Слайд 1Философия
Колыбель античной философии – греческие полисы VI – V вв.
до н.э. в Ионии (Малая Азия) на побережье Средиземного моря,
а также греческие города-колонии в Южной Италии и на Сицилии.
Ситуация «котла культур»
Слайд 2Милетская школа
Милетская школа (г. Милет):
Фалес (ок. 624 – 546 до
н.э.),
Анаксимандр (ок. 610 – 540 до н.э.),
Анаксимен (ок.
585 – 525 до н.э.)
Гераклит (г. Эфес), (ок. 550 – 480 до н.э.)
Анаксагор (г. Клазомены), (ок. 500 – 428 до н.э.)
Пифагор (остров Самос), (ок. 570 – 500 до н.э.) – затем г. Кротон (Южная Италия), где он организует свою философскую школу
Ксенофан (г. Колофон), (ок. 570 – 478 до н.э.) – затем г. Элея (Южная Италия) – основатель элейской школы.
Слайд 3
Элейская школа:
Ксенофан (ок. 570 – 478 до н.э.)
Парменид (ок.
540 – 470 до н.э.)
Зенон (расцвет – середина V
века до н.э.)
Эмпедокл (ок. 492 – 432 до н.э.) – г. Акрагант на Сицилии
Слайд 4Пифагорейская школа
Пифагор (570-490)
Слайд 5Век Перикла
Для нашего государственного устройства мы не взяли за
образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример
другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести…
<…>
Мы развиваем нашу склонность к прекрасному, соблюдая меру, и философствуем, не впадая в изнеженность…
<…>
Одним словом, я утверждаю, что город наш – школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях. И то, что мое утверждение – не пустая похвальба в сегодняшней обстановке, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города, достигнутым благодаря нашему жизненному укладу…» (Фукидид, История, II, 37-41).
Так в переводе Г.А. Стратановского передано греческое слово demokratia.
Слайд 6Что такое мудрость?
«мудрость» до софистов и Сократа:
I. мудрец – тот,
кто много знает, много путешествовал, много видел, – благоразумен в
поступках и умеет быть счастливым, непогрешим в суждениях.
II. мудрость – как практическое знание (умение), искусство (technē), совершенное владение каким-нибудь ремеслом.
III. мудрость поэта, предполагающая высокоразвитое искусство владения словом и – благодаря слову – искусство «психагогии» (управления душами).
IV. мудрость – как умение обращаться с людьми, которое может доходить до искусства приноравливаться, хитрости и притворства.
Слайд 7Греческие мудрецы
Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее
всего», — Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте: «Познай себя самого», —
проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем!» — поговорка была милетинца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово
582-581 год Афины при архонте Дамасии
Слайд 8Софист
Корыстолюбивый охотник за богатыми молодыми людьми
Торговец знаниями оптом и в
розницу
борец в словесных состязаниях
мастер словопрений, ведущих лишь к отрицательному результату
подражатель
философа, лишь умножающий противоречия
Слайд 9Знаменитые софисты
Протагору (485 - конец V в. до н.э.) принадлежит
знаменитая максима «Человек есть мера всех вещей».
Горгий (485- 375
до н.э.), автор поэмы «О природе, или о небытии»
Слайд 10Sophoi (epistêmê) – philosophia
«Так как не в природе человека обладать
знанием (epistêmê), достигнув какового мы ведали бы, что надлежит делать
или говорить, то в пределах возможного мудрецами (sophoi) почитаю я тех, которые благодаря своим догадкам в большинстве случаев способный прийти к правильному решению; философами же (philosophoi) я называю тех, что проводят время свое в занятиях, помогающих им как можно скорее как можно скорее приобрести такую способность суждения».
Исократ Панегирик
Слайд 11Изобретение философии
Познание осмысляется как процесс, а не как состояние и
не как статус.
Процесс познания определяется через чистый интерес к знанию
(любовь)
Любомудрие (философия) противопоставляется политической (практической) мудрости, теоретическое знание – практическому.
Любомудрие осмысляется через фигуру философа как субъекта самосовершенствования.
Слайд 12Сократ
Сокра́т (Σωκράτης; 470/469 до н. э.— 399 до н. э Афины)
«Собеседники Сократа
искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но
чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе)
Слайд 13
Основной принцип сократовской философии
«Забота о себе» (epimeleia heautou/cura sui )
Философия
не набор теоретических знаний, но определенный стиль жизни, подчиненный стремлению
к мудрости как форме личностного совершенства.
Жизнь философа оказывается постоянным упражнением, самосовершенствованием. Это определение философа в значительной степени повлияет на понимание философии во всей последующей западной традиции
Слайд 14Пайдейя
В классическую эпоху воспитание включало в себя «гимнастическое» и «мусическое»
(т.е. «телесное» и «духовное» образование (слово «музике» включало в себя
музыку, поэзию, танец и т.д. – все, что развивает душу). Целью воспитания было помочь воспитанникам развить в себе арете – добродетель-доблесть, «хорошесть».
Цицерон использовал для перевода термина «пайдейя» на латинский язык слово cultura.
Слайд 15Практики самовоспитания
1) практика духовной концентрации
2) исследование совести и внутренних побуждений
3)
практика отшельничества – анахорезис;
4) практика терпеливости: надо уметь переносить
страдания;
5) практика контроля над временем;
6) общение с наставником;
7) практика подготовки к смерти
8) Самообладание
9) Слияние с природой
Слайд 17Метафизика Платона
Теорию идей (от греч. eidos – идея, образ)
Концепцию знания
как припоминания (анамнесис)
Концепцию бессмертия души
Слайд 19Контекст «Пира» Платона
424-3 первая постановка «Облаков» Аристофана
416 – победа Агафона
на Великих Дионисиях, которую отмечают герои «Пира»
415-413 – Сицилийская экспедиция
404
– поражение Афин, правление Тридцати Тиранов
399 – казнь Сократа
Слайд 20Сократ
Тот, кто уверен только в своем незнании.
Дельфийский оракул: «мудрым
является тот, кто знает, что его знание ничего не стоит»
(Апология Сократа)
Он ничего не знает, поэтому расспрашивает других
Прикидывается простаком
Слайд 21Сократ-повитуха
В моем повивальном искусстве почти все так же, как и
у обычных повитух, отличие, пожалуй, лишь в том, что я
принимаю у мужей, а не у жен и принимаю «роды души», а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, - что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, - это правда.
Платон Теэтет
Слайд 22Дискурсивные процедуры
Спровоцировать собеседника на разговор
Указать на противоречия в его позиции
Завести
в тупик
Прийти на помощь
Открыть человеку условный характер любого знания
Заставить задуматься
о себе самом
Слайд 23Техники взаимодействия с
другим
1. Наставление примером: пример великих людей и
сила традиции формируют модель поведения.
2. Наставление знаниями: передача знаний,
манеры поведения и принципов.
3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации, сократовское techne.
Цель: не educare («воспитывать»), а educere («вывести»)
Слайд 24Теэтет-Пир
Я человек совершенно вздорный (atopos) и люблю ставить людей в
тупик (aporia).
Платон-Эрот (Пир)
Daimōn (не бог, не человек) – посредник
«Философ занимает
промежуточное положение между мудрецом и невеждой» Пир
Слайд 25Мудрость-философия
Неустранимое противоречие между философом и мудростью
Промежуточное положение Сократа
Трагизм и
одиночество
Сократ-Христос
«Превосходство Сократа над основателем христианства заключалось в его веселой серьезности
и мудрости, полной плутоватой шутливости, что представляет лучшее душевное состояние человека».
Ницше Странник и его тень