Слайд 1Тема 8
Предприниматель как главный субъект
экономической власти
Слайд 2Два величайших тирана на земле: случай и время. (М.Гердер)
Чтобы выполнить
большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и
ограниченное время. (Хаббард, Элберт)
Слайд 3Что есть предприниматель?
Предприниматель (бизнесмен) - лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее
своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды.
Слайд 4Говард Х. Стивенсон
«Предпринимательство – это наука управлять… погоня за возможностями
без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у
нас под контролем». ( Статья «Взгляд на предпринимательство», 1983 г.)
Слайд 5Люсьен Февр
На заре предпринимательства, торговлей занимались люди НОВЫЕ, лишенные корней
– по большей части сельские жители…У этих людей не было
начального капитала. Их величайший и единственный капитал – ум, коммерческая хватка, активность, практическая сметка.
Слайд 6Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. «Бизнес в стиле фанк»
- В
ту эпоху еще не было регламентаций запрещающего характера, но позже
они появились и «новые люди должны были УПОТРЕБЛЯТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ на то, чтобы обходить препятствия, которые ставились городскими регламентациями и церковными запретами на пути к быстрому и непомерному обогащению».
Слайд 7Новые условия
– Эти люди в своем абсолютном большинстве не были
АМОРАЛЬНЫМИ личностями (хотя встречались и такие), а были НОСИТЕЛЯМИ НОВОЙ,
НЕТРАДИЦИОННОЙ для данного общества морали. Когда капиталистическое мировоззрение стало господствующим в обществе, выдающиеся предприниматели все равно были людьми НЕПОХОЖИМИ на большинство. Но их НЕПОХОЖЕСТЬ носила не идеологический, а ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ характер.
Слайд 8Современный капитализм тоже был делом рук выскочек, новых людей, делающих
себя собственными руками:
Ротшильд, Крупп, Шнайдер, Пежо и др. –
все они начинали с НУЛЯ, имея в качестве капитала свой УМ: особого рода ум, не тот, что у интеллектуалов, чей ум может не иметь ничего общего с таковыми у капиталиста; УМ полностью практический, ОСОБОЕ и изощренное чувство ВЫГОДЫ, умение пользоваться случаем и идти на хорошо рассчитанный риск.
В конце ХХ века – Дж. Сорос, Б. Гейтс. На постсоветском пространстве – Дерипаска, Березовский, Бендукидзе.
Слайд 10ПЯТЬ ГРУПП ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
В основе четыре вида человеческих ресурсов:
1.Прошлая «номенклатура»
2. Инициаторы
– предприниматели
3.Прокапиталистические менеджеры
4. Пограничная категория
5. Носители новых идей
и технологий.
Слайд 11
Прошлая «номенклатура»
предприниматели преобразованных государственных предприятий в частные или акционерные фирмы.
Им помогла информация о купле-продаже за границей, банковских кредитах, которые
можно получить только благодаря старым номенклатурным связям. К ним можем отнести закамуфлированных капиталистов – отмывавшие деньги через хорошо налаженные контакты с госчиновниками или политическими деятелями старого режима. «Богатство власти, преобразованное в богатство денег»!
Слайд 12«self – made – man» - сделай себя сам
Яркие индивидуальности,
в большинстве случаев, с высшим образованием. Образование, т.е. социальный КАПИТАЛ,
играло важную роль. Они начинали бизнес с поездок за границу и сотрудничества с западными партнерами.
Слайд 13Высококвалифицированные специалисты
эксперты, высшие чиновники на госслужбе, менеджеры, управляющие приватизацией госсектора,
организаторы обанкротившихся синдикатов и трестов. Своей карьерой они обязаны СОБСТВЕННОМУ
высокому профессионализму и гибкой политике. Хозяйственные полномочия они получили вместе с акциями, т.е. экономическими ресурсами.
Слайд 14Пограничная категория
– директора предприятий, являющиеся держателями значительных пакетов акций
(между нарождающимся капиталистическим классом и слоем старой интеллигенции )
Слайд 15Носители новых идей
творцы новых продуктов и технологий, ставшие знаменитыми
предпринимателями и капиталистами, аристократия мира бизнеса, лучшая и наиболее талантливая
его часть – Стив Джобс.
Слайд 16У предпринимателей всех пяти групп МНОГО ОБЩЕГО: «у них преобладает
ИНДИВИДУАЛИЗМ,
ПРОБИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ,
ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ К ТРУДОВОЙ
АКТИВНОСТИ,
ПРЕДПОЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ОРИЕНТАЦИЯ НА УСПЕХ
ОПТИМИЗМ
КОНФОРМИЗМ.
Слайд 17Пример - Польша
Анализ социальных корней бизнес-элиты польских предпринимателей показывает, что
ее большинство рекрутируется из «деревенско-местечковых», низших слоев населения, обладающих невысоким
культурным уровнем в отличие от постсолидарной новой политической элиты, руководившей Польшей в 1990-93 гг.
Слайд 18Пример, Россия (автор И.М.Бунин).
Класс российских предпринимателей сформировался из ЧЕТЫРЕХ источников:
Протопредприниматели
времен «застоя», функционировавших в теневых структурах (их доля невелика, т.к.
«теневому» капиталу очень сложно освоить легальные формы крупного бизнеса).
Представители номенклатуры, нашедшие свое место в новом экономическом пространстве (они не смогли стать МОЩНЫМ хозяйственным субъектом, т.к. РЫНОК разрушает номенклатурную систему).
Из перекрасившихся «красных директоров» (среди известных предпринимателей нет ни одного бывшего директора – они старше 50 лет, выходцы из рабочих семей, за плечами чаще всего инженерный вуз, опыт работы часто ограничен одним предприятием, что делает невеликим их инновационный потенциал).
«Новые русские» (сложились из ДВУХ поколенческих когорт бизнесменов – 1. Сохранило психологические и идеологические связи коммунистического периода. 2 – заканчивало школу или институт в перестроечное время, не получило престижного и элитарного образования (как первые!))