Слайд 1Леонардо да Винчи
История гения
Слайд 2Биография
Леонардо (Лионардо) да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый.
Великий
итальянский мастер знаменует вершину Ренессанса (Высокое Возрождение).
Родился 15 апреля 1452
г. В городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался в доме отца.
Слайд 3Впервые его имя встречается в книге корпорации флорентинских художников от
1472 г., в 1480 г. Упоминается как имеющий собственную мастерскую.
Первые
самостоятельные работы: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьоре.
Договор на «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Сопето (1481, незакончена.
Слайд 4В 1482-1499 гг. работал в Милане, на службе у герцога
Людовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца.
Слайд 5В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в
зале Большого совета дворца Синьории («Битва при Ангиари»
Слайд 6В 1506 г. Возвращается в Милан на службу к французскому
наместнику Шарлю д’Амбуаз, где живёт до 1513 г. (с перерывом
для поездки Флоренцию в 1507 г.)
Слайд 7С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г.
был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого
живописца, архитектора и механика короля.
Слайд 8Умер в замке Клу 2 мая 1519 г.
Завещал рукописное
наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию.
Слайд 9Леонардо да Винчи – гениальный ученый, занимавшийся математикой, механикой ,
физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека, последовательно проводил
принцип экспериментального исследования.
Слайд 10В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета,
новых конструкций и винторезных станков, других машин, отличающиеся точностью анатомические
рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космотологии ( идея физической однородности вселенной) и другим наукам.
Слайд 12ЖИВОПИСЬ
«Благовещание»
Гений оставил после себя большое количество великолепных работ:
Слайд 18«Тайнаф вечеря» — фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сценуп оследнего ужина Христа со
своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Размеры изображения — примерно 460×880 см,
оно находится в трапезной монастыря, на задней стене.
Слайд 19Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в
центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:
Варфоломей Иаков Алфеев и
Андрей;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.
Слайд 20Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова
о том, что один из апостолов предаст его («и когда
они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них. Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.
Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.
Слайд 21Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его
предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к
блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Слайд 22Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено,
прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке
для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:
апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Слайд 25«Моно Лиза» – полное название «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Ещё
первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое
занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Слайд 26Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанта итальянского
Высокого Ренессанса.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей
одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Михпил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещание». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Слайд 27Описание
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся
вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну
руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.
Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Слайд 28Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом,
портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит
на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками».
Слайд 29Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя,
как бы вынуждая их вступить в телепатическую связь, и является
главной тайной Джоконды.
В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные настроения – от легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки. Так один из «специалистов» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода.
Другой утверждает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает, что на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов». Сторонник подобной версии является и психолог Дигби Квестег, который считает, что в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность.
Слайд 30Кто она???
К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого
мастера - «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был
написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Слайд 31Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам
Вентури, «Монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского
биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Слайд 32портрет Моны Лизы написан гениальной личностью с использованием высочайшей технологии
живописи – сфумато, позволяющей путем светотеней создать стереоскопические эффекты воспроизведенные путем
многомерного восприятия личности художника окружающей действительности.
Леонардо да Винчи – это ярчайший представитель эпохи Ренессанс.