Разделы презентаций


Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России в

Содержание

После смерти Николая I общественное мнение стало значительное активнее обозначать свою позицию: звучали призывы к обновлению и дарованию больших свобод. Однако границы дозволенной свободы общество и правительство понимали по-разному.С воцарением Александра

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России в 1855-1872 гг.
История

России XIX века

Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России в 1855-1872 гг.История России XIX века

Слайд 2После смерти Николая I общественное мнение стало значительное активнее обозначать

свою позицию: звучали призывы к обновлению и дарованию больших свобод.

Однако границы дозволенной свободы общество и правительство понимали по-разному.

С воцарением Александра II общественное движение в России значительно оживилось в связи с подготовкой крестьянской реформы.

За освобождение крестьян с землей выступали как либералы-западники, так и славянофилы. В конце концов эта идея легла в основу правительственной программы реформы.

Другие важнейшие требования либералов: представительное правление, реформа суда и местного самоуправления.

Общественные движения в эпоху Александра II

Александр II (1818-1881)
Император всероссийский в 1855-1881 гг.

После смерти Николая I общественное мнение стало значительное активнее обозначать свою позицию: звучали призывы к обновлению и

Слайд 3Вначале Герцен поддерживал Александра II, неоднократно обращался к царю в

своих текстах (Александр II регулярно читал нелегальный в России «Колокол»),

пытаясь убедить его в неизбежности преобразований.

Большую роль в общественном движении в России играли революционеры-демократы. Их основными центрами являлись редакция журнала «Современник» (Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Николай Некрасов), и Вольная русская типография Александра Герцена в Лондоне (с 1855 г. издавала альманах «Полярная звезда», с 1857 г. – газету «Колокол»).

Общественное движение в период подготовки отмены крепостного права

Титульный лист журнала «Современник» за 1860 г.

Чернышевский, Некрасов и Добролюбов в редакции «Современника»

Вначале Герцен поддерживал Александра II, неоднократно обращался к царю в своих текстах (Александр II регулярно читал нелегальный

Слайд 4Обложка альманаха «Полярная звезда» за 1855 г.
Из «Открытого письма Александра

Герцена императору Александру II» в альманахе «Полярная звезда». 10 марта

1855 г.:
«Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках. Дайте нам вольную речь…
Дайте землю крестьянам. Она им и так принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спине наших братий – эти страшные следы презрения к человеку. <…> Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить…»
Обложка альманаха «Полярная звезда» за 1855 г.Из «Открытого письма Александра Герцена императору Александру II» в альманахе «Полярная

Слайд 5Либералы (Алексей Унковский, Константин Кавелин, Борис Чичерин и др.) допускали

исключительно мирный ход преобразований и отвергали революцию.

Герцен, предпочитая мирные

преобразования, предупреждал, что если они не будут проведены властью, то осуществятся революционным путем.

Сторонники Николая Чернышевского считали надежды на царские реформы неоправданными и рассматривали крестьянскую революцию как неизбежную.

Разное отношение к роли самодержавия в преобразовании России предопределило расхождения между «Колоколом» и «Современником».

Общественное движение в период подготовки отмены крепостного права

Чернышевский у Герцена летом 1859 г.

Либералы (Алексей Унковский, Константин Кавелин, Борис Чичерин и др.) допускали исключительно мирный ход преобразований и отвергали революцию.

Слайд 6Полемика «Колокола» и «Современника»
В марте 1860 г. в «Колоколе» появилось

«Письмо из провинции», подписанное псевдонимом «Русский человек». Автор письма до

сих пор точно не установлен, но ясно, что он принадлежал к кругу «Современника». Некоторые историки полагают, что «Русским человеком» был Николай Добролюбов.

Газета «Колокол» за 1 марта 1860 г. с публикацией «Письма из провинции»

Из «Письма из провинции» Николая Добролюбова (?) в газете «Колокол». 1 марта 1860 г.:
«Вы, смущенные голосами либералов-бар, после первых номеров «Колокола» переменили тон. Вы… с особенной яростью нападали на Орловых, Паниных, Закревских. В них беда, они мешают Александру II! …Он желает России добра, но злодеи окружающие мешают ему! И вот вы… поете ту же песню, которая сотни лет губит Россию. Вы не должны ни на минуту забывать, что он самодержавный царь, что от его воли зависит прогнать всех этих господ … Нет, не обманывайтесь надеждами и не вводите в заблуждение других… Надежда в деле политики — золотая цепь, которую легко обратит в кандалы подающий ее…
Нет, наше положение ужасно, невыносимо и только топор может нас избавить, и ничто, кроме топора, не поможет! … Вы все сделали, что могли, чтобы со- действовать мирному решению дела, перемените же тон, и пусть ваш «Колокол» благовестит не к молебну, а звонит набат! К топору зовите Русь.
Прощайте и помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей, не вам ее поддерживать».

Полемика «Колокола» и «Современника»В марте 1860 г. в «Колоколе» появилось «Письмо из провинции», подписанное псевдонимом «Русский человек».

Слайд 7Полемика «Колокола» и «Современника»
Газета «Колокол» за 1 марта 1860 г.

с публикацией «Письма из провинции» и ответа Герцена на «Письмо»
Из

ответа Александра Герцена на «Письмо из провинции»:
«Мы расходимся с вами не в идее, а в средствах; не в началах, а в образе действования. Вы представляете одно из крайних выражений нашего направления; ваша односторонность понятна нам, она близка нашему сердцу; у нас негодование так же молодо, как у вас, и любовь к народу русскому так же жива теперь, как в юношеские лета.
Но к топору, к этому ultima ratio (лат. – последнему, решительному доводу) притесненных, мы звать, не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора.
Чем глубже, чем дольше мы всматриваемся в западный мир, чем подробнее вникаем в явления, нас окружающие, и в ряд событий, который привел к нам Европу, тем больше растет у нас отвращение от кровавых переворотов; они бывают иногда необходимы, ими отделывается общественный организм от старых болезней, от удушающих наростов; они бывают роковым последствием вековых ошибок, наконец, делом мести, племенной ненависти, — у нас нет этих стихий; в этом отношении наше положение беспримерно».
Полемика «Колокола» и «Современника»Газета «Колокол» за 1 марта 1860 г. с публикацией «Письма из провинции» и ответа

Слайд 8Другое различие между либералами и революционерами-демократами заключалось в отношении к

выкупу.
Общественное движение в период подготовки отмены крепостного права
Константин Кавелин
(1818-1885)
Представитель

либерального лагеря

Николай Чернышевский (1828-1889)
Представитель революционного лагеря (круг «Современника»)

Александр Герцен
(1812-1870)
Представитель революционного лагеря, издатель «Колокола» и «Полярной звезды»

Если Константин Кавелин считал обязательным выкуп земли крестьянами, то Александр Герцен полагал, что заплатить за землю должно правительство, а Николай Чернышевский вообще требовал передать землю крестьянам безвозмездно.

Другое различие между либералами и революционерами-демократами заключалось в отношении к выкупу.Общественное движение в период подготовки отмены крепостного

Слайд 9В Москве состоялась студенческая демонстрация-панихида по погибшим в Бездне.

Либеральные

тверские дворяне во главе с Алексеем Унковским заявили о неудовлетворительности

«Положений» 19 февраля и потребовали созвать бессословное представительство. За это 13 тверских мировых посредников подверглись заключению в крепость.

Умеренный прежде «Колокол» откликнулся на события в Бездне статьями, разоблачающими «новое крепостное право».

После провозглашения «Положений» 19 февраля и подавления крестьянских волнений в Бездне и Кандеевке отношение разночинной интеллигенции к правительственным реформам изменилось. Николай Огарев писал: «Народ царем обманут!»

Реакция в обществе на отмену крепостного права

Крестьянское восстание. Художник Сергей Герасимов

В Москве состоялась студенческая демонстрация-панихида по погибшим в Бездне. Либеральные тверские дворяне во главе с Алексеем Унковским

Слайд 10Реакция в обществе на отмену крепостного права
Из статьи Александра Герцена

«Ископаемое епископ, допотопное правительство и обманутый народ». «Колокол», 15 августа

1861 г.:
«... О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской, — до тебя, которого та Русь, Русь лакеев и швейцаров, презирает, которого ливрея зовет черным народом и, издеваясь над твоей одеждой, снимает с тебя кушак, как прежде снимала твою бороду, — если б до тебя дошел мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским синодом и немецким царем. Ты их не знаешь, ты обманут их облачением, ты смущен их евангельским словом — пора их вывести на свежую воду!
Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их — и совершенно прав; но веришь еще в царя и в архиерея... не верь им. Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, — ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе. Он облыжным освобождением сам взялся раскрыть народу глаза и для ускорения послал во все четыре стороны Руси флигель-адъютантов, пули и розги».

Газета «Колокол» за 15 августа 1861 г.

Реакция в обществе на отмену крепостного праваИз статьи Александра Герцена «Ископаемое епископ, допотопное правительство и обманутый народ».

Слайд 11Прокламации 1860-х годов
Наиболее известные прокламации: «Великорусс», «Барским крестьянам от их

доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «К народу», «К солдатам», «Молодая

Россия».

Прокламация «Великорусс» был адресован «образованным классам». Авторы требовали вернуть крестьянам отрезки, провести выкуп «за счет всей нации», освободить Польшу, ввести конституцию, суд присяжных и политические свободы.

Прокламация «Барским крестьянам...», автором которой историки считают Николая Чернышевского, призывала крестьян готовиться к общему восстанию и ждать сигнала к выступлению.

Эта прокламация не получила широкого распространения (ее тираж был конфискован). По обвинению в ее написании Чернышевский был арестован и приговорен к семи годам каторги.

Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»

Из прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». 1861 г.:
«А не знал ли царь что ли, какое дело он делает? Да сами вы посудите, мудрено ли это разобрать. Значит, знал <...> Оболгал он вас, обольстил он вас <…>
...А когда промеж вами единодушие будет, в ту пору и назначение выйдет, что пора, дескать, всем дружно начинать... Ведь у нас по всем местам свои люди есть, отовсюду к нам вести приходят, как народ, что народ. Вот и мы знаем, что покудова нет приготовленности. А когда приготовленность будет, нам тоже видно будет. Ну, тогда и пришлём такое объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать, что во всех местах в одну пору начнется доброе дело, потому что везде тогда народ готов будет и единодушие в нём есть, и одно место от другого не отстанет. Тогда и легко будет волю добыть».

Прокламации 1860-х годовНаиболее известные прокламации: «Великорусс», «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «К народу»,

Слайд 12Прокламации 1860-х годов
Гражданская казнь Николая Чернышевского в 1864 г.

Прокламации 1860-х годовГражданская казнь Николая Чернышевского в 1864 г.

Слайд 13Прокламации 1860-х годов
Многие последователи Николая Чернышевского (например, Николай Шелгунов, автор

прокламации «К молодому поколению») видели в революционном насилии единственный выход.

20-летний

студент Петр Заичневский в прокламации «Молодая Россия» угрожал заговором и массовым террором во имя установления социальной республики.

Ультрарадикализм «Молодой России» осудили Герцен и даже Чернышевский. Но в молодежной оппозиционной среде такие настроения уже преобладали.

Прокламация «Молодая Россия»

Из прокламации «Молодая Россия», 1862 г.:
«Скоро, скоро наступит день, когда мы распустим великое знамя будущего, знамя красное и с громким криком «Да здравствует социальная и демократическая республика Русская!» двинемся на Зимний дворец истребить живущих там. Может случиться, что всё дело кончится одним истреблением императорской фамилии, то есть какой-нибудь сотни, другой людей, но может случиться, и это последнее вернее, что вся императорская партия, как один человек, встанет за государя, потому что здесь будет идти вопрос о том, существовать ей самой или нет. В этом последнем случае, с полной верою в себя, в свои силы, в сочувствие к нам народа, в славное будущее России, которой вышло на долю первой осуществить великое дело социализма, мы издадим один крик: «в топоры», и тогда... тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и сёлам!...».

Из статьи Герцена «Молодая и старая Россия». «Колокол», 15 июля 1862 г.:
«Всё это страшное дело, сводится на юношеский порыв, неосторожный, несдержанный, но который не сделал никакого вреда и не мог сделать. Жаль, что молодые люди выдали эту прокламацию, но винить мы их не станем. Ну что упрекать молодости её молодость, сама пройдет, как поживут. Горячая кровь, а тут святое нетерпение, две-три неудачи — и страшные слова крови и страшные угрозы срываются с языка. Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольётся, то это будет их кровь — юношей-фанатиков».

Прокламации 1860-х годовМногие последователи Николая Чернышевского (например, Николай Шелгунов, автор прокламации «К молодому поколению») видели в революционном

Слайд 14Нигилизм
В 1860-е годы были широко распространены нигилистические идеи.

Поколение «шестидесятников»

стремилось к «реальному делу», увлекалось точными науками, отрицая поэзию, литературу,

философию, религию. На этом фоне складывались многочисленные революционные кружки.

Слово «нигилизм» стало общеупотребимым после издания книги «Отцы и дети» Ивана Тургенева в 1862 году. В том же 1862 году, когда произошел петербургский пожар, среди горожан росли слухи, что за пожарами стоит некое бунтующее движение – студенты-нигилисты.

Пожар в Апраксином дворе 28 мая 1862 года, вид с Садовой улицы. Литография

НигилизмВ 1860-е годы были широко распространены нигилистические идеи. Поколение «шестидесятников» стремилось к «реальному делу», увлекалось точными науками,

Слайд 15Вечеринка.
Художник Константин Маковский.
1875-1897 гг.

Вечеринка.Художник Константин Маковский. 1875-1897 гг.

Слайд 16«Земля и воля» 1860-х годов
В 1861 г. группа соратников Николая

Чернышевского (Александр Слепцов, Николай Шелгунов, Николай Серно-Соловьевич) создали тайную организацию

«Земля и воля».

Ее программа требовала возвращения крестьянам отрезков и самоуправления общин, народного представительства. Надежда возлагались на крестьянское восстание, которое ожидалось уже в 1863 г.

Однако крестьянское движение после 1861 г. пошло на спад. В связи с польским восстанием 1863 г. в обществе также усилились патриотические настроения и лояльность к властям.

В 1863 г. «Земля и воля» первого состава была распущена.
«Земля и воля» 1860-х годовВ 1861 г. группа соратников Николая Чернышевского (Александр Слепцов, Николай Шелгунов, Николай Серно-Соловьевич)

Слайд 17Кружок ишутинцев
В середине 1860-х гг. в Москве сложился кружок ишутинцев

(лидер – Николай Ишутин).

Ишутинцы пытались организовать артели, подобные описанным

в романе Чернышевского «Что делать?», и мечтали о крестьянской революции.

Исподволь в кружке зрели заговорщические идеи.

Николай Ишутин (1840-1879)
русский революционер, один из первых социалистов-утопистов, создатель революционных кружков.

Николай Ишутин в заключении

Фрагмент первого издания романа Николая Чернышевского «Что делать?».
Современник. 1863 г.

Кружок ишутинцевВ середине 1860-х гг. в Москве сложился кружок ишутинцев (лидер – Николай Ишутин). Ишутинцы пытались организовать

Слайд 18В 1866 г. член кружка ишутинцев Дмитрий Каракозов совершил неудачное

покушение на жизнь Александра II.

Это была первая попытка революционеров

убить императора. И это была не последняя попытка.

После этого судьбоносного события Каракозов был казнен, ишутинский кружок разгромлен, политика самодержавия значительно ужесточилась.
Оттепель 1855-1860-х годов оборвалась покушением Каракозова.

Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II

Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II 4 апреля 1866 у Летнего сада в Петербурге.
Художник Василий Гринер.

Дмитрий Каракозов (1840-1866)

В 1866 г. член кружка ишутинцев Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на жизнь Александра II. Это была

Слайд 19Покушение Каракозова не удалось по чистой случайности – в решающий

момент его толкнул проходивший мимо крестьянин Осип Комиссаров, продававший в

городе плетенные корзины. Комиссаров на несколько дней стал знаменитостью, даже Николай Некрасов посвятил ему стихотворение.

Когда император спросил Каракозова, почему тот выстрелил в него, ишутинец ответил: «Ты обманул народ: обещал ему землю, да не дал».

Позднее Осип Комиссаров был возведен в потомственные дворяне с присвоением фамилии Комиссаров-Костромской (он был выходцем из Костромской губернии).

При Каракозове же была найдена его прокламация «Друзьям-рабочим!», в которой революционер объяснял мотивы своего поступка.

Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II

Часовня на месте покушения на императора

Покушение Каракозова не удалось по чистой случайности – в решающий момент его толкнул проходивший мимо крестьянин Осип

Слайд 20Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II
Дмитрий Каракозов (1840-1866)
«Выстрел 4 апреля

был нам не по душе. Мы ждали от него бедствий,

нас возмущала ответственность, которую на себя брал какой-то фанатик... Только у диких и дряхлых народов история пробивается убийствами»
Александр Герцен о покушении Дмитрия Каракозова.

«Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принёс пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»
Из прокламации Дмитрия Каракозова.

Покушение Дмитрия Каракозова на Александра IIДмитрий Каракозов (1840-1866)«Выстрел 4 апреля был нам не по душе. Мы ждали

Слайд 21Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II
Дмитрий Каракозов перед казнью. Рисунок

Ильи Репина.
«Первое покушение на жизнь Александра II озадачило всех простых

людей до столбняка. Вместе с народною молвою средние обыватели Питера быстро установили, что это дело помещиков — за то, что у них отняли их собственность — тогда с душою и телом — крепостных; вот они и решились извести царя. Интеллигенция, конечно, думала иначе...
«Избавитель» Осип Иванович Комиссаров-Костромской быстро становился героем дня, но у нас он не имел успеха: злые языки говорили, что в толпе, тогда у Летнего сада, этот шапошник был выпивши и его самого страшно избили, принявши за покусителя. А потом болтали, что в разгаре его славы жена его в магазинах требовала от торговцев больших уступок на товарах ей как "жене спасителя"…»
Из воспоминаний Ильи Репина.
Покушение Дмитрия Каракозова на Александра IIДмитрий Каракозов перед казнью. Рисунок Ильи Репина.«Первое покушение на жизнь Александра II

Слайд 22Среди членов организации Нечаев внедрял слепое повиновение. Один из членов

организации – студент Иван Иванов – возмутился мерами, которыми собирался

бороться Нечаев, так как они могли поставить под удар обычных студентов. Завязался ожесточенный спор, и Нечаев испугался, что Иванов, пользовавшийся уважением среди студентов, переманит их на свою сторону.

Расправа в назидание остальным последовала почти незамедлительно: заманив Иванова в грот в Петровско-Разумовском парке, Нечаев убил его вместе с сообщниками и сбежал в Швейцарию.

В 1869 г. бывший студент Сергей Нечаев создал в Петербурге организацию «Народная расправа». Нечаев выдавал себя за уполномоченного несуществующего «Всемирного революционного совета».

В своем «Катехизисе революционера» Нечаев провозглашал свободу революционеров от моральных запретов.

Нечаевщина

Из «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева:
«Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».

Сергей Нечаев
(1847-1882)

Среди членов организации Нечаев внедрял слепое повиновение. Один из членов организации – студент Иван Иванов – возмутился

Слайд 23Нечаева на суде приговорили к каторге и содержали в Алексеевском

равелине как «секретного узника».

Но и здесь Нечаев проявил несгибаемую

волю: сумел подчинить своему влиянию солдат-караульных (!), установил с их помощью связь с революционным подпольем столицы и готовил побег, который сорвался лишь по чистой случайности.

21 солдат попал за это в штрафные батальоны, а потом – в ссылку.

В ноябре 1883 г. Нечаев умер в тюремной камере.

Нечаева выдали в Россию как уголовного преступника (политических не выдавали). Процесс над самым радикальным нигилистом России власти хотели превратить в процесс над всем революционным движением. «Дело Нечаева» активно обсуждалось в прессе, а Федор Достоевский на его основе создал знаменитый роман «Бесы» (1872 г.)

Нечаевщина

Нечаева на суде приговорили к каторге и содержали в Алексеевском равелине как «секретного узника». Но и здесь

Слайд 24Алексеевский равелин в Петропавловской крепости

Алексеевский равелин в Петропавловской крепости

Слайд 25Нечаевщина
Из статьи Михаила Каткова «Дело Нечаева». «Московские Ведомости». 9 января

1873 г. № 5.:
«…Не успел председатель обратиться к обвиняемому с

обычными первыми вопросами суда, как он, неестественно подняв голос и как-то странно жестикулируя левою рукой, точно отбивая темп, объявил, перебивая председателя, что он не признает за русским судом права судить его. Это заявление он повторял потом не раз, сопровождая его разными неуместными выходками, до того надоевшими публике, что ее наконец взорвало и послышались крики: «Вон! вон его!» Публика была остановлена строгим замечанием председателя. Это был единственный раз, что председатель позволил себе возвысить голос и выйти из тона полного спокойствия. Но он несколько раз был принужден приказывать, чтобы подсудимого вывели.
Во время судебного следствия и чтения показаний неявившихся свидетелей подсудимый сидел молча, аффектируя пренебрежение к суду, повернувшись к нему спиной и пронзительно вглядываясь в публику. Когда говорил прокурор, он оттенял некоторые особенно не нравившиеся ему места речи то злобною усмешкой, то закусыванием губ, то как-то странно раскачиваясь и вертясь на скамье. Впрочем, по большей части он только покручивал усики и бородку, свертывая ее в косичку, поправлял волосы или бесшумно барабанил пальцами по решетке; другою рукой, левою, он подпирал закинутую назад голову, обращенную в сторону публики.
Когда прокурор кончил свою речь, Нечаев сказал с величайшим эмфазом: «Русское правительство может лишить меня жизни, но честь останется при мне» – и он ударил себя в грудь. В публике послышался смех и шиканье, умолкшие при звонке председателя».

Михаил Катков (1818-1887)

НечаевщинаИз статьи Михаила Каткова «Дело Нечаева». «Московские Ведомости». 9 января 1873 г. № 5.:«…Не успел председатель обратиться

Слайд 26Тема «Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860-1870-х гг.»

Термины:
Вольная русская

типография * «Полярная звезда» * «Колокол» * «Современник» * Нигилизм

* Прокламация * «Народная расправа» * Нечаевщина * Первая «Земля и воля» * Ишутинцы * Разночинцы

Имена:
Александр Герцен * Николай Огарев * Константин Кавелин * Николай Некрасов * Николай Добролюбов * Николай Чернышевский * Дмитрий Каракозов * Николай Ишутин * Сергей Нечаев * Михаил Катков * Дмитрий Толстой
Тема «Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860-1870-х гг.»Термины:Вольная русская типография * «Полярная звезда» * «Колокол» *

Слайд 271872
Исключение Бакунина из I Интернационала после конфликта с Марксом
1855
1856
1857
1858
1859
1860
1861
1862
1863
1864
1865
1866
1867
1868
1869
1870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1877
1878
1879
1880
1881
1882
1854
Общественные

движения во времена Александра II (1855-1881 гг.)
18.2.1855
Смерть Николая I. Начало

правления Александра II.

1.3.1881
Убийство Александра II. Начало правления Александра III.

1861-1864
Первый состав «Земли и воли»

1862-1864
Дело Чернышевского

1866
Покушение Каракозова на Александра II

1869-1871
Организация «Народная расправа»
(Сергей Нечаев)

1869
Убийство студента Иванова Сергеем Нечаевым

1863
Публикация романа Чернышевского «Что делать?» в «Современнике»

1872
Публикация романа Достоевского «Бесы»

1869-1874 Кружок «чайковцев»

1874-1878
«Хождение в народ»

1878
Дело Веры Засулич

1877-1878
Процесс 193-х
(дело о пропаганде в империи)

2.4.1879
Покушение Соловьева на Александра II

1876-1879
Второй состав «Земли и воли»

1879
Раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»

1879-1881
«Охота на царя»

1868
Вступление Бакунина в I Интернационал Карла Маркса

1876
Демонстрация «Земли и воли» у Казанского собора

1863-1864
Польское восстание

1863-1866
Кружок Ишутина

1857
Выход первого номера газеты «Колокол» («Вольная русская типография», Герцен, Лондон)

1855
Выход первого номера альманаха «Полярная звезда» («Вольная русская типография», Герцен, Лондон)

Рубеж 1860-х-1870-х Формирование народничества

1854-1862 Журнал «Современник» с Некрасовым, Чернышевским и Добролюбовым в редакции

1862
Приостановление издания «Современника» «за вредное направление»

1872Исключение Бакунина из I Интернационала после конфликта с Марксом 18551856185718581859186018611862186318641865186618671868186918701871187218731874187518761877187818791880188118821854Общественные движения во времена Александра II (1855-1881 гг.)18.2.1855Смерть

Слайд 28Общественные движения второй половины XIX века в России. Карта.

Общественные движения второй половины XIX века в России.  Карта.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика