Разделы презентаций


Основы стихосложения

Содержание

РИФМАэто повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. Основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы стихосложения

Основы стихосложения

Слайд 2РИФМА
это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или

симметрично расположенных частей стихотворных строк.
Основным признаком рифмы является совпадение

ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза и ритм стихотворения
РИФМАэто повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. Основным признаком

Слайд 3Ри́фма  — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
1. Водой,

огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

2.

Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

Ри́фма  — созвучие в окончании двух или нескольких слов. 1. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли,

Слайд 4Парная
Рифма
Перекрестная
Кольцевая
ААББ
АБАБ
АББА

Парная РифмаПерекрестнаяКольцевая ААББ АБАБАББА

Слайд 5Рифма
Перекрестная


И тебя, мое сердце, впервые,

А
может быть, до скончания дней,

Б
волновали цветы неживые А
сверхъестественной жизнью своей. Б

М. Алигер
РифмаПерекрестнаяИ тебя, мое сердце, впервые,           Аможет быть,

Слайд 6ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЖНЫ

ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЖНЫ

Слайд 7Стихотворная речь – речь, по-особому организованная

РИТМ – равномерное чередование звуков,

смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на

читателя.
СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.
УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.
СТИХ – одна строка.
Стихотворная речь – речь, по-особому организованнаяРИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления

Слайд 8Рифма
Кольцевая

Знаю я, что, подобно звезде,

А
Будут живы и подвиги чести,

Б
Что о них негасимые вести Б
Мы услышим всегда и везде. А
В. Рождественский
РифмаКольцеваяЗнаю я, что, подобно звезде,      АБудут живы и подвиги чести,

Слайд 9Рифма
Парная

Вот уж вечер волгоградский настает, А
А

старушка не уходит, сына ждет,

А
В мирный берег тихо плещется волна, Б
Разговаривает с матерью она. Б

В. Боков
РифмаПарная Вот уж вечер волгоградский настает,    АА старушка не уходит, сына ждет,

Слайд 10

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает

следующих типов:

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает следующих типов:

Слайд 11мужская
(с ударением на последнем слоге стиха)
дактилическая
(с ударением на третьем

от конца стиха слоге
женская
(с ударением на предпоследнем слоге стиха


гипердактилическая
(с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах)

мужская(с ударением на последнем слоге стиха) дактилическая(с ударением на третьем от конца стиха слоге женская(с ударением на

Слайд 12МУЖСКАЯ
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой

грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.

(А.С.Пушкин)
МУЖСКАЯСижу за решеткой в темнице сырой.	Вскормленный в неволе орел молодой,	Мой грустный товарищ, махая крылом,	Кровавую пищу клюет под

Слайд 13ЖЕНСКАЯ

Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых

прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

(М.Волошин)
ЖЕНСКАЯКак мне близок и понятен	Этот мир – зеленый, синий,	Мир живых прозрачных пятен	И упругих, гибких линий.

Слайд 14ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как

я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

(М.Лермонтов)
ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯТучки небесные, вечные странники!	Степью лазурною, цепью жемчужною	Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники	С милого севера в сторону

Слайд 15ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ


Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает…

(А.С.Пушкин)
ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯИдет Балда, покрякивает,А поп, завидя Балду, вскакивает…

Слайд 16
Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:

Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:

Слайд 17
Ри́тм  — равномерное чередование повторяющихся единиц
(ударного и безударного слога).

Ри́тм  — равномерное чередование повторяющихся единиц (ударного и безударного слога).

Слайд 18Стихотворные размеры
двусложные
трехсложные
ХОРЕЙ
1,3,5,7
ЯМБ
2,4,6,8
ДАКТИЛЬ
АМФИБРАХИЙ
АНАПЕСТ
1,4,7,10
2,5,8,11
3,6,9,12

Стихотворные размерыдвусложныетрехсложныеХОРЕЙ 1,3,5,7ЯМБ 2,4,6,8ДАКТИЛЬАМФИБРАХИЙАНАПЕСТ 1,4,7,10 2,5,8,11 3,6,9,12

Слайд 19Хорей
По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих

слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных

с использованием хорея быстрое, звонкое.
! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - !
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
Хорей По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий».

Слайд 20ЯМБ
Пример схемы: - ! - ! - ! - ! -

! - - ! - ! - ! - ! -

!
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть
ЯМБ Пример схемы: - ! - ! - ! - ! - ! - - ! -

Слайд 21Дактиль
Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе,

содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был

первый из них. Пример схемы: ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - !
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники …
Дактиль Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом,

Слайд 22Амфибрахий
Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон.

При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а

ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Пример схемы:
- ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! –
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н. А. Некрасов)

Амфибрахий Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе

Слайд 23Анапест
Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в

которых ставится на последний слог. Пример схемы: - - ! -

- ! - - ! - - - ! - - ! - - !
О, весна́ без конца́ и без кра́ю — Без конца́ и без кра́ю мечта́! Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! И приве́тствую зво́ном щита́!
Анапест Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог.

Слайд 24КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:
1.Расставьте ударение в каждом стихе.
2. Пронумеруйте каждый

слог и выпишите на поля номера ударных слогов:


Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11
Отмстить неразумным хазарам… 2,5,8
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:1.Расставьте ударение в каждом стихе.2. Пронумеруйте каждый слог и выпишите на поля номера ударных

Слайд 25Определите стихотворный размер, тип рифмы

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я

пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Определите стихотворный размер, тип рифмы  Унылая пора! Очей очарованье,  Приятна мне твоя прощальная краса-

Слайд 26Определите стихотворный размер, тип рифмы
Задремавшая река

Отражает облака,
Тихий, бледный

свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.

Определите стихотворный размер, тип рифмы    Задремавшая река    Отражает облака,

Слайд 27Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

С. Есенин
Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Слайд 28Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

С. Есенин

ХОРЕЙ

Перекрестная

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

Слайд 29Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди

задают
Друг другу умные вопросы…

В. Ходасевич
Из книг мы знаем, как живутИндейцы, негры, эскимосы;В журналах люди задаютДруг другу умные вопросы…

Слайд 30Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди

задают
Друг другу умные вопросы…

В. Ходасевич

ЯМБ

Перекрестная

Из книг мы знаем, как живутИндейцы, негры, эскимосы;В журналах люди задаютДруг другу умные вопросы…

Слайд 31Стилистические приемы и тропы (художественные средства)
Аллитерация
Ассонанс
Аллитерационный повтор
Лексический повтор
Эскпрессивный повтор
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Антитеза
Аллегория
Гипербола
Литота
Анафора
Эпифора
Инверсия
Синтаксический параллелизм


Стилистические приемы и тропы (художественные средства)АллитерацияАссонансАллитерационный повторЛексический повторЭскпрессивный повторЭпитетМетафораОлицетворениеСравнениеАнтитезаАллегорияГиперболаЛитотаАнафораЭпифораИнверсияСинтаксический параллелизм

Слайд 32План анализа стихотворения

Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление
Тема стихотворения
Проблема

стихотворения
Лирический герой
Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе
Идея

стихотворения
Пафос
Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности)
Художественные средства, использованные в стихотворении
Мое отношение к стихотворению

План анализа стихотворенияНазвать поэта, время написания стихотворения, литературное направлениеТема стихотворенияПроблема стихотворенияЛирический геройКак меняется настроение лирического героя от

Слайд 33 Челн томленья
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко

буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн

томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
(отрывок)
К. Д. Бальмонт
Задания:
1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис).
2. Определить систему стихосложения и размер.
Охарактеризовать рифму.
4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки.
5. Определить тему, проблему, идею стихотворения
Челн томленья  Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря. В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн.Чуждый

Слайд 34 Элегия
Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая,
Когда весь мир

передо мной
Воскреснет вновь, благоухая.
На всё, что в жизни я люблю,
Взглянув

тогда с улыбкой ясной,
Я смерть свою благословлю -
И назову ее прекрасной.
М.А. Лохвицкая.
Задания:
1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис).
2. Определить систему стихосложения и размер.
Охарактеризовать рифму.
4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки.
5. Определить тему, проблему, идею стихотворения
ЭлегияЯ умереть хочу весной,С возвратом радостного мая,Когда весь мир передо мнойВоскреснет вновь, благоухая.На всё, что в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика