Слайд 2РИФМА
это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или
симметрично расположенных частей стихотворных строк.
Основным признаком рифмы является совпадение
ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза и ритм стихотворения
Слайд 3Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
1. Водой,
огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
2.
Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
Слайд 4Парная
Рифма
Перекрестная
Кольцевая
ААББ
АБАБ
АББА
Слайд 5Рифма
Перекрестная
И тебя, мое сердце, впервые,
А
может быть, до скончания дней,
Б
волновали цветы неживые А
сверхъестественной жизнью своей. Б
М. Алигер
Слайд 7Стихотворная речь – речь, по-особому организованная
РИТМ – равномерное чередование звуков,
смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на
читателя.
СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.
УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.
СТИХ – одна строка.
Слайд 8Рифма
Кольцевая
Знаю я, что, подобно звезде,
А
Будут живы и подвиги чести,
Б
Что о них негасимые вести Б
Мы услышим всегда и везде. А
В. Рождественский
Слайд 9Рифма
Парная
Вот уж вечер волгоградский настает, А
А
старушка не уходит, сына ждет,
А
В мирный берег тихо плещется волна, Б
Разговаривает с матерью она. Б
В. Боков
Слайд 10
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает
следующих типов:
Слайд 11мужская
(с ударением на последнем слоге стиха)
дактилическая
(с ударением на третьем
от конца стиха слоге
женская
(с ударением на предпоследнем слоге стиха
гипердактилическая
(с ударением на четвертом и последующих от конца стиха слогах)
Слайд 12МУЖСКАЯ
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой
грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
(А.С.Пушкин)
Слайд 13ЖЕНСКАЯ
Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых
прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
(М.Волошин)
Слайд 14ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как
я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Лермонтов)
Слайд 15ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает…
(А.С.Пушкин)
Слайд 16
Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:
Слайд 17
Ри́тм — равномерное чередование повторяющихся единиц
(ударного и безударного слога).
Слайд 18Стихотворные размеры
двусложные
трехсложные
ХОРЕЙ
1,3,5,7
ЯМБ
2,4,6,8
ДАКТИЛЬ
АМФИБРАХИЙ
АНАПЕСТ
1,4,7,10
2,5,8,11
3,6,9,12
Слайд 19Хорей
По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих
слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных
с использованием хорея быстрое, звонкое.
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - !
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
Слайд 20ЯМБ
Пример схемы:
- ! - ! - ! - ! -
! -
- ! - ! - ! - ! -
!
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть
Слайд 21Дактиль
Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе,
содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был
первый из них. Пример схемы:
! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники …
Слайд 22Амфибрахий
Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон.
При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а
ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Пример схемы:
- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! –
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н. А. Некрасов)
Слайд 23Анапест
Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в
которых ставится на последний слог.
Пример схемы:
- - ! -
- ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Слайд 24КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:
1.Расставьте ударение в каждом стихе.
2. Пронумеруйте каждый
слог и выпишите на поля номера ударных слогов:
Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11
Отмстить неразумным хазарам… 2,5,8
Слайд 25Определите стихотворный размер, тип рифмы
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Слайд 26Определите стихотворный размер, тип рифмы
Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный
свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.
Слайд 27Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
Слайд 28Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
ХОРЕЙ
Перекрестная
Слайд 29Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди
задают
Друг другу умные вопросы…
В. Ходасевич
Слайд 30Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди
задают
Друг другу умные вопросы…
В. Ходасевич
ЯМБ
Перекрестная
Слайд 31Стилистические приемы и тропы (художественные средства)
Аллитерация
Ассонанс
Аллитерационный повтор
Лексический повтор
Эскпрессивный повтор
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Антитеза
Аллегория
Гипербола
Литота
Анафора
Эпифора
Инверсия
Синтаксический параллелизм
Слайд 32План анализа стихотворения
Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление
Тема стихотворения
Проблема
стихотворения
Лирический герой
Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе
Идея
стихотворения
Пафос
Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности)
Художественные средства, использованные в стихотворении
Мое отношение к стихотворению
Слайд 33 Челн томленья
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко
буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн
томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
(отрывок)
К. Д. Бальмонт
Задания:
1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис).
2. Определить систему стихосложения и размер.
Охарактеризовать рифму.
4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки.
5. Определить тему, проблему, идею стихотворения
Слайд 34 Элегия
Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая,
Когда весь мир
передо мной
Воскреснет вновь, благоухая.
На всё, что в жизни я люблю,
Взглянув
тогда с улыбкой ясной,
Я смерть свою благословлю -
И назову ее прекрасной.
М.А. Лохвицкая.
Задания:
1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис).
2. Определить систему стихосложения и размер.
Охарактеризовать рифму.
4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки.
5. Определить тему, проблему, идею стихотворения