Слайд 1Льготы и поощрения
Доклад подготовила
студентка 3 курса
Е. В. ЕГОРОВА
Слайд 2
Советский период времени:
Налоговая льгота — поощрительное освобождение участника общественной жизни
от некоторых установленных нормами права обязанностей
Слайд 3
Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного
подходов
Слайд 4
По мнению А. В. Малько, правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее
ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых
прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей»
Слайд 5
С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные
условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей
Слайд 6
Правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт
Слайд 7
В зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие
в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
Слайд 8
Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные
Слайд 9
В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный
или стимулирующий характер
Слайд 10Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового,
административного, иных отраслей права
Следовательно, налоговые льготы являются одной из
разновидностей правовых льгот
Слайд 11Льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса
лица
Слайд 12Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые
льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов (поощрений)
(О. А. Горбачева,
А. И. Бабкин, Э. Цыганков)
Слайд 13Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации:
признает льготами по налогам
и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах
и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере
Слайд 14Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика:
По мнению ВАС
Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации, освобождение от
уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются
Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03–07–15/61906// Акты и комментарии для бухгалтера. 2015. № 3.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»// Вестник ВАС РФ. 2014. № 7.
Слайд 15
налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер
Слайд 16Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик
вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых
периодов
Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу
Слайд 17Вывод:
а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:
‒ одной из форм выражения принципа справедливости;
‒ составным элементом проявления действия регулирующей
и стимулирующей функции налогов;
б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;
в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;
г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.
Слайд 18Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:
личные и для юридических лиц;
общеэкономические и
социальные налоговые льготы;
внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и
общеэкономические льготы.
Слайд 19Ряд экономистов и юристов представляют следующую классификацию налоговых льгот:
а) изъятия — выведение
из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.
— Изъятия из налогообложения для
отдельных категорий лиц.
— Необлагаемый налогом минимум дохода.
б) налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством.
в) освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
Слайд 20Уменьшение налоговой ставки бывает:
понижение налоговой ставки;
уменьшение налогового оклада;
отсрочка или рассрочка
уплаты налога;
налоговый кредит;
возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать
с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций);
зачет ранее уплаченного налога.
Слайд 21Выделяют следующие проблемы:
в сегодняшнем виде система налоговых льгот не обеспечивает
в полной мере социальное регулирование и поддержку населения c низкими
и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе;
отсутствует комплексность в системе мер налогового стимулирования. Меры вводятся фрагментарно и охватывают отдельные сегменты инновационной деятельности;
нет стыковки между мерами общего налогового регулирования и льготными режимами, вследствие чего налоговые льготы могут терять свое значение;
недостаточное число льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности;
Слайд 22
Проблемой является также непредсказуемость государственной политики, которая характеризуется частым пересмотром
мер без оценки прошлого опыта
Слайд 23
Неоднозначность толкования понятия «льгота» вызывает противоречия при установлении преимуществ и
контроле над их использованием. Спорно отнесение к льготе пониженной ставки
по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в региональный бюджет, что предусмотрено ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ.
Слайд 24Однако если опираться на разъяснения Министерства финансов РФ, то понижение
налоговой ставки по налогу на прибыль нельзя считать налоговой льготой.
При этом в документах Минфина РФ содержится ряд противоречий
Слайд 25В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27 августа
2014 г. по вопросу применения пониженной налоговой ставки по налогу
на имущество организаций отмечено, что в соответствии с п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.
Слайд 26
В письме от 5 августа 2015 г. по вопросу применения
пониженной ставки по налогу на прибыль организаций сказано, что налоговая
ставка в силу ст. 17 НК РФ является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения
Слайд 27снижение ставки налога на прибыль признано незаконным: неправомерное выделение категории
налогоплательщика по размеру налоговой базы превышение полномочий законодательными органами власти
региона, особый порядок формирования налоговой базы
Слайд 28
В рассмотренных письмах Минфина РФ говорится о ставках по разным
налогам, а т.к. речь идет об обязательном элементе налогообложения, подход
к возможности применения пониженной ставки можно считать общим для всех налогов. Следовательно, обязательный элемент налогообложения не подлежит изменению. С нашей точки зрения, это противоречит положениям ст. 56 «Установление и использование льгот по налогам и сборам» НК РФ
Слайд 29
Если не расценивать снижение налоговой ставки, в частности по налогу
на прибыль организаций, как льготу, то это не позволит в
процессе проведения камеральной налоговой проверки потребовать документы, подтверждающие право на ее применение, что может повлечь налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога » НК РФ