовите источник, сообщивший
нам дату создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
2. Кто отвечает
за сохранность «Тайной вечери» - назовите должность, имя.
3. В каком городе и где находится роспись «Тайная вечеря».
4. Схематично в тетради передайте композицию росписи
«Тайной вечери».
5. Портрет Цецилии Галлерани –второе название портрета.
6.Продолжите мысль Леонардо: искусство мертво, если…
7. В чьей мастерской учился Леонардо?
8. В чём родство композиций Леонардо да Винчи «Благовещение», Сандро Боттичелли «Венера и Марс»?
Слайд 12
9. Какое отношение к названию работы имеет дерево
за спиной Джинервы Бенчи.
10. Назвать свойственную Леонардо привычку в живописной
технике, служащую веским доказательством того, что эта работа принадлежит Леонардо.
Из произведения в произведение Леонардо разрабатывал один и тот же принцип передачи пространства. В чём он заключался?
Как пострадало произведение Леонардо «Святой Иероним» в 18 веке?
Приведите примеры пирамидальной композиции в произведениях Леонардо.
Что способствовало разрушению фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?
На все вопросы вы сможете ответить, лишь внимательно прочитав и просмотрев все 3 части темы «Леонардо да Винче».