Слайд 1Предмет и задачи ЭП
Предмет экспериментальной психологии
Задачи ЭК
Методологически принципы экспериментального исследования
Этапы
экспериментального исследования
Слайд 2Предмет эксперимен
тальной психологии
Вундт и Стивенсон. ЭП – вся научная психология
как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов,
личностных свойств и поведения человека.
Американская школа. ЭП – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
Европейская школа. ЭП - есть теория психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.
Слайд 3Задачи экспериментальной психологии
Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.
Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.
Выработка научных
методов психологических измерений. Применение математических методов.
Слайд 4Методологические принципы психол. иссл.
Принцип детерминизма. Все психические явления предопределены
взаимодействием организма с внешней средой. ЭП исходит из того, что
поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. Без причинных связей исследования были бы невозможны.
Слайд 5Принцип объективности. ЭП считает, что объект познания независим от познающего
субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта
от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.
Слайд 6Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и
протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам
невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.
Слайд 7Принцип единства сознания и деятельности. Нельзя отдельно изучать поведение, сознание
и личность; все взаимно переплетено. ЭП изучает поведение, которое образуется
при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация. В русской психологии существует разделение:
- Принцип единства личности и деятельности;
- Принцип единства сознания и личности.
Слайд 8Принцип развития. Психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе
и онтогенезе. Любое наше функционирование бесконечно и зависит как от
стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.
Слайд 9Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы.
Все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу,
в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.
Слайд 10Принцип фальсифицируемости. Требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на
научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Слайд 111 этап экспериментального исследования
Постановка задачи или определение
темы.
Исследование проводится в трех случаях:
1- проверка гипотезы
о существовании явления;
2- проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;
3- проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Первичная постановка проблемы заключается в постановке гипотезы. Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.
Слайд 122 этап экспериментального исследования
Работа с научной литературой –
теоретический обзор. Создается первоначальная база. Теоретический обзор обязательно связан с
темой исследования. (В курсовой работе – цель – показать, насколько знакомы с литературой на выбранную тему). Включает в себя: поиск определений базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования.
Слайд 133 этап экспериментального исследования
Этап уточнения гипотезы и определения переменных. Определение
экспериментальной гипотезы.
Слайд 144 этап экспериментального исследования
Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента (отвечает
на вопрос – «как организовать исследование?»):
1- Позволяет управлять независимой переменной.
Независимая переменная — в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.
2- Позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.
Слайд 155 этап экспериментального исследования
Планирование экспериментального исследования:
1- Выделение дополнительных переменных.
2- Выбор
экспериментального плана.
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического
исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Слайд 166 этап экспериментального исследования
Формирование выборки и распределение испытуемых по группам
в соответствии с принятым планом. Требований к выборке – репрезентативность.
Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции.
Слайд 177 этап экспериментального исследования
Проведение эксперимента
Подготовка эксперимента. Исследователь готовит экспериментальное помещение
и оборудование.
Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в
себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте.
Собственно экспериментирование.
Слайд 188 этап экспериментального исследования
Статистическая обработка
1- Выбор методов статистической обработки
2- Преобразование
экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
3- Проведение статистической обработки
Слайд 199 этап экспериментального исследования
Интерпретация результатов и выводы:
Подтверждение или
опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: “Если А, то В”. Интерпретирует
свои выводы в терминах теоретической гипотезы.
Слайд 2010 этап экспериментал. исследования
Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии,
письме в редакцию научного журнала.