Слайд 1Лесков
Николай Семенович
1831-1895
«Лесков - писатель будущего, и его жизнь в литературе
глубоко поучительна.»
Л.Н.Толстой
Слайд 2Орёл - родина Н.С.Лескова
Город Орел - город
детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл
"микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город".
Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле.
«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством её проявлений, бескрайними
просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка…Все это он стремится выразить в своем творчестве.»
И.П.Видуэцкая
Слайд 4Имение Лескова
Дом, в селе Горохове Орловской губернии, где родился Н.С.Лесков.
Слайд 5Мария Петровна Лескова, мать писателя. Фото 1880
Слайд 6Здание мужской гимназии в Орле, в которой учился Н.С. Лесков
Слайд 7Краткая биография
Родился в 1831 году в селе Горохове Орловской
губернии, в семье выслужившего дворянское звание выходца из духовенства.
В 1847 году, после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.
Слайд 8Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и
позволили ему с гордостью говорить :
«Я не изучал народ
по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»
Слайд 9Здание мужской гимназии
Рядом с памятником – здание бывшей мужской
гимназии, в которой в свое время учился Н.С.Лесков. “В орловской
гимназии, где я учился, — вспоминал Лесков, — классные комнаты были до того тесны <...> духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом” .Жизнь орловской гимназии нашла отражение во многих произведениях писателя.
Слайд 10Панин хутор
«Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком
в руке, я спал с ним на росистой траве ночного…
да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
Н.С.Лесков
Слайд 111841год. Орловская гимназия
«В науках далеко не зашелся», - скажет о
себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
Слайд 12Жизнь и творчество
Лесков — русский писатель. Род. в селе Горохове
Орловской губ. в семье выслужившего дворянское звание выходца из духовенства.
В 1847, после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда. В 1849 переводится помощником столоначальника рекрутского присутствия в Киев, где много занимается самообразованием. После Крымской кампании в 1857 поступает на частную службу, сначала в Русское общество пароходства и торговли, а затем агентом по управлению имениями Нарышкина и Перовского. Служба эта, связанная с разъездами по России, обогащает Лескова запасом наблюдений.
Слайд 13 С именем Лескова связаны многие места
России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь.
По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни.
В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».
Слайд 14 С именем Лескова связаны многие места
России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь.
По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни.
В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».
Слайд 15В действительности Лесков относился отрицательно к крайним политическим, демократическим течениям, всецело
стоя на почве буржуазных реформ. 60-х гг. и причисляя себя
к «постепеновцам». Лесков не видел никаких общественных сил, на которые могла бы опираться революция. «Социально-демократическая революция в России быть не может по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий и по неудобству волновать народ против того, кого он считает своим другом, защитником и освободителем» («Северная пчела», 1863, No 166). Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставлял идею личного совершенствования, развития культурных навыков в народе, проповедь «малых дел», «нравственного манчестерства». Относясь не без сочувствия к идеям нигилизма, Лесков делит нигилистов на «настоящих», «постепеновцев» и «фразерствующих беспочвенных Рудиных», «пустых ничтожных людишек», исказивших здоровый тип Базарова и «опрофанирующих идеи нигилизма» («Сев. пчела», 1863, No 142, «О Чернышевском и его романе «Что делать?''»)
Слайд 16В 1861 Лесков переезжает в Петербург и начинает сотрудничать в
ряде журналов: "Отечественных записках", обновленной "Северной пчеле", "Времени",
"Русской речи"
и др.
В Петербурге
Слайд 17Петербургские пожары
Во время петербургских пожаров в 1862 г. Лесков
выступил в "Северной пчеле" со статьей, муссировавшей слухи о том,
что в пожарах виновны студенты, и требовал от полиции или категорического опровержения этих слухов или наказания виновных. Статья вызвала бурю негодования и обвинений Лескова в науськивании полиции на студентов.
Лесков напрасно старался оправдаться и разъяснить истинный смысл статьи; имя Стебницкого (псевдоним Лескова) стало бранным словом.
Слайд 18Мировоззрение писателя
Издеваясь над движением 60-х гг., Лесков окончательно порвал связь
с революционно-демократическими кругами, от некоторого влияния которых он не свободен
был в первый период своей деятельности и примкнул к нигилистам.
Слайд 19 С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если
она еще сильно звучит в "Соборянах" [1872], то в следующих
вещах - "Запечатленный ангел" [1873], "Очарованный странник" [1873], "На краю света" [1876] и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.
Мировоззрение писателя
Слайд 20Творчество
Творчество писателя разнообразно: очерки, романы, повести.
Одним из самых интересных произведений
Лескова является повесть:
«Очарованный странник», написанная в 1873 г.,
рассказывающая о человеке
с непростой судьбой.
Слайд 21Первая проба пера –
«Очерки винокуренной промышлен-
ности» (1861г.)
Слайд 22Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа,
веры и безверия – постоянные и актуальные в творчестве Н.С.Лескова.
Слайд 23Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды
и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть
искусство в том священном его значении», - утверждал писатель.
Слайд 24В творческой лаборатории
На всем протяжении 35- летнего литературного
пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его
замечательных произведений. Множество своих героев автор, по словам М.Горького, «всю Русь расселил» именно на орловской земле, считая свою малую родину «микрокосмом всей земской России.»
Слайд 25«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни
один город, то как же устоять целой земле с одной
дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали.»
Н. С. Лесков.
Слайд 26Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью,
неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством
и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»
Слайд 27М.Задорнов:
«Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом
быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке
рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.
Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.
Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».
Слайд 28«Очарованный странник»
Повесть "Очарованный странник" была написана Николаем Семеновичем Лесковым в
1872—1873 гг. Видимо, замысел вести возник у Лескова во время
поездки летом 1872 г. в Валаамский монастырь на Ладожском озере.
Впервые произведение Лескова было напечатано в газете "Русский мир" 8 августа — 19 сентября 1873 г. под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения", Год спустя вышло отдельное издание "Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова".
Лесков первоначально намеревался назвать "Очарованного странника" "Русский Телемак" и "Черноземный Телемак", сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской "Одиссеи", разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.
Слайд 29 Лесков, по словам Горького, писал не о мужике, не о
помещике, а всегда о русском человеке. В каждом рассказе дума
не о судьбе лица, а о судьбе России.
Этот «волшебник слова», «первейший из русских писателей» «пронзил всю Русь»
Значение творчества Н.С.Лескова
Слайд 30Романы
· Некуда [1864]
· Обойденные [1865]
· Островитяне [1866]
· На ножах [1870]
· Соборяне [1872]
· Захудалый
род [1874]
· Чёртовы куклы [1890]
Слайд 31Повести
· Житие одной бабы [1863]
· Леди Макбет Мценского уезда [1864]
·
Воительница [1866]
· Старые годы в селе Плодомасове [1869]
· Смех и горе [1871]
·
Загадочный человек [1872]
· Очарованный странник [1873]
· Детские годы [1874]
· На краю света [1875]
· Печерские антики [1883]
· Некрещеный поп [1877]
· Полунощники [1891]
· Заячий ремиз [1894]
Слайд 32 «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского
уезда, «Соборяне» - эти книги Николая Семеновича Лескова вошли в
золотой фонд мировой литературы.
В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
Слайд 33«Овцебык»», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Железная
воля», «Кадетский монастырь», Левша», «Тупейный художник», «Зверь», «Человек на часах»,
«На краю света», «Несмертельный Голован», «Загон», романы «На ножах», «Некуда», «Соборяне»
Слайд 34«Тупейный художник»
Вот показывает свое мастерство «тупейный художник», причесывая
актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь «тупейного художника» к
крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба – насилия графа.
Слайд 35«Леди Макбет Мценского уезда»
Не принесла любовь счастья и Катерине
Измайловой. Прищурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском халате у
позорного столба перед отправкой на каторгу.
Слайд 36 “Умный, темпераментный,
с колючими чёрными глазами, с
душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей” — таким виделся
Лесков современникам.
Слайд 37«Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю
жизнь бился за место в ней и только под старость
вижу признание обществом за мною некоторых прав». Н.С.Лесков
«Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».
Л.Н.Толстой
Слайд 38Памятник Н.С.Лескову.
Установлен в 1981 году на родине писателя в
честь 150 –летия со дня рождения.
Авторы – московские скульпторы Ю.Г.
и Ю.Ю.Ореховы, архитекторы В.А.Петербуржцев и А.В.Степанов.