Слайд 1ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ:
ОТ РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА
К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ
-
Слайд 2Революция и Авангард
как проблема исторического искусствознания
Слайд 3Опера «Победа над Солнцем»
музыка М. Матюшина
текст А. Крученых
пролог В. Хлебникова
декорации и
эскизы костюмов К. Малевича
Слайд 4Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915
Последняя футуристическая выставка картин
«0,10» (ноль-десять) . 1915-1916
Слайд 5В. Татлин с бандурой. 1910-е гг. 1940-е гг.
П. Пикассо
Композиция с
гроздью винограда и разрезанной грушей
1914
Слайд 6Угловой контр-рельеф. 1915
Контр-рельеф. 1916
Слайд 81917 год – начинается эпоха РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА
Слайд 9К. Малевич. Чайник. 1921. Чернильница. 1923.
Слайд 10«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры
потребует к себе смены существующей мебели, посуды, платья…»
К. Малевич
Слайд 12Башня Третьего Интернационала
1919
Слайд 14Летатлин. 1929-1932
«Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»
Слайд 15Конструктивизм
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово
искусства — конструктивизм…»
В. Маяковский
«…Группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных
ценностей…
Тектоника, конструкция и фактура – это мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»
Алексей Ган. Конструктивизм
Слайд 17Братья Веснины
Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда»
Слайд 18Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных
искусств 1925 года в Париже
Слайд 19Дом культуры имени С. М. Зуева
архитектора Ильи Голосова (1927-1929)
Слайд 20Дом политкаторжан. 1931-1933
Архитекторы Г. СИМОНОВ, П. АБРОСИМОВ, А. ХРЯКОВ
Слайд 21Левашовский хлебзавод. 1930-1933
Архитектор А.С. Никольский (?) и инженер Г. П. Марсаков
Слайд 22С. Прокофьев «Стальной скок». 1925
«В балете выражен подлинный стиль нашей
эпохи, потому что здесь вполне можно говорить о кованых ритмах,
об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!» (Б. Асафьев)
Слайд 23Проблема наименования: романтизм или утопизм советского искусства 1917-1932 гг.?
Слайд 24Творческие группировки в советском искусстве
1920-х годов (1921-1932)
Общество московских художников
(ОМХ)
Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов,
Александр Куприн, Роберт Фальк
«Четыре
искусства»
Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин
Общество художников-станковистов (ОСТ)
Ю. Пименов, А. Дейнека
Ассоциация художников революционной России (АХРР)
К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, А.А. Рылов
Слайд 25ОСТ
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
Слайд 27Франц Седлачек (1891-1945)
Спуск 1926
Сергей Лучишкин (1902-1989)
Лыжники 1926
Слайд 28А. Лабас. Первый советский дирижабль. 1931
Слайд 29Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию! 1927
П. Вильямс. Автопробег. 1930
Слайд 30Четыре искусства.
И. Грабарь (1871-1960)
Автопортрет. 1934
Слайд 31Февральская лазурь. 1904
Московский дворик. 1930
Слайд 32Общество московских художников (ОМХ)
К. Петров—Водкин. В детской. 1925
Слайд 34«Новоселье» («Рабочий Петроград»). 1937
Для выставки «Индустрия социализма»
Слайд 35АХРР
Митрофан Греков. Тачанка. 1925
Слайд 36И. Бродский. Ленин в Смольном в 1917 году. 1930
Слайд 37АХРР против Общества московских живописцев
Александр Васильевич Куприн (1880-1960)
Днепропетровск. Металлургический завод
им. Г.И. Петровского. Доменный цех. 1930
«При слове завод вам, конечно,
приходит на ум соцсоревнование, ударничество, встречный промфинплан, прорывы, борьба с вредительством. Здесь этого нет… Его интересует как вечерний сумеречный свет поглощает очертания заводских строений. Еще несколько минут и мрак покроет завод, становится грустно .. И художнику нравится эта грусть…. Напрашивается вывод: также как непонятны и чужды ему заводы, непонятно и чуждо ему соцстроительство» («Искусство в массы». 1930)
Слайд 38
Пейзаж с горой. Гудауты. 1911
Древнерусская архитектура. Москва. 1918
Донбасс. 1921
Ленинский натюрморт.
1927
Слайд 39«Ахраровцы»
Оглядел я выставку эту,
До чего хороша по сюжету!
Насчет тени, фона
И
тона
И насчет светового канона
Я судить не берусь:
На канон я гляжу,
как на молнию гусь.
Не учен. Не понятно.
В светотенях не смыслю, увы, ни аза,
Знаю только: вот это смотреть мне приятно,
А вот это мне режет глаза.
Но на выставке этой,
Ни одним «знатоком» не воспетой,
Все глаза мне ласкало.
Все мне в сердце запало.
Разве этого мало?
Д. Бедный 1925 год, к VII выставке АХРР
Слайд 40«Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие
нашу революцию перед лицом международного пролетариата»
Г. Ряжский (1895-1952)
Супрематизм. 1920
Делегатка. 1927
Председательница.
1928
Слайд 41Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций»
За последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут
большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих 173 организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы
Слайд 42Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций»
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских
писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
Слайд 43Рождение метода социалистического реализма
Слайд 44А. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951
6 июля 1933
года
(Исаак Бродский, Евгений Кацман, Александр Герасимов)
Слайд 45Август 1934 года – А.А. Жданов выступает на первом Всесоюзном
съезде советских писателей
«Социалистический реализм как действительность в ее революционном развитии»
Слайд 46СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ –
СТИЛЬ ИЛИ МЕТОД?
Принципы социалистического реализма
ИДЕЙНОСТЬ
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
НАРОДНОСТЬ