Слайд 1
ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ
Слайд 2План
Общее представление о личности
Факторы социализации, формирования и развития личности
Современные
теории личности
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Подходы
к изучению личности в отечественной психологии
Структура личности
Слайд 3ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ЛИЧНОСТИ
Слайд 4Личность в педагогике – это объект и субъект педагогического процесса,
обучения, воспитания и развития.
Личность в философии личность выступает как
совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Слайд 5 Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида
в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Слайд 6Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил,
ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.
Слайд 7Личность в психологии изучается различными отраслями психологической науки. Обусловлено это
многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.
Слайд 8Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая
психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Слайд 9Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек»,
«индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность».
В житейской практике нередко допускается смещение
понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности.
ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Слайд 11 Человек как вид – это представитель вполне определенного
биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными
специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Слайд 12Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его
психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
Слайд 13Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые
позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность
и поведение в целом.
Слайд 14Субъектность – это способность человека к тому или иному целеполаганию
и соответствующей поставленным целям активности.
Слайд 15Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется
в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах,
потребностях и особенностях человека.
Слайд 17Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной
социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к
окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Слайд 18
«Личность – субъект общественного поведения и коммуникации»
Б.Г. Ананьев
А.В. Петровский
«Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности»
К.К. Платонов
«Личность – человек как носитель сознания»
Слайд 21«Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях»
А.Н. Леонтьев
Слайд 22Факторы социализации, формирования
и развития личности
Слайд 23Биологический фактор. Физиологические особенности человека и в первую очередь особенности
общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга,
развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Слайд 24Социальные факторы формирования и развития личности
Слайд 31
Теории личности – это совокупность гипотез или предположений о природе
и механизмах развития личности.
Слайд 37Существуют следующие основные типы современных теорий личности.
Слайд 43Основные подходы к изучению личности
в зарубежной психологии
Слайд 44В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению
личности.
Слайд 45Подходы к изучению личности
Теории
Теория социализации
Теория
научения
Теория
ролей
Социогенетический
Биогенетический
Психогенетический
Ориентации
Психодинамическая
Когнитивистская
Персонологическая
Слайд 46Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя
из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми.
Слайд 47Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью
лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Слайд 50Дикий мальчик Питер
Дикий мальчик Питер
Слайд 53Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно
ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения
суммы знаний и навыков (Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.).
Слайд 54Важным в теории ролей является утверждение о том, что основной
механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается
как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с другими людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов.
Слайд 55Биогенетический подход. Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, так
как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.
Слайд 56С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому
индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза.
Слайд 57Младенчество воспроизводит животную фазу развития.
Детство соответствует эпохе, когда главными
занятиями древнего человека были охота и рыболовство.
Период от 8
до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма и т.д.
Слайд 58Другой вариант биогенетического подхода разрабатывался представителями «конституционной психологии».
Э. Кречмер,
исследуя проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что
между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать однозначная связь.
Слайд 59Особенно ярко биологизм выступает в трактовке
З. Фрейда, который считал,
что поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, в
первую очередь сексуальными.
Слайд 60Психогенетический подход. Не отрицает значение ни биологии, ни среды, но
на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
Слайд 61В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности
главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики
(Э. Эриксон и др.).
Слайд 62Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности
(Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
Слайд 63Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии
личности в целом (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)
Слайд 64Подходы к изучению личности
в отечественной психологии
Слайд 65
Б.Г. Ананьев рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как
биологический вид, как индивида в онтогенезе, как личность, как часть
человечества.
Согласно подходу А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.
.
Слайд 66
Суть подхода К.К. Платонова в том, что личность имеет динамическую
функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов,
биопсихические свойства.
Д.Н. Узнадзе полагает, что личность – это целостное и духовное образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.
Слайд 68Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально
значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека,
сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Слайд 69Структура личности в представлении
отечественных психологов
Слайд 73Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Слайд 75Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно
врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание.
Слайд 76Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные
на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным
влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Слайд 77Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных
психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций,
чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.
Слайд 78Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности,
ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной
степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Слайд 79Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры,
образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как
общие интегративные качества личности.
Слайд 80
Подструктура направленности
Подструктура особенностей психических процессов
Подструктура биопсихических свойств
Подструктура социального опыта
Характер
Способности
Слайд 81Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это
сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма
духовной жизни человека.
Слайд 82Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с
другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.
Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Слайд 83Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в
виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.