Слайд 1Проверка домашнего задания
§ Образование славянских государств
Слайд 2Возникновение ислама.
Арабский халифат и его распад
Слайд 3Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он
распространён?
Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке?
Чем закончились эти битвы?
Слайд 4Практически во всех странах мира… Чем темнее участок – тем
больше мусульман в этой стране
Слайд 51. Природа и занятия населения Аравии.
Арабы издавна жили на обширном
Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие
степи и безводные пустыни.
Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьёв они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, сахарный тростник, хлопчатник.
Слайд 7Кочевые арабы — бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими
стадами по степям, покрытым жёсткой травой и колючим кустарником.
Они
разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд, способный питаться колючими, жёсткими растениями, был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, сёдла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.
Слайд 9Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии
в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали
торговые поселения и города, самым крупным из них был город Мекка.
Каждую весну в течение четырёх месяцев в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и её окрестностях объявляли общий мир.
В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знатные люди Мекки руководили религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников нищей и одеждой.
Слайд 112. Племена бедуинов.
Бедуины делились на множество племён и родов. Из-за
пастбищ и по обычаю кровной мести часто происходили стычки между
племенами, а войны между ними длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это ещё более усиливало рознь среди арабов.
Во главе племён стояли вожди. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков, а также выкупать пленников.
Объединение враждовавших между собой арабских племён было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале VII века Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.
Слайд 133. Мухаммед — основатель ислама.
Объединению арабских племён способствовала новая религия
— ислам.
Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе
его называют Магомет) примерно в 610 году выступил с проповедью новой религии.
Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.
В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, освобождать рабов. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу».
Слайд 14Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда, и в
622 году он со сторонниками переселился в соседний оазис —
Медину. Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.
В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.
Мухаммед стал основателем новой мировой религии — ислама, и главой Арабского государства. Ко времени его смерти под властью мусульман оказалась большая часть Аравии
Слайд 15Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его
речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть.
После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).
Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.
Слайд 164. Мораль и право.
Считалось, что все законы и правила поведения мусульман
изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно
издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране.
На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи — кади.
Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.
Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.
Слайд 175 основных обязанностей:
1) верить, что существует лишь единый Бог -
Аллах, а Мухаммед - Пророк его; шахада
2) молиться пять раз
в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; намаз
3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; ураза/саум
4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; закят
5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество) в святые места - Мекку и Медину.
Слайд 185. Завоевания арабов.
После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители»
Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.
При
первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран
В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство, в Северной Африке подчинили себе племена берберов.
Слайд 19В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная
воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей.
Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров.
Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.
На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.
Слайд 20Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство
арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата
раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.
Слайд 216. Правление Аббасидов
В 750 году власть в халифате перешла к
династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова
Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.
Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселённой долине Междуречья пересекались торговые пути
Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат
Слайд 227. Халиф Харун ар-Рашид.
Время расцвета Багдадского халифата – годы правления
Харуна ар-Рашида (768—809).
Он стал героем сборника сказок «Тысяча и
одна ночь». В них Харун предстаёт справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везира (советника) и телохранителя.
На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Как думаете, зачем Харун мог наведываться в столицу?
Слайд 238. Распад халифата.
Все немусульмане в халифате должны были платить высокие
налоги и содержать за свой счёт армию. Жители завоёванных стран
не имели права носить оружие, такую же, как у арабов, одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.
В VIII—IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.
Наместники — эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.
Слайд 248. Распад халифата.
В середине VIII века один из противников халифа
захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании
— Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад.Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.
Слайд 25Д/З
§9-10, вопросы устно после §
+ Выпишите, что общего в религиозных
представлениях мусульман и христиан?
Чем мусульманские и общественные порядки отличаются от
христианских?
Сравните карты стр. 18, 52 и 74: какая из трех держав была самая обширная?